Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Приказ № ______ от «___» _______ 2012 Утверждена
приказом директора МБОУ «СОШ №2»
Образовательная область «Технология»
«Художественная обработка древесины»
(Выпиливание лобзиком)
(Сборник профессионального — трудового обучения – Москва 2000г.)
Сделал учитель технологии МБОУ СОШ №2
Суменков Валерий Константинович
г. Югорск 2013
Протокол №_____от « __»_______
Согласовано: зам. директора по УВР
ФИО Нелюбина С.В.
Дата: «___»___________2013 год
Рекомендации:
Дата: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание
Пояснительная записка
Выпиливание лобзиком и резьба по дереву ножом, как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно — развивающую цель, т.к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Выпиливание и резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам. Кроме того, обучение данной программе направлено на развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, контролировать ход работы; обучение стандартным приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков; воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирования ответственности, добросовестности чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде. Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которых имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполненных операций. При обучении в первую очередь учащихся 5 класса первостепенное внимание придается правильности выполнения приемов труда. В 6 классе темп работы и степень овладения трудовыми навыками нарастает. Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом уроке. Это, прежде всегоС этой целью организуется занятия практического повторения. На уроках даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технических процессах о правилах и приемах безопасной работы, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам.
2. Требования к уровню усвоения
учебного материала
для 4-6 классов
При условии выполнения программы учащиеся должны знать:
— устройство и применение лобзика
-строение и свойства древесины
-основные виды столярных соединений
-основных видов резных орнаментов
-способы переноса изображения на заготовку
-способы заделки дефектов древесины
-способы отделки