Конспект урока «Виды и свойства информации» 10 класс

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №5» г. Белгорода













Конспект урока

по информатике на тему:

«Виды и свойства информации»

для учащихся 10 классов


















Подготовила:

Кобзева Ирина Алексеевна,

преподаватель информатики

ГОУ НПО ПУ №5











Белгород

2010


Тема урока: Виды и свойства информации

Цели: Освоить виды и свойства информации; различать сигналы и знаки как носители информации; различать виды сигналов по физической природе.

Ход урока

1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Какие виды носителей информации вы знаете? (Выделяют три основных вида носителей информации: бумажный, магнитный, оптический.)

Что стало основанием для выделения таких видов носителей информации? (Выделенные носители информации систематизированы по выполняемым функциям, в конкретном случае в качестве основания использованы способы хранения информации.)

Приведите примеры, где различные объекты используются в качестве носителей информации. (Береста, камень, гранитная плита.)

III. Теоретический материал урока

Виды информации были подробно рассмотрены в 8 классе. Назовите, какие виды информации вы знаете.

В качестве основания была использована классификация по способу представления, то есть информация может быть графической, текстовой, символьной, музыкальной, числовой. Различают и информацию по характеру отражаемого смысла: аксиологическая, семиотическая, синтаксическая и т. д. Рассмотрим основные определения.

Информация аксиологическая — совокупность управляющих сигналов, необходимых для жизнеобеспечения и (или) адекватного функционирования самоуправляемых систем.

Информация гносеологическая — 1) данные о внешнем мире, которые мы получаем путем непосредственного воздействия на органы чувств окружающих предметов, а также опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других людей; 2) результат познавательной деятельности человека.

Информация кибернетическая — это та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия и управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития систем различной природы (социальной, технической и социотехнической). Термин используется в теории управления.

Информация коммуникативная — это информация либо текст, взятый в событийном аспекте; либо речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент человеческого взаимодействия или когнитивного процесса.

Информация семантическая — 1) сведения, сообщения, несущие знания; 2) смысл или содержание, заключенное в сообщении; З) смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений.

Информация семиотическая — процесс и результат отражения реального мира, выраженного в знаках.

IV. Выполнение практического задания

Заполните таблицу необходимыми данными:

Свойства информации — качественная характеристика полученной (воспринятой) человеком информации относительно его исходных знаний (новизна), интересов и потребностей (актуальность) И Т. д. Наиболее удобно представлять свойства информации как меру чего-либо:

Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "ЧАСТУШКИ" 4 класс

актуальность — как мера соответствия ожиданиям или потребностям;

важность — как мера соответствия решаемой информационной задаче;

достоверность — как мера соответствия истине;

понятность — как мера восприятия смысла;

целостность — как мера системности;

новизна — как мера нового знания;

полнота — как мера целостности описания, целостности исходных данных, необходимых для решения поставленной задачи;

четкость — как мера соответствия формы представления информации возможностям восприятия информации приемником;

толерантность как мера удобства восприятия и удобства использования данных, представленных в той или иной форме;

релевантность — как мера соответствия потребностям потребителя информации;

объективность — как мера отвлеченности от интересов определенного круга людей;

адекватность—как мера соответствия текущему состоянию системы;

стоимость — как мера сложности добывания информации;

секретность — как мера недоступности массовому пользователю (потребителю) закрытой информации и т. д.

V. Закрепление изученного материала

Приведите примеры, в которых выделите основные свойства информации.

Ответьте на вопросы: информативность сообщения зависит от выполнения всех свойств информации или нет? Какие свойства являются достаточными и необходимыми для повышения информативности сообщения?

Заполните таблицу, дав определение понятиям.

Методические рекомендации. В процессе выполнения задания учащиеся должны подойти к пониманию того, что существует обобщающее понятие для сигнала и знаков. Таким понятием является язык, не только воспринимаемый как средство общения, но и являющийся основным носителем информации, позволяющиi сохранять и передавать информацию между субъектами общения, а также используемый для долговременного хранения информации. С одной стороны, язык хранит формализованные одним поколением знания, с другой стороны, даже определенная формализация включает смысловое многообразие трактовки исторических данных.

Язык — это совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации. В области знаний информатика и информационные технологии — это понятия, обозначающие средство описания данных и алгоритмов. Язык — основной объект изучения в языкознании. Под языком прежде всего понимают естественный человеческий язык, а также языки искусственные и языки животных. С языком неразрывно связано абстрактное мышление. Язык — способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслимого другим людям. Функции естественного языка многочисленны и многогранны. Язык — это средство повседневного общения людей; средство общения в практической и научной деятельности; средство передачи опыта, накопленных знаний; инструмент осуществления процесса обучения, воспитания; средство хранения информации, важнейшая часть культуры всякого народа; средство познания окружающей действительности; знаковая информационная система, в которой информация передается с помощью знаков (слов) естественного или искусственного языка.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Жизнь диких животных зимой"

Языки естественные — с одной стороны, — это абстрактное представление о едином человеческом языке, а с другой стороны, это класс знаковых систем. Конкретные естественные языки это многочисленные реализации свойств языка вообще, в которых язык (русский, английский и т. д.) представляет собой некую конкретно существующую знаковую систему, используемую в некотором социуме в определенном времени и пространстве. Язык — это естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая (семиотическая) система. Язык как система обладает внутренней целостностью и единством. Важнейшей функцией языка являются операции над информацией, создание, хранение и передача информации.

Языки искусственные — в информатике и информационных технологиях это знаковая система, создаваемая для использования в тех областях, где применение естественного языка неудобно, невозможно или неэффективно. Искусственные языки различаются по специализации и по назначению, а также по степени сходства с естественными языками. К искусственным языкам относится, например, язык алгоритмический, созданный как средство описания данных и алгоритмов.



Литература:

  1. Информатика 10-11 класс С. А. Бешенкова, Е. А. Ракитина, М.: Бином. Лаборатория знаний

  2. Информатика 10-11 класс Н. Д. Угринович М.: Бином. Лаборатория знаний

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: