Рабочая программа педагога по учебному курсу «Информатика». Базовый уровень, 10-11 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа посёлка Студёный


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Шашаев А.Г.


Протокол № ___ от

«____»____________2008 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ п.Студёный

_____________ Королёва Н.В.


«____»____________2008 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ п.Студёный

_____________Головинкина И.В.


Приказ № ___ от «___»____2008 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Шашаева Александра Григорьевича,

I квалификационная категория


по учебному курсу «Информатика»

10-11 класс

Базовый уровень




Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2008 г.












2008 — 2009 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10-11 классов III ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и программы «Информатика» авторов А.Г.Гейна и Н.А.Юнермана, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы общеобразовательных учреждений: Информатика. 1-11 классы» -2-е издание. М.: Просвещение, 2001).

Программа рассчитана на 105 час/год (3 час/нед), при делении по полугодиям: 3 часа в неделю в полугодии (1 занятие по 1 часу в 10 классе, 2 занятия по 1 часу в 11 классе).

Уменьшено на 1 час изучение курса в 10 классе.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В основе программы лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения «жизненных» задач. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны — на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Навыки использования информационных технологий предполагают умение работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

В соответствии с этим занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части создаются компьютерные модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в дисплейном классе) учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.

    Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ. Существенную роль играет освоение средств и технологий компьютерных телекоммуникаций (в связи с этим в учебнике данным вопросам посвящена отдельная глава учебника).

В соответствии с общим принципом деятельностного подхода освоение фундаментальных понятий информатики — информации, информационных процессов различных типов, различных видов информационных систем и т.п. — проводится в контексте изучения и работы в технологиях, поддерживающих соответствующие информационные объекты и процессы.

    Ниже приведено конкретное указание того, какие разделы учебника обеспечивают темы “Обязательного минимума содержания”.

    Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов обмен информацией между ними рассматриваются в § 22 и § 23 учебника; классификация информационных процессов рассматривается в § 3 главы 1, § 15 главы 2 и § 20 главы 3. Выбору способов представления информации в соответствии с поставленной задачей посвящены §§ 3, 4, 6, 8, 20, 21, а также отдельный материал других параграфов, в которых обсуждаются примеры конкретных задач, решаемых с помощью компьютера. Двоичное представление информации с указанием на универсальность цифрового представления информации объясняется в § 3, 8, 9, 45–48.

Поиску, хранению и систематизации информации посвящены § 15 и § 20. Проблемы передачи информации (в том числе в социальных и биологических системах) обсуждаются в §§ 3, 41–44.

    Преобразованию информации на основе формальных правил и изучению алгоритмизации посвящена глава 4.

    Вопросам организации личной информационной среды, защите информации посвящен §17.

    Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике специально изучается в главах 1, 3 и 5.Значительное внимание уделено в учебнике изучению информационного моделирования и систем. Понятию информационной модели и использованию информационных моделей в деятельности человека вообще и учебной и познавательной деятельности учащихся посвящены §§ 18, 19, 21 – 27, 39 – 44. В этих же параграфах рассматриваются виды информационных моделей, изучаются методы формализации задач, приводятся примеры формализации задач из различных предметных областей (физики, химии, биологии, экономики и т.п.). Учащиеся учатся сами строить информационные модели и исследовать их с помощью компьютера (Лабораторные работы 16 и 17, 26 – 28). Проблема адекватности модели рассматривается в § 28, а в Лабораторной работе 17 учащиеся учатся находить границы адекватности построенной ими модели.

    Аппаратное обеспечение компьютера и его архитектура рассматриваются в § 2 и § 46. Программное обеспечение, многообразие языков программирования и операционных систем рассматриваются в §§ 37, 52 и 53. Проблема выбора конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи обсуждается в § 2. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности, а также программные средства создания информационных объектов подробно обсуждаются в §§ 1, 4–12, 16, 37, 53. Вопросы защиты информации обсуждаются в § 17.

    Средства и технологии создания информационных объектов описаны прежде всего в главе 1. Понятие текста как информационного объекта, рассмотрение автоматизированных средств создания и обработки текста рассматриваются в § 4 и § 5, а также лабораторных работах 2–5. Гипертекстовое представление информации изучается в § 14 и лабораторных работах 12 и 13.

