СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
«Согласовано» Зам. директора по НМР __________ / / «___»___________2013 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ / / Протокол педсовета № ___ от «___»___________2013 г. |
Программа
факультативного курса
«Начала программирования»
для 8 А класса физико-математического профиля
Автор-составитель:
Сенчилова Ольга Константиновна,
учитель информатики и ИКТ
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
Содержание учебного материала по курсу
Требования к уровню подготовки выпускников
Календарно-тематическое планирование
УМК и дополнительная литература по курсу
Приложения
Общая характеристика факультативного курса
Алгоритмизация и программирование являются одной из содержательных линий курса информатики и ИКТ основной школы и составляют суть предметной олимпиады по информатике, которая проводится по единым текстам для школьников 9-11 классов. Таким образом, поскольку в курсе информатики программирование на языке высокого уровня изучается лишь во втором полугодии 9 класса, без дополнительной подготовки девятиклассники не имеют шансов справиться с заданиями олимпиады, так как все они предполагают наличие у учащегося хорошо сформированных навыков программирования.
Данный курс направлен на получение обучающимися начальных знаний по программированию на языке PascalABC, изучение базовых алгоритмических конструкций, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся. Программа курса предусматривает опережающее изучение базовых типов и структур данных языка Паскаль по сравнению с основным курсом информатики, что поможет учащимся в дальнейшем в подготовке к олимпиадам и конкурсам по информатике и программированию.
Цели, задачи и образовательные результаты
Курс преследует цель формирования у обучающихся предметной компетенции в области технологии программирования и моделирования с использованием программной среды PascalABC, способствует развитию информационной компетенции и профессиональному самоопределению.
Для этого решаются следующие задачи:
освоение знаний о базовых принципах программирования на языке высокого уровня;
овладение умениями работы в базовой среде PascalABC;
приобретение опыта применения типовых алгоритмов обработки простых структур данных, строк, графики;
формирование основных навыков проектирования в среде PascalABC;
развитие познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к профессиям инженерно-технического направления и результатам их труда;
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Место курса в учебном плане
Курс предлагается для изучения учащимся 8 класса физико-математического профиля школы-интерната и рассчитан на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы и методы обучения.
В данном курсе предполагается наряду с традиционными формами и методами обучения организация проектной деятельности учащихся.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены ниже в Требованиях к уровню подготовки и содержат компоненты: иметь представление, знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний и понятий, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных прикладных задач.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | |
| Базовые конструкции языка программирования PascalABC | 12 |
| Обработка строк в PascalABC | 5 |
| Программирование графики в PascalABC | 4 |
| Создание программного проекта | 10 |
| Резерв | 4 |
| Итого: | 35 |
Базовые конструкции языка программирования PascalABC (12 часов)
Понятие алгоритма. Среда PascalABC. Простейшая программа. Структура программы. Основные элементы языка. Оператор вывода. Вывод текстовых констант. Типы данных. Оператор ввода. Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания. Стандартные числовые процедуры и функции. Целочисленная арифметика. Оператор ветвления. Операторы циклов с предусловием, с постусловием, с параметром.
Обработка строк в PascalABC (5 часов)
Особенности строкового типа String. Операции над строками. Строковые процедуры и функции. Преобразование «строка-число». Алгоритмы работы со строками.
Программирование графики в PascalABC (4 часа)
Модуль графики GraphABC. Графические примитивы. Задание цвета. Вывод текста в графическом окне. Случайные числа. Простейшая анимация.
Создание программного проекта (10 часов)
Общие сведения об основных этапах выполнения программного проекта. Разработка ядра программы. Режим отладки в среде PascalABC. Отладка ядра программы. Требования к пользовательскому интерфейсу. Интеграционный процесс отладки. Разработка документации.
