Областное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г.Курска
Проектная деятельность в школе (7 класс)
Подготовила учитель информатики, инструктор по трудовому обучению
Михайлова Ольга Владимировна
2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Я слышу — я забываю,
Я вижу — я запоминаю,
Я делаю — я понимаю».
(Китайская пословица)
Взяв в руки практически любой педагогический журнал, мы найдем там различные формулировки основной задачи образования — воспитать человека, способного стать успешным в условиях современного, быстро меняющегося мира. А как это сделать? Этот вопрос каждый учитель решает сам, учитывая как свои личные возможности и потребности, так и возможности и потребности своих воспитанников.
Если мы хотим воспитать послушных исполнителей, то вполне достаточно средств обучения, которые позволяли бы жестко регламентировать и дозировать информацию для обучающегося, а потом ее контролировать. Если же кроме исполнителя, мы хотим воспитать человека самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются другие средства обучения, методологические и педагогические приемы. Здесь необходимо каждому обучающемуся дать шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности и в различных социальных ролях.
Ни для кого уже не секрет, что нынешние выпускники должны владеть знаниями и навыками работы на компьютере. Но сегодня уже мало просто научить учеников нажимать на кнопки, надо дать четкое представление о том, где они смогут применить полученные знания и использовать выработанные навыки, только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными.
Применение метода проектов в преподавании информатики в школе-интернате явилось поиском путей решения явно обозначившихся проблем. Воспитанники, приступающие к изучению информатики, имеют маленький стартовый уровень знаний и умений. Для них необходимо начинать обучение с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. Очень трудно при малом количестве часов (по информатике — 34 за год обучения) сделать преподавание базового курса информатики интересным и наглядным, трудно добиться устойчивых навыков у детей, которые, в отличие от домашних, не имеют компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений.
Следуя классикам, вспомним, что научить никого нельзя, можно только научиться. Значит, надо организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а учителю — проконтролировать прирост знаний и умений воспитанника.
Реализовать все вышесказанное можно, используя в процессе обучения метод проектов.
Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.
Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности воспитанников, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Виды проектов
Типы проектов могут быть условно определены по следующим признакам:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательский, творческий, информационный, поисковый, практико-ориентированный, игровой и др.
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одного предмета), межпредметный проект (такие как правило выполняются во внеурочное время)
Число участников проекта: индивидуальный, групповой
Продолжительность выполнения проекта: краткосрочные (разработаны на нескольких уроках), среднесрочные (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Проектная деятельность невозможна без планирования. Существуют стандартные этапы, которых нужно придерживаться при работе над проектом:
подготовительный этап;
этап планирования;
исследовательский этап;
отчет-представление результатов исследования;
этап оценки результатов выполнения проекта.
Использование метода проектов в нашей школе-интернате
Увидев возможности, которые открывает перед учителем и воспитанником проектная деятельность, я решила использовать данный метод обучения в процессе преподавания своего предмета — информатики. Техническое оснащение кабинета информатики вполне позволяет заняться проектной деятельностью: 10 ученических компьютеров и компьютер учителя, соединенные в локальную сеть, мультимедийный проектор, принтер, сканер, интерактивная доска, доступ в Интернет.
Проблема мотивации обучения решается легче, если задача, выбранная для реализации проекта, будет иметь практическую значимость, а ее результат может быть использован реально в жизни или в процессе обучения. Тогда воспитанники ощущают качественно новый социально значимый уровень компетентности, при этом обеспечивается развитие профессиональных качеств.
Методика работы над проектом
Методику проектной деятельности я рассмотрю на основе своего первого проекта «Сигарете скажем — НЕТ».
Замысел проекта «Скажем сигарете — НЕТ» продиктован реальными проблемами современного общества. С каждым годом курильщики «молодеют». Приобщение к курению очень часто происходит в школьном возрасте. Когда человек впервые пробует закурить, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение.
Тип проекта: социальный учебно-исследовательский, межпредметный,
с открытой явной координацией, внутренний (все участники проекта учатся в одном классе); долгосрочный (около 3 месяцев)
Генеральная цель проекта — борьба с ранним курением воспитанников. Её можно добиться, поставив ряд более конкретных и достижимых подцелей.
Исследовать вопросы курения, задействовав изучаемые предметы
Исследовать причины курения и воздействия никотина на организм подростка
Показать вред курения сточки зрения врачей
Показать перспективы курения
Вовлечь в обсуждение проблемы воспитанников
Провести мероприятие по борьбе с курением «Сигарете скажем — НЕТ!»
Для исследования вопросов, связанных с курением, мы попытались задействовать ресурсы различных предметов. На уроках химии обучающиеся узнали о составе табачного дыма, на уроках биологии рассмотрели влияние компонентов табачного дыма на живой организм. Используя ресурсы Интернета, воспитанники узнали о:
появлении и распространении табака в Европе и в России;
составе табачного дыма;
влиянии табачного дыма на растущий организм
Воспитанники подготовили данные для того, чтобы каждый желающий мог для себя ответить на вопрос: «Что будет, если вовремя не бросить курить?», другими словами увидеть перспективу курения.
В результате работы над проектом была подготовлена презентация о вреде курения.
Завершением работы по проекту стало мероприятие «Сигарете скажем – нет!».
Самое главное в проектной работе − формирование таких умений, как работа в команде, сбор интересующей информации. Эта технология связывает обучение и воспитание воедино.
При разработке проекта были использованы следующие материалы:
Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М., 1997.
Новикова Т. А., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
Научно-практический журнал Завуч для администрации школы , 2003, № 6.
Журнал информатика и образование 2005 г. № 8, 9, 10.
Ресурсы сети Интернет.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000;
Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.// Школьные технологии. 2001 №2. С. 108-115;
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом.// Образование в современной школе. 2000.№4.с.21-27;
Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся // Издательство «Учитель» Волгоград 2009.