    Электронные таблицы в полном объеме вопросов, обозначенных в “Обязательном минимуме содержания”, рассмотрены в § 6 и § 7 и Лабораторных работах 6 и 7. В дальнейшем электронные таблицы используются в большинстве лабораторных работ, посвященных решению задач с помощью компьютера (Лабораторные работы 16 – 19, 26 – 28).
    Работе с компьютерной графикой, полностью покрывающей требования “Обязательного минимума содержания”, посвящены §§ 8–11 и Лабораторные работы 8–10.Теория баз данных рассмотрена в § 20, а практическая работа с БД — в лабораторной работе 14.
    Компьютерным сетям посвящена глава 2. В ней рассмотрены локальные и глобальные компьютерные сети, аппаратные и программные средства организации сетей, основные поисковые системы, правила описания информационных объектов для их поиска в глобальных сетях, различные сервисы Интернета.

Основные этапы становления информационного общества рассматриваются главе 2 и особо в § 13 этой главы. Этическим и правовым нормам информационной деятельности человека посвящен §17.

    Учебник обеспечивает выполнение всех требований к уровню подготовки выпускников.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  • формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;

  • знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

  • приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;

  • формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;

  • формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;

  • формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;

  • формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотек;




















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащиеся должны знать/понимать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • основные виды представления информации;

  • что такое информационные процессы;

  • виды основных информационных процессов;

  • объяснять различные подходы к определению понятия «информация».

  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • единицы измерения информации (байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт);

  • состав основных устройств ПК, их назначение и информационное взаимодействие;

  • общую функциональную схему компьютера, основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь;

  • назначение и возможности графического редактора Paint.

  • информационные основы управления;

  • назначение и возможности баз данных;

  • виды компьютерных сетей и их основные услуги;

  • назначение и функции компьютерных сетей;

  • что такое компьютерная сеть

  • разницу между локальными и глобальными сетями;

  • название основных видов услуг глобальных сетей;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляются пользователю;

  • состав информационных услуг Интернет;

  • назначение и функции операционных систем.

  • основные свойства алгоритма;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов;

  • что такое модель, виды моделей;

  • основные этапы моделирования на компьютере;

  • какие существуют формы представления моделей;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  • назначение языков программирования;


Учащиеся должны уметь:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • пользоваться клавиатурой;

  • работать с текстовым процессором MS Word

  • принципиальные различия между растровыми и векторными изображениями;

  • содержание понятия алгоритма и его основных свойств;

  • содержание понятия исполнитель, система команд исполнителя, среда исполнителя;

  • способы описания алгоритма;

  • основные алгоритмические конструкции.

  • приводить примеры получения, передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека;

  • измерять информационный объем текста в байтах;

  • пересчитывать количество информации в различных единицах;

  • работать с «окнами» в Windows;

  • работать с файлами и папками в Windows (создавать, копировать, переименовывать, перемещать, удалять, восстанавливать);

  • работать с файлами и папками в локальной сети;

  • осуществлять поиск изображений в сети Internet;

  • создавать, редактировать, сохранять, печатать рисунки.

  • создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовый документ;

  • создавать простейшие векторные изображения;

  • создавать, редактировать, форматировать и сохранять презентации;

  • приводить примеры различных исполнителей;

  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;

  • составлять и исполнять простые алгоритмы для решения конкретной задачи;

  • решать простейшие алгоритмические задачи.

  • работать с электронной почтой;

  • осуществлять поиск информации в сети Internet;

  • создавать учебные сайты с помощью редактора сайтов.

  • решать экономические задачи в ЭТ;

  • строить и анализировать диаграммы и графики в ЭТ;

  • просматривать, создавать, редактировать информационные базы данных, осуществлять сортировку и поиск информации;

  • создавать и использовать информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • самостоятельно находить нужную информацию в сети Internet;

  • создавать Web-страницы и размещать их в сети;

  • работать с поисковыми серверами WWW;

  • создавать презентации в среде Power Point;

  • создавать несложные изображения;


Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • организации индивидуального информационного пространства в классе и дома;

  • создания личной коллекции графических объектов;

  • создания личной коллекции текстовых документов;

  • структурирования и наглядного представления данных (в виде блок-схем).

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде блок-схем.

  • поиска и использования информационных ресурсов общества с соблюдением правовых и этических норм;

  • создания компьютерных моделей, проведения компьютерного эксперимента;

  • оформления результатов учебной работы по другим дисциплинам в виде баз данных и web-документов;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.




Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.




Место предмета в базисном учебном плане

Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 10 до 11 классов общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Кур изучается по двум вариантам планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса –103 учебных часа и углубленный вариант – 136 часов. Минимальный вариант изучается в нашей школе с 2008/2009 учебного года 2 учебных года по 3 часа в неделю: 1 час в 10 класс и 2 часа в 11 классе.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач на III ступени обучения.