Резерв (4 часа)
В результате изучения курса ученик должен:
иметь представление об
общих вопросах разработки программного проекта по решению заданной задачи;
планировании своей деятельности с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределении работы при коллективном подходе;
путях повышения своей компетенции через совершенствование навыков программирования;
знать/понимать
технологию решения простейших задач посредством программной среды PascalABC;
основные алгоритмические конструкции;
базовую структуру программ на языке PascalABC;
правила описания простых типов данных в PascalABC, строкового типа;
назначение, правила исполнения и записи в языке PascalABC основных алгоритмических конструкций;
принцип разработки программы с последующей ее отладкой;
уметь
рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования безопасной работы за компьютером;
мотивированно выбрать алгоритмические конструкции для решения простейших задач и реализовывать их в среде PascalABC;
составлять простейшую документацию на разработанную программу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
получения технических и технологических сведений из разнообразных источников, в том числе технической литературы по программированию;
создания несложных программ для автоматизации расчетов и решения задач в областях математики, физики, химии и др., а также для домашнего использования.
Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | |
| Базовые конструкции языка программирования PascalABC | 12 |
|
|
| Понятие алгоритма. Среда PascalABC. Простейшая программа | 1 |
|
|
| Структура программы. Основные элементы языка | 1 |
|
|
| Оператор вывода. Вывод текстовых констант | 1 |
|
|
| Типы данных. Оператор ввода | 1 |
|
|
| Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания | 1 |
|
|
| Стандартные числовые процедуры и функции | 1 |
|
|
| Целочисленная арифметика | 1 |
|
|
| Оператор ветвления | 1 |
|
|
| Решение задач с использованием ветвления | 1 |
|
|
| Операторы циклов с условием | 1 |
|
|
| Оператор цикла с параметром | 1 |
|
|
| Решение задач с использованием циклов | 1 |
|
|
| Обработка строк в PascalABC | 5 |
|
|
| Особенности строкового типа String. Операции над строками. Строковые процедуры и функции | 1 |
|
|
| Преобразование «строка-число» | 1 |
|
|
| Алгоритмы работы со строками | 1 |
|
|
| Решение задач на обработку строк | 1 |
|
|
| Решение задач на обработку строк | 1 |
|
|
| Программирование графики в PascalABC | 4 |
|
|
| Модуль графики GraphABC. Графические примитивы. Задание цвета | 1 |
|
|
| Вывод текста в графическом окне | 1 |
|
|
| Случайные числа. Простейшая анимация | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Создание программного проекта | 10 |
|
|
| Общие сведения об основных этапах выполнения программного проекта. Разработка сценария проекта | 1 |
|
|
| Разработка ядра программы | 1 |
|
|
| Разработка ядра программы | 1 |
|
|
| Режим отладки в среде PascalABC. Отладка ядра программы | 1 |
|
|
| Требования к пользовательскому интерфейсу. Разработка пользовательского интерфейса | 1 |
|
|
| Интеграционный процесс отладки. Подготовка к защите проекта: разработка документации | 1 |
|
|
| Подготовка к защите проекта: подготовка презентации и выступления | 1 |
|
|
| Защита выполненного проекта | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Подведение итогов работы по проекту | 1 |
|
|
| Резерв | 4 |
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
Литература для обучающихся
Гусева А.И. Учимся программировать: Pascal 7.0. – М.: «Диалог-МИФИ», 1998.
Кашеварова В.А. «PascalABC. Часть I. Основные конструкции» – Смоленск, 2007.
Немнюгин С., Перколаб Л. Изучаем Turbo Pascal. – СПб.: Питер, 2004.
Литература для учителя
Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Епанешников А. М., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. — М: Диалог-МИФИ, 1995
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Зубов В.С. Программирование на языке ТURBOPASCAL. – М.: «Филинъ», 1997.
Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – М.:BHV, 2001
Марченко А.И., Марченко Л.А. Turbo Pascal 7.0. – М.:Бином Универсал, 1996.
Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0 Начальный курс. – М.:Нолидж, 1998.
