Вычислительные таблицы. Расчеты в Excel.
7-й класс
Цели:
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
расширять представление о вычислительных таблицах;
расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
закрепить навыки создания таблиц;
Задачи:
Образовательные:
изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;
сформировать навыки самостоятельной работы;
систематизировать полученные знания.
Развивающие:
развитие мышления, формирование умений делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности;
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание культуры.
Вид урока: урок формирования новых знаний и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Оборудование:
компьютеры;
комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
презентация
Основные понятия:
табличная информационная модель,
вычислительная таблица,
формула.
Ход урока
Актуализация и проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы говорили о вычислительных таблицах.
Обсуждаются вопросы:
Что называется вычислительной таблицей?
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».
В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.
Пример 1:
Цена, руб. | Количество | Стоимость |
| |
Тетрадь, 12 л., клетка | 3 | 10 | 30 |
|
Тетрадь, 12 л., линейка, косая | 2,5 | 10 | 25 |
|
Альбом для рисования, 8 л. | 5 | 4 | 20 |
|
Карандаши цветные «Зарница», 6 шт. | 20 | 1 | 20 |
|
Авторучка | 5 | 6 | 30 |
|
Карандаш простой | 1 | 6 | 6 |
|
Цветная бумага, 8 цв. | 12 | 2 | 24 |
|
Итого: |
| 39 | 155 |
|
|
|
|
|
|
стоимость = цена * количество |
| |||
| ||||
|
|
|
|
|
Самое главное:
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».
В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.
Задание 1. Клумбы
С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, ее стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.
Размеры | ||||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 |
|
2 | 3 | 4 | 5 |
|
3 | 4 | 3 | 3 |
|
4 | 4 | 4 | 4 |
|
5 | 7 | 5 | 7 |
|
Итого: |
|
|
|
|
Решение данной задачи
Шаг1.
Размеры | ||||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 | =стр1+стр2+стр3 |
2 | 3 | 4 | 5 |
|
3 | 4 | 3 | 3 |
|
4 | 4 | 4 | 4 |
|
5 | 7 | 5 | 7 |
|
Итого: |
|
|
|
|
Шаг2
Размеры | ||||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 | =5+5+7 |
2 | 3 | 4 | 5 | =3+4+5 |
3 | 4 | 3 | 3 | =4+3+3 |
4 | 4 | 4 | 4 | =4+4+4 |
5 | 7 | 5 | 7 | =7+5+7 |
Итого: |
|
|
| =кл1+кл2+кл3+кл4+кл5 |
Шаг3
Размеры | ||||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 | =17 |
2 | 3 | 4 | 5 | =12 |
3 | 4 | 3 | 3 | =10 |
4 | 4 | 4 | 4 | =12 |
5 | 7 | 5 | 7 | =19 |
Итого: |
|
|
| =70 |
Шаг 4. Используя полученные данные, ответим на вопросы:
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
Физкультминутка
Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12–20 минуте от начала урока.
Продолжительность 1–2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)
Практическая работа. Решение задач с использованием готовых таблиц в файле Excel
Задача 1. Веселые человечки. Путешествия
Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км.
Какое расстояние проехал каждый из человечков какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде?
Задача 2. Веселые человечки. Пирожки
Веселые человечки решили сходить в поход. Пончик испек для всех пирожки с мясом, яблоками, капустой и повидлом и разложил их по пакетам, кулькам и коробкам. Пирожков с мясом оказалось 3 коробки, 2 кулька и 3 пакета. Пирожков с яблоками – 5 пакетов, 1 кулек и 2 коробки. Пирожков с повидлом – 6 кульков и 1 коробка. Пирожков с капустой – 2 пакета, 1 коробка и 1 кулек. В коробку вмещается 20 пирожков, в пакет – 25, в кулек – 15.
Сколько всего пирожков испек Пончик и сколько среди них было пирожков каждого сорта; сколько пирожков было уложено в упаковку каждого вида?
Подведение итогов, выставление оценок.
Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.
При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?
6. Домашнее задание §2.7 (стр. 75 – 78);
Литература: (слайд 19, 20)
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.