Рабочая программа рассчитана на 103 часа.

Количество часов в 10 классе

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.


Количество часов в 11 классе

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.


Программа: А.Г.Гейн, Н.А.Юнерман „Информатика (общеобразовательные учреждения)“. – М.: Просвещение, 2001.

Учебный комплект для учащихся: А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов, Н.А.Юнерман. Информатика, учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006

Наличие методических разработок для учителя: А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов „Методическое пособие к учебнику А.Г.Гейна и др. „Информатика“. – М.: Дрофа, 2002.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс

урока

Тема

Тема урока

Всего часов

Теория

Прак-тика

Примерная

дата изучения

Дата проведения урока

1

Введение. Информация и информатика в жизни общества. Единицы измерения информационного объёма сообщения. Необходимость применения компьютера в различных сферах информационной деятельности

§1. Информация

1

1

1-6 сент.

1

2-3

Знакомство с основными устройствами компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы машины. Правила техники безопасности. начальные сведения об операционной системе. Освоение клавиатуры.

§2. Компьютер.

Л/Р-1: Первый раз в компьютерном классе.

2

1

1

8-20 сент.

2

3


4

Кодирование информации. Единицы измерения информационного объёма сообщения.

§3. Символьное кодирование.

1

1

22-27 сент.

4

5-6

Принципы устройства текстового редактора и работа с ним.

§4. Текстовый редактор.

§5. Стандартные инструменты текстового редактора.

Л/Р-2, Л/Р-3, Л/Р-4, Л/Р-5.(по выбору)

2

1

1

29сент-11 окт.

5

6


7-8

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые таблицами.

§6. Организация вычислений при помощи компьютера.

§7. Как решать задачи с помощью электронной таблицы.

Л/Р-6, Л/Р-7.(по выбору)

2

1

1

13-25 окт.

7

8

9-10

Графическое представление информации. компьютерная графика. Графический экран, система координат, цвет, графические примитивы, важнейшие операции редактирования изображений. Сжатие информации. Форматы графических файлов.

§8. Графическое представление информации. Монитор.

§9. Графическое представление информации. Печать на бумаге и сохранение на диске.

§10. Компьютерная обработка графической информации.

§11Графический редактор. Общее описание.

Л/Р-8, Л/Р-9, Л/Р-10. (по выбору)

2

1

1

27 окт.- 15 ноя.

9

10

11-12

Средства обмена информацией. Понятие локальных и глобальных компьютерных сетей. Электронная почта. Понятие Интернета.

§12. Что такое компьютерная сеть.

§13. Интернет – хранилище информации.

2

1

1

17-29 ноя.

11

12

13

Гипертекст. Понятие HTML-формата.

§14. Что такое гипертекст.

1

1

1-6 дек.

13

14-15

Информационные ресурсы Интернета. Средства просмотра информации в Интернете. Знакомство с браузером. Универсальный указатель ресурса. Доменная система имён. Поиск информации в Интернете. Изготовление Web-страниц.

§15. Как получить информацию.

Л/Р-11, Л/Р-12, Л/Р-13. (по выбору)

2

1

1

8-20 дек.

14

15

16-17

Сервисы Интернета. Этика и опасности Интернета.

§16. Что ещё можно делать в Интернете.

§17. Этика Интернета. Опасности Интернета.


2

1

1

22дек.-17 янв.

16

17

18

Понятие модели объекта, процесса или явления. понятие моделирования; связь моделирования с решением жизненной задачи.

§18. О задачах и моделях.

1

1

19-24 янв.

18

19-20

Виды моделей. Информационные и математические модели.

§19. Как устроены модели.

2

1

1

26янв.-7февр.

19

20

21-22

Понятие базы данных и ИПС. Занесение информации в базу данных. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

§20. Базы данных и информационно-поисковые системы.

Л/Р-14.

2

1

1

9-21 февр.

21

22

23

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятие хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

§21. Рождение модели.

1

1

23-28 февр.

23

24

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели.

§22. Системный подход и информаци-онные модели.

1

1

2-7 март

24

25-26

Статистические и динамические системы. Понятие чёрного ящика.

§23. Динамические системы и чёрные ящики.

Л/Р-15.

2

1

1

9-21 март

25

26

27-28

Модели, построенные с использовани-ем понятия «чёрный ящик». Модели неограниченного и ограниченного роста. Понятие компьютерной модели. Влияние инструментария на построение модели.

