Урок информатики в 11 классе по теме «Запросы к базе данных».
Цели урока – познакомить учащихся с понятиями «запрос в БД», «запрос на выборку» и научить создавать запросы на выборку информации в СУБД Microsoft Access 2007.
Задачи урока:
Воспитательная – воспитание информационной культуры.
Образовательная – научить создавать простые запросы на выборку информации без использования логических операций и с использованием одной или нескольких логических операций; формировать системно-информационный подход к анализу информации окружающего мира.
Развивающая – развитие мышления; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка целей и задач урока
Сегодня нам предстоит научиться искать информацию в базе данных, то есть сформировать запросы к базе данных.
Объяснение нового материала
Действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, называют манипулированием данными. К ним относятся выборка данных по некоторым условиям, сортировка данных, обновление, удаление и добавление данных. Выполнение этих действий производится с помощью запросов.
Запрос – это команда на выполнение определенного вида манипулирования данными.
Существует универсальный язык, на котором формулируются запросы многих СУБД. Он называется SQL (Structured Query Language) – структурированный язык запросов. На основании этого языка в большинстве современных СУБД есть встроенные средства для создания запросов. Высокоуровневым средством формирования запросов в СУБД Access является Конструктор запросов, который можно рассматривать как своеобразную оболочку к языку запросов SQL. Для формирования запроса в конструкторе используется табличная форма.
Рассмотрим, как формируются запросы с помощью Конструктора запросов:
Нажимаем «Создание»;
Выбираем «Конструктор запросов»;
Добавляем таблицу;
Выбираем список выводимых на экран полей;
Пишем условие отбора;
Указываем сортировку в полях;
Нажимаем «!» — выполнить;
Сохраняем запрос.
Запрос создаётся в таблице:
|
|
|
|
|
| |
Имя таблицы: |
|
|
|
|
|
|
Сортировка: |
|
|
|
|
|
|
Вывод на экран: |
|
|
|
|
|
|
Условие отбора: |
|
|
|
|
|
|
или: |
|
|
|
|
|
|
Создавая условия отбора, иногда используют фильтры по маске:
Назначение | |
Like «*монархия» | значение заканчивается на слово «МОНАРХИЯ» |
Like «м*» | значение начинается на букву «М» |
Like «*м» | значение заканчивается на букву «М» |
Like «*м*» | значение содержит в середине букву «М» (в начале, в середине или в конце) |
Like «*монархия*» | значение содержит в середине слово «МОНАРХИЯ» (в начале, в середине или в конце) |
Практическая работа 6. Создание запросов (стр.180-182)
Задание 4.25. Создание запроса на выборку
Название запроса: Монархия.
Название Континента | Название страны | Государственное устройство | |
Имя таблицы: | Континенты | Страны | Страны |
Сортировка: | по возрастанию | по возрастанию |
|
Вывод на экран: |
|
|
|
Условие отбора: |
|
| Like «*монархия*» |
или: |
|
|
|
Задание 4.26. Условия отбора и сортировка в запросах
Название запроса: Население.
Название Континента | Название страны | Население | |
Имя таблицы: | Континенты | Страны | Страны |
Сортировка: |
|
| по возрастанию |
Вывод на экран: |
|
|
|
Условие отбора: |
| «Европа» | < 10000000 |
или: |
|
|
|
Название запроса: Южное полушарие.
Название Континента | Название страны | Название пункта | Географическая широта | |
Имя таблицы: | Континенты | Страны | Населенные пункты | Населенные пункты |
Сортировка: |
|
|
| по убыванию |
Вывод на экран: |
|
|
|
|
Условие отбора: |
|
|
| < |
или: |
|
|
|
|
Постановка домашнего задания
Прочитать записи в тетради, придумать 5 запросов к базе данных ГЕО, представить эти запросы в табличной форме в тетради.
Подведение итогов урока
Что такое запрос? Запрос – это команда на выполнение определенного вида манипулирования данными из БД.
Какие типы запросов существуют? На выборку и сортировку, на добавление, на удаление, на обновление.
Что является результатом запроса на выборку? Результатом запроса на выборку является таблица, содержащая значения указанных полей из записей, удовлетворяющих указанным условиям отбора.
Выставление оценок.