Урок — путешествие в 5 классе
Тема: «Устройства вывода информации»
Цели урока:
Обучающая: обеспечить усвоение материала на уровне первичного восприятия, осмысления и закрепления, познакомить учащихся с устройствами вывода информации дисплеем, принтером, графопостроителем, с их видами и назначением;
Развивающая: создать условия для развития логического и алгоритмического мышления, внимания, памяти, интуиции, практических умений и навыков набора текста с клавиатуры;
Воспитывающая:Содействовать воспитанию чувства прекрасного, информационной культуры, бережного отношения к информации и ЭВМ, любви и устойчивого интереса к предмету.
Наглядность и оборудование к уроку:
Принтер, дисплей, плакаты «Архитектура ЭВМ», кроссворд, распечатка конспектов урока, ребусы учащихся 5 классов (прошлого учебного года), кукла Емеля, печка – ширма, карта – путешествия, тексты для набора с клавиатуры, презентация «Устройства вывода информации».
Ход урока:
оргмомент
проверка домашнего задания
объяснение нового материала
закрепление (набор текста)
итог урока
домашнее задание
рефлексия
Урок проводится в форме путешествия с героем русской народной сказки «По щучьему велению» — Емелей. Учитель выступает в двух ролях в роли Емели и в собственной роли учителя.
1 этап – оргмомент
Уч. Здавствуйте ребята! Садитесь. Тема нашего урока «Устройства вывода информации». Запишите тему урока в тетрадь. Урок у нас необычный, урок – путешествие, а путешествовать мы будем вместе с героем русской народной сказки «По щучьему велению». Ребята, как его зовут?
Емеля!
Уч. Молодцы.! Вы, верно, угадали, а значит, сказку все читали.
А Емелей буду я.
2 этап урока – проверка домашнего задания
Емеля
Здравствуйте дорогие друзья!
Новость такую услышал я,
Что вы информатику изучаете
И много о компьютере знаете.
А правда это или нет
На этот вопрос я узнаю ответ.
Кроссворд я сочинил для вас,
Заполните его тотчас.
Знания ваши сейчас я проверю,
Все разгадаете, вам я поверю,
Что вы много знаете,
Не зря информатику изучаете.
Уч. Давайте ребята попробуем разгадать кроссворд.
на ручку похоже оно, называется (световое перо) для чего необходимо световое перо?
что ж ты милый морщишь носик. Как зовут устройство? (джойстик) для чего необходим джойстик, какие бывают джойстики?
что же ты дружок молчишь? Как зовут устройство?
( мышь) какие бывают мышки и для чего они нужны?
код полосковый запомнит, распознает текст любой, любой пример, а зовут его..(сканер) назначение сканера.
очень важная натура, цифра 5…( клавиатура). Для чего она необходима и почему для нас важна?
Ребята, отвечая на вопросы, заполняют кроссворд, остаются незаполненными клеточки «дисплей», «графопостроитель», «принтер», которые заполняются в ходе урока по мере изучения материала, незаполненными остаются клеточки «модем». Это устройство изучается на следующем уроке и заполняется позже.
3 этап – изучение нового материала.
Ну, молодцы! Все молодцы!
И молодцы и красны девицы!
Задачу вы мою легко решили,
Но надо, чтоб в дорогу мы с вами поспешили.
Отправляемся в компьютерный город
Все, кто весел и молод.
Уч. Сейчас ребята мы отправимся в путешествие с Емелей в гости к устройствам вывода информации. Первое устройство, с которым мы с вами познакомимся Дисплей.
Сейчас Емеля прочтет своё стихотворение о данном устройстве. Ваша задача слушать внимательно и попробуйте догадаться, для чего необходим дисплей.
Посмотрите поскорей
На столе стоит дисплей.
Как красив он и хорош
На телевизор он похож.
Он не нужен в классе вроде?
Нет, он информацию выводит!
А еще, с недавних пор
Его зовут все – монитор.
Уч. Для чего нам нужен монитор – дисплей?
Давайте посмотрим с вами, какую информацию может выводить дисплей. (таблица «Какую информацию выводит дисплей»). Дисплей бывают черно – белыми , монохромными, цветными (по выводу изображения), На карте передвигаем флажок на остановку «Дисплей».
Уч. Продолжаем наше путешествие. Отправляется в гости к Принтеру.
Принтер наш помощник славный,
Без него мы никуда.
Если нужно текст размножить,
Обратись к нему тогда.
Текст в компьютер мы введем,
Принтер мы к нему подключим,
На бумаге копию получим,
Если нужно даже сто!
Ребята вы внимательно слушали Емелю? Ответьте на вопрос, для чего необходим принтер? Сейчас мы с вами узнаем какие бывают принтеры.( матричные, струйные, лазерные, принципы работы). Давайте заполним кроссворд. (записывается слово «принтер», ставим на карте флажок на остановку «Принтер».) Продолжим наше путешествие. Едем в гости к Графопостроителю.
Емеля (по картинке)
Сюда ребята посмотрите.
Это графопостроитель.
Он рисует все подряд
И игрушки в детский сад,
Схемы, карты, чертежи
И гостиниц этажи.
Он хороший, славный мастер.
Есть на планочке фломастер,
Есть на планке у него
Три фломастера еще.
Можно их переставлять,
Цвет рисунка изменять.
Он рисует, не стирает,
Им компьютер управляет!
К компьютеру его ты подключи,
Рисунок на экране набери.
Не нужно больше делать ничего.
Получишь на бумаге ты копию его!
Учитель Для чего необходим графопостроитель? Молодцы, ребята. А большие чертежи можно построить с помощью плоттера (демонстрация рисунка, созданного плоттером, перемещаемся по карте на остановку «Графопостроитель»)
4 этап – закрепление
Ох, как много вы узнали.
Может, вы друзья устали?
Знания требуют закрепления.
Покажите мне свои умения.
Наберите текст без промедления
Быстро !У меня кончается терпение!
Учитель Ребята давайте угодим Емеле и наберем с клавиатуры предложенный текст: «Дисплей или монитор – устройство вывода в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей. Различают алфавитно – цифровые и графические мониторы, а также монохромные мониторы и мониторы цветного изображения. Графопостроитель –устройство вывода информации, он чертит графики, рисунки и диаграммы под управление компьютера. Принтер – устройство, осуществляющее вывод информации в виде печатных копий текста или графики. Различают матричные, лазерные и струйные принципы». Учитель еще раз проговаривает основные понятия урока, но уже совместно с учениками. Акцентирует внимание, что остались свободными клеточки – это тема следующего занятия.
5 этап – подведение итогов
Молодцы! Порадовали меня.
Учите предмет не зря!
За работу вас благодарю
И на память вам подарки подарю.
До свиданья детвора,
Мне на печку спать пора.
Учитель. Вам всем Емеля на память оставил открытки, внутри которых вы найдете конспект урока, его он напечатал на нашем принтере, чем облегчил вам работу над конспектом. Нам не нужно было ничего писать, наклейте лишь листок в тетрадь. Вот как может облегчить труд человеку его хороший помощник – компьютер (оценка знаний учащихся с комментарием оценок).
6 этап – домашнее задание
Ребятам предлагается ребус, созданный учениками 5 класса , их предшественниками. Затем учитель ставит проблему создать самим ребус, кроссворд, стихотворение, нарисовать рисунок, написать стихотворение об изученных устройствах. Причем предлагается любая форма работы на выбор.
этап – рефлексия
Учащимся раздаются карточки с изображением мордашки. Учитель предлагает нарисовать рот, который даст оценку уроку. В основном все учащиеся рисуют улыбку, у значит урок удался и все остались довольны.