§24. Модель не-ограниченного роста.

§25. Выбираем средство информации-онных технологий.

§26. Самостоятельная жизнь информацион-ной модели.

Л/Р-16, Л/Р-17. (по выбору)

2

1

1

1-11 апр.

27

28

29-30

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера.

§27. Самостоятельная жизнь информацион-ной модели.

§28. Границы адекватности модели.

Л/Р-18.

2

1

1

13-25 апр.

29

30

31-32

Метод половинного деления.

§29. Из пушки по…

Л/Р-19: Метод половинного деления

2

1

1

27 апр. 9 май

31

32

33

Измерение количества информации.

§30. Как измерить количество информации.

1

1

11-16 май

33

34-35

Резерв учителя.


2

2

18-30 май

34

35


Общее количество часов.


35

20

15











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс

урока

Тема

Тема урока

Всего часов

Теория

Прак-тика

Примерная

дата изучения

Дата проведения урока

1-3

Повторение теоретических сведений за 10-й класс и восстановление навыков работы на компьютере.

§4. Текстовый редактор.

§5. Стандартные инструменты текстового редактора.

§6. Организация вычислений при помощи компьютера.

§7. Как решать задачи с помощью электронной таблицы.


3

2

1

1-12 сент.

1

2

3

4-8

Понятие исполнителя и его допусти-мых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Учебный исполнитель Паркетчик, его допустимые действия и система команд. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

§31. Бездумные исполнители.

§32. Что такое алгоритм.

§33. Знакомьтесь: исполнитель Паркетчик.

Л/Р-20.


5

3

2

8-26 сент.

4

5

6

7

8

9-15

Основные формы организации действий в алгоритмах: ветвления и циклы. Полная и неполная форма формы ветвлений. Ветвление в форме «Выбор». Циклы в форме Применение ветвлений и циклов при решении задач.

§34. Циклическое исполнение алгоритма. Оператор «Делать пока».

§35. Условные операторы.

Л/Р-21, Л/Р-22.

7

4

3

29сент.-24 окт.

9

10

11

12

13

14

15

16-20

Вспомогательный алгоритм. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Примене-ние вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы.

§36. Вспомогательный алгоритм.

Л/Р-23.

5

3

2

20 окт. – 14ноя.

16

17

18

19

20


21-28

Понятие переменной в информатике. Типы переменных. Операция присваивания. Циклы в форме «Делать от … до … с шагом …»

§37. Обзор вычислительных Бездумных Исполнителей.

Л/Р-24.

8

4

4

17ноя. – 12дек.

21

22

23

24

25

26

27

28

29-32

Понятие о массивах. Поиск минимума в одномерном массиве. Методы сортировки.



4

2

2

15-26 дек.

29

30

31

32

33-37

Знакомство с одним из традиционных языков программирования. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нём основных способов организации данных.

Знакомство с языком Бейсик.

5

3

2

12-31 янв.

33

34

35

36

37

38-40

Организация вычислений методом рекуррентных соотношений.

§38. Рекуррентные соотношения.

Л/Р-25.

3

2

1

26 янв -6февр

38

39

40

41-45

Понятие управления. Постановка задачи организации управления. Модель потребления возобновимых ресурсов.

§39. Сколько можно взять у природы.

§40. Задача об органи-зации летнего отдыха.

§41. Учимся у природы правильной организации управления.

Л/Р-26, Л/Р-27.

5

3

2

9-27 февр.

41

42

43

44

45

46-48

Принцип обратной связи. Понятие гомеостаза системы. Модель «хищник – жертва».

§42. Изучаем системы с обратной связью.

Л/Р-28.

3

2

1

23февр.-6март

46

47

48

49-50

Организация управления по принципу обратной связи. Модель ценообразова-ния.

§43. Управление по принципу обратной связи.

2

1

1

9-13 март

49

50

51

Глобальные модели.

§44. Глобальные модели.

1

1

16-20 март

51

52-54

Компьютер как средство переработки информации. Логические принципы работы компьютера. Вентили. Системы счисления.

§45. Система счисле-ния.

§46. Как в компьютере реализуются вычисле-ния.

§47. Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.

3

3

16 март – 3 апр.

52

53

54

55-65

Знакомство и работа с учебным виртуальным компьютером «Малютка»

§48. Представление информации в компьютере. Принцип программного управ-ления.

§49. Команды передачи управления.

§50. Поиск максимума

§51. Вещественные числа в «Малютке».

Л/Р-29, Л/Р-30, Л/Р-31, Л/Р-32.