1. Примерный список задач для решения
Тема занятия | Задачи | |
1. | Оператор вывода. Вывод текстовых констант |
|
2. | Типы данных. Оператор ввода |
|
3. | Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания |
|
4. | Стандартные числовые процедуры и функции |
|
5. | Целочисленная арифметика |
|
| Оператор ветвления |
|
| Операторы циклов с условием |
а) количество цифр в нем; б) сумму его цифр; в) произведение его цифр; г) среднее арифметическое его цифр; д) сумму квадратов его цифр; е) сумму кубов его цифр; ж) его первую цифру; з) сумму его первой и последней цифр.
а) является ли заданное число степенью числа 3; б) является ли заданное число степенью числа 5.
а) есть ли в нем цифра 3; б) есть ли в нем цифры 2 и 5.
|
| Оператор цикла с параметром |
а) все целые числа от 20 до 35; б) квадраты всех целых чисел от 10 до b (значение b вводится с клавиатуры; ).
а) сумму квадратов всех целых чисел от 10 до 50; б) сумму квадратов всех целых чисел от а до 50 (значение а вводится с клавиатуры; ).
а) произведение всех целых чисел от 8 до 15; б) произведение всех целых чисел от а до 20 (значение а вводится с клавиатуры; в) произведение всех целых чисел от 1 до b (значение b вводится с клавиатуры; г) произведение всех целых чисел от а до b (значения а и b вводится с клавиатуры;
|
| Особенности строкового типа String. Операции над строками. Строковые процедуры и функции |
|
| Преобразование «строка-число» |
|
| Алгоритмы работы со строками |
|
| Модуль графики GraphABC. Графические примитивы. Задание цвета. |
|
| Вывод текста в графическом окне |
|
| Случайные числа. Простейшая анимация |
|
2. Примерная тематика итоговых проектов*
Уровень А
1. «Вычислитель». Программа вычисляет сумму, разность, произведение, частное двух чисел, введенных с клавиатуры, либо вычисляет квадрат, куб и квадратный корень из введенного числа. Интерфейс программы – текстовый.
2. «Счастливый билет». Билет называется «счастливым», если сумма первых трех цифр номера билета равна сумме последних трех цифр номера. Составить программу, определяющую, является ли билет «счастливым».
Уровень В
1. Старинные русские меры. Программа переводит старинные русские меры в современные, и наоборот. Выбор мер и способа перевода осуществляется с помощью текстового меню
2. График функции у = кх + b. Программа изображает на экране математическую систему координат и в ней соответствующую прямую.
3. Игра «Угадай число». Компьютер «загадывает» случайное число от 1 до 100 (до 1000). Человек называет число, компьютер выдает одну из фраз «Задуманное число меньше», «Задуманное число больше», и этот процесс продолжается до тех пор, пока число не будет угадано, и компьютер сообщит «Вы угадали».
Уровень С
1. Тренажер «Таблица умножения» для младших школьников в игровой форме. Программа предлагает 10 случайных примеров на знание таблицы умножения, проверяет правильность ответа подсчитывает количество правильных ответов. Тренировка повторяется, пока есть желание у пользователя.
2. Частотный словарь. Программа определяет в заданном тексте для каждой буквы алфавита: а) количество ее вхождений в текст; б) частоту ее употребления (отношение количества вхождений буквы в текст к количеству всех букв в тексте).
3. График функции у = ах2 + bx + c . Программа изображает на экране математическую систему координат и в ней график параболы, указывая точки пересечения с осями.
4. Пособие «Учим цифры». Вариант 1. Программа изображает на экране объекты для устного счета, количество которых зависит от нажатой пользователем цифровой клавиши. Вариант 2. По экрану перемещается случайное количество объектов, от 1 до 10. После их исчезновения пользователь должен ответить на вопрос, сколько их было.
5. Интерактивная открытка. Программа изображает на экране картинку, в которой по нажатию разных клавиш изменяются какие-то объекты (например, включается/выключается свет в окошке).
Список использованной литературы
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Кашеварова В.А. «PascalABC. Часть I. Основные конструкции» – Смоленск, 2007.
* Приветствуется, если учащиеся предложат свою тему проекта