11

5

6

6 апр. – 15май

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66-68

Ассемблер. История языков программирования.

§52. В поисках общего языка.

§53. История создания языков программиро-вания.

Л/Р-33.

3

2

1

11-22 май

66

67

68


Общее количество часов.


68

40

28









Содержание тем учебного курса

1.1 Информация и её представление средствами языка (38ч)

1.1 Понятие информации, ее виды и свойства (2ч)

Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина информация. Понятие канала связи. Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Измерение количества информации. Единицы количества информации.

Учащиеся должны знать:

— определение предмета информатики;

— содержание понятий «информация» и «количество информации»;

— определение «кибернетического» понятия информации как произвольного текста, т.е. последовательности символов некоторого алфавита;

— определение количества информации;

— названия основных единиц количества информации;

— основные области применения компьютера.

Учащиеся должны понимать:

— что «кибернетическое» определение информации и ее количества необходимо при ее обработке, хранении и передаче в автоматических каналах связи;

— зависимость количества информации, содержащейся в передаваемом сообщении, от способа кодирования.

Учащиеся должны уметь:

— определять количество информации в конкретных сообщениях (при заданном способе кодирования);

— определять объем памяти ЭВМ, необходимый для хранения данной информации.

1.2. Организация вычислений с помощью компьютера (6ч)

Понятие электронной таблицы. Типы ячеек электронной таблицы. Заполнение электронной таблицы данными и формулами. Основные операции, допускаемые электронными таблицами.

Учащиеся должны знать:

— общие принципы размещения информации в электронной таблице и основные способы получения результатов с ее использованием.

Учащиеся должны уметь:

— размещать информацию в электронной таблице;

— решать простейшие «хорошо» поставленные вычислительные задачи с помощью электронных таблиц.

1.3. Системы хранения и поиска данных (4ч)

Хранение данных в ИПС. Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

Учащиеся должны знать:

— определение и назначение баз данных и ИПС;

— понятия признака и запроса (простого и сложного) на поиск информации в ИПС;

— основные операции с данными, допускаемые ИПС.

Учащиеся должны понимать:

— что ИПС существенно облегчают хранение и поиск нужной информации;

— что для разных жизненных задач нужны разные ИПС;

— что объем памяти и другие характеристики ЭВМ влияют на возможности, предоставляемые ИПС.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться учебной ИПС (изменять и добавлять данные, искать информацию, составляя простые и сложные запросы, сортировать данные, хранящиеся в ИПС).


1.4. Обработка текстов и изображений с помощью компьютера (14ч)

Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором. Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; важнейшие операции редактирования изображений.

Учащиеся должны знать:

— возможности текстового редактора;

— основные понятия машинной графики;

— основные операции редактирования изображений.

Учащиеся должны уметь:

— работать с конкретным текстовым редактором;

— пользоваться конкретным графическим редактором при построении простейших изображений.

2.Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера (36ч)

2.1. Компьютерные модели (20ч)

«Плохо» и «хорошо» поставленные задачи. Построение компьютерной модели: выделение предположений, на которых будет основана компьютерная модель (постановка задачи), определение исходных данных и результатов, установление связей между исходными данными и результатами. Выбор исполнителя для решения задачи. Этапы решения задачи на ЭВМ: построение компьютерной модели, составление алгоритма, проведение компьютерного эксперимента и анализ его результатов. Уточнение модели.

Учащиеся должны понимать:

— необходимость «хорошей» постановки и построения моделей задач;

— неоднозначность выбора модели «плохо» поставленной задачи, зависимость исходных данных и результатов от предположений, лежащих в основе модели;

— зависимость модели от выбора исполнителя;

— зависимость ответа к задаче от выбора модели; необходимость уточнения моде­ли для получения более точного результата;

— что компьютерный эксперимент имеет существенные преимущества перед на­турным экспериментом.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать, «плохо» или «хорошо» поставлена та или иная задача;

— формулировать предположения, лежащие в основе модели, выделять исходные данные и результаты в простейших компьютерных моделях, строить простейшие компьютерные модели, анализировать соответствие модели и исходной задачи.

2.3. Методы вычислений, используемые при компьютерном моделировании (6ч)

Метод деления пополам. Метод Монте-Карло. Статистические методы оценки правдоподобия (критерии Стьюдента и Фишера). Методы исследования процессов, смоделированных с помощью ЭВМ (управление процессами, определение с помощью компьютера границ нормального протекания процесса и т.д.).

Учащиеся должны знать:

— указанные методы.

Учащиеся должны понимать:

— что при решении задачи на ЭВМ можно пользоваться разными методами и что одни методы могут быть эффективнее других (например, метод деления пополам обычно эффективнее метода простого перебора).

Учащиеся должны уметь:

— применять указанные методы в моделях задач.

3.Алгоритмы как средство решения задач с помощью компьютера (32ч)

3.1. Алгоритмы, и исполнители (5ч)

Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Допустимые действия исполнителя. Понятие достижимых целей исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере. Исполнители Чертежник и Вычислитель. Переменные и действия с ними.

Учащиеся должны знать:

— что алгоритм — это организованная последовательность действий, допустимых для некоторого исполнителя, записанная на формализованном языке;

— определение программы как алгоритма, записанного на формальном языке, понятном исполнителю, имитируемому на ЭВМ.

Учащиеся должны понимать:

— что исполнитель алгоритмов — сочетание «рабочего инструмента» и устройст­ва управления;

— что устройства управления у различных исполнителей могут быть одинаковыми;

— что каждый исполнитель может использоваться для решения лишь определенного круга задач;

— что имитация с помощью компьютера исполнителя алгоритмов означает имитацию на ЭВМ его допустимых действий и устройства управления;

— в чем отличие числовой переменной в информатике от числовой переменной в математике.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать, подходит ли данный исполнитель для решения задач из данного класса;

— определять примерный набор допустимых действий для решения данного клас­са жизненных задач;

— работать с исполнителями, имитируемыми на ЭВМ, поручая им выполнение отдельных команд и линейных программ.

3.2. Алгоритмические конструкции (20 ч)

Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями. Описание ветвлений с помощью блок-схемы.

Понятие цикла «пока». Применение циклических алгоритмов. Описание цикла «показе помощью блок-схем. Метод Монте-Карло как один из основных методов решения задач с помощью компьютера.

Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Внутренние и внешние (локальные и глобальные) переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов.

Учащиеся должны знать:

— определение двух форм ветвления: полной (имеющей две ветви) и неполной (имеющей одну ветвь);

— определение цикла «пока»;

— определение вспомогательного алгоритма как произвольного алгоритма, снабжен­ного заголовком, позволяющим вызывать этот алгоритм из других алгоритмов;

— метод пошаговой детализации.

Учащиеся должны понимать:

— что ветвление в алгоритмах появляется тогда, когда исполнителю необходимо сделать выбор одного из нескольких наборов действий в зависимости от некоторого условия;

— что проверка этого условия должна являться допустимым действием исполни­теля (в частности, если исполнитель не умеет проверять условия, то для него нельзя писать разветвляющиеся алгоритмы);

— что любой выбор можно свести к одному или нескольким ветвлениям;

— что при записи ветвлений необходим указатель конца ветвления, отделяющий ветвление от остальной части алгоритма (при отсутствии такого указателя алгоритм становится двусмысленным);

— что при решении жизненных задач ветвления возникают всякий раз, когда учитываются границы применимости модели;

— что появление циклов в алгоритме обусловлено необходимостью повторять определенный набор действий до тех пор, пока выполняется некоторое условие;

— что цикл «пока» может выполнять любой исполнитель, который «умеет» проверять условия;

— что условие продолжения цикла проверяется только перед очередным выполне­нием тела цикла; исполнение прекращается лишь в том случае, если к моменту очередного выполнения тела цикла условие оказывается нарушенным (в частности, если условие цикла не выполнено с самого начала, то тело цикла не исполнится ни разу); по ходу исполнения тела цикла условие может нарушиться, но это не вызовет прекращения исполнения тела цикла;

— что при записи цикла необходим указатель конца цикла, отделяющий тело цикла от остальных действий алгоритма;

— что циклы повышают эффективность применения компьютера: с помощью короткой циклической программы можно организовать выполнение большого количества действий;

— что в роли вспомогательного может выступать любой алгоритм, если его снабдить соответствующим заголовком;

— что в заголовке нужно указать название, аргументы (т.е. имена тех переменных, значения которых передаются вспомогательному алгоритму из основного) и результаты (т.е. имена тех переменных, значения которых передаются от вспомогательного алгоритма к основному);

— что при вызове вспомогательного алгоритма переменные основного алгоритма «замораживаются» (кроме результатов вспомогательного алгоритма), а после завершения вспомогательного алгоритма «размораживаются»; что одинаково обозначенные переменные в основном и вспомогательном алгоритмах — просто «однофамильцы» (кроме результатов вспомогательного алгоритма);

— что, создавая вспомогательный алгоритм, мы как бы добавляем исполнителю еще одно допустимое действие; в результате выделения вспомогательного алгоритма подробные объяснения того, что нужно делать, можно заменить одной командой;

— что составление алгоритма из вспомогательных алгоритмов подобно сборке изде­лия из готовых блоков: чем крупнее и универсальнее блоки, тем легче сборка;

— что вспомогательные алгоритмы выступают в качестве сменных деталей алгоритмов: для «переналадки» основного алгоритма на решение другой задачи часто достаточно заменить вспомогательный алгоритм другим вспомогательным алгоритмом, имеющим те же аргументы и результаты;

— что вспомогательные алгоритмы — этапы в пошаговой детализации алгоритмов;

— что при решении многих жизненных задач на ЭВМ можно пользоваться стандартными алгоритмами (например, при поиске «наилучшего» решения жизненной задачи часто необходимы алгоритмы нахождения максимума или минимума из нескольких чисел).

Учащиеся должны уметь:

— записывать разветвляющиеся алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (от учащихся не требуется строгого соблюдения какой-либо жестко фиксированной формы записи, но требование отсутствия двусмысленности обязательно, в частности, из записи алгоритма должно быть понятно, где начинается и кончается ветвление);

— записывать циклические алгоритмы, не допуская двусмысленности записи (так, из записи алгоритма должно быть понятно, из каких действий состоит тело цикла, где начинается и кончается цикл);

— применять ветвления и циклы при решении задач (при переходе от модели к алгоритму);

— составлять «протоколы» выполнения разветвляющихся и циклических алгорит­мов, мысленно совершая действия алгоритма и комментируя их;

— использовать блок-схемы для описания конструкций ветвления и цикла;

— записывать разветвляющиеся и циклические алгоритмы в виде программ, понятных исполнителям, имитируемым на компьютере;

— проводить вычислительные эксперименты по разветвляющимся программам, определяя границы применимости моделей;

— составлять «протоколы» выполнения алгоритмов, содержащих вспомогательные алгоритмы; оформлять вспомогательные алгоритмы;

— использовать готовые вспомогательные алгоритмы при составлении алгоритмов;

— пользоваться методом пошаговой детализации алгоритмов;

— участвовать в коллективном составлении алгоритмов методом пошаговой детализации в качестве «руководителя», распределяющего задания, и «подчиненного», выполняющего задания «руководителя»;

— записывать вспомогательные алгоритмы в виде подпрограмм, понятных испол­нителям, имитируемым на компьютере;

— использовать простейшие приемы отладки разветвляющихся и циклических программ, а также программ, содержащих подпрограммы.

3.3. Организация данных (4ч)

Понятие таблицы (линейной и прямоугольной), элемента таблицы. Операции над таблицами. Цикл «для каждого». Применение табличной формы организации данных. Исполнитель Робот-манипулятор.

Слова и действия над ними. Символьные переменные, операции над символьными переменными.

Учащиеся должны знать:

— определение таблицы (как нескольких строк (столбцов) одинаковой длины);

— обозначения элементов линейных и прямоугольных таблиц;

— определение цикла «для каждого» как разновидности цикла «пока»;

— понятия алфавита, слова, символьной переменной; основные операции над словами;

— понятия кодирования и декодирования текстов.

Учащиеся должны понимать:

— что многие жизненные задачи требуют обработки большого количества данных (например, задачи составления производственных планов) и решение таких задач было бы невозможно, если бы исходные данные (и результаты) не были каким-то образом организованы (упорядочены, классифицированы);

— что организация данных — необходимый этап при составлении алгоритмов обработки большого количества данных;

— что в алгоритмах обработки таблиц целесообразно применять цикл «для каждого» (поскольку в таких случаях обычно заранее известно число повторений тела цикла);

— что существуют различные способы кодирования текстов.

Учащиеся должны уметь:

— составлять «протоколы» выполнения алгоритмов, содержащих действия с таблицами и циклы для «каждого»;

— использовать табличную форму организации данных и цикл «для каждого» при составлении алгоритмов;

— записывать алгоритмы, содержащие действия с таблицами, циклы «для каждо­го» в виде программ, понятных исполнителям, имитируемым на компьютере;

— применять таблицы при решении задач (при переходе от модели к алгоритму);

— применять простейшие приемы отладки программ, использующих табличную форму организации данных.


3.4. Основы языка программирования (4ч)

Язык программирования как одно из средств «общения» с компьютером. Перевод программ с одного языка на другой. Запись на языке программирования основных допустимых действий Вычислителя. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

Учащиеся, должны знать:

— правила перевода алгоритмов для Вычислителя на язык программирования;

— реализацию основных способов организации действий и данных в языке программирования.

Учащиеся должны понимать:

— что изучать язык программирования означает: узнать, как в нем называются те или иные допустимые действия и как оформляются алгоритмические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

— составлять «протоколы» выполнения программ, содержащих различные алгоритмические конструкции и формы организации данных;

— переводить программы для Вычислителя на язык программирования;

— проводить вычислительный эксперимент с готовой программой, написанной на языке программирования.

4.Основы вычислительной техники (14ч)

Функциональная организация компьютера. Три принципа фон Неймана. Управление памятью и внешними устройствами. Представление информации в компьютере. Учебная микро-ЭВМ «Кроха». Переработка информации в ЭВМ. Микропроцессорные средства и системы. Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР), АСУ, автоматизированных рабочих местах (АРМ).

Учащиеся должны знать:

— функциональную организацию компьютера;

— принципы фон Неймана (принципы хранимой программы, двоичного представления информации, автоматического исполнения программы);

— основные принципы создания и применения микропроцессорных систем в различных отраслях народного хозяйства, в науке и в быту.

Учащиеся должны понимать:

— что каждая из ныне существующих ЭВМ построена на трех принципах фон Неймана;

— что можно заменять одни внешние устройства компьютера другими, создавая различные микропроцессорные системы.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться внешними устройствами хранения информации, печатающими устройствами.

Рекомендуемая литература

  1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика, 10 – 11. – М.: Просвещение, 2000 – 2004.

  2. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, 10 –11. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

  3. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Материалы различных Интернет-сайтов





ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕ


Лабораторная работа №1 Тема: Первый раз в компьютерном классе

Лабораторная работа №2 Тема: Простейшие функции текстового редактора

Лабораторная работа №3 Тема: Работа с окнами и черчение

Лабораторная работа №4 Тема: Работа со шрифтами

Лабораторная работа №5 Тема: Работа с таблицами

Лабораторная работа №6 Тема: Знакомство с электронной таблицей

Лабораторная работа №7 Тема: Работа с электронной таблицей

Лабораторная работа №8 Тема: Стандартные инструменты графического редактора

Лабораторная работа №9 Тема: Работа с палитрой

Лабораторная работа №10 Тема: Спецэффекты графического редактора

Лабораторная работа №11 Тема: Поиск информации в Интернете

Лабораторная работа №12 Тема: ИзготовлениеHTML-страницы: первые шаги

Лабораторная работа №13 Тема: Создание гипертекста

Лабораторная работа №14 Тема: Работа с учебной базой данных «Ученик»

Лабораторная работа №15 Тема: Расшифровка чёрного ящика

Лабораторная работа №16 Тема: Неограниченный рост

Лабораторная работа №17 Тема: Ограниченный рост

Лабораторная работа №18 Тема: Поиск границ адекватности модели

Лабораторная работа №19 Тема: Метод половинного деления

Лабораторная работа №20 Тема: Первая встреча с паркетчиком

Лабораторная работа №21 Тема: Оператор цикла в работе с Паркетчиком

Лабораторная работа №22 Тема: Условные операторы в работе Паркетчика

Лабораторная работа №23 Тема: Подпрограммы в работе Паркетчика

Лабораторная работа №24 Тема: Первая работа с «настоящим» языком программирования

Лабораторная работа №25 Тема: Работаем с рекуррентными соотношениями

Лабораторная работа №26 Тема: Управление добычей возобновляемых ресурсов

Лабораторная работа №27 Тема: Организация посещений парка

Лабораторная работа №28 Тема: Лисы и кролики

Лабораторная работа №29 Тема: Первые программы для «Малютки»

Лабораторная работа №30 Тема: Ветвления и циклы на «Малютке»

Лабораторная работа №31 Тема: Использование переадресации при программировании для «Малютки»

Лабораторная работа №32 Тема: Работа с вещественными числами в «Малютке»

Лабораторная работа №33 Тема: Программирование на Ассемблере



















Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.(В школе пока не имеется).

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

  • Программа Паркетчик


Учитель: Шашаев А.Г.

Шашаев Александр Григорьевич

Учитель географии, информатики и физики

МОУ ООШ п.Студёный Петровского района Саратовской области

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика»

10-11 класс Базовый уровень



Свежие документы:  Урок - обобщение по теме "Страны Зарубежной Европы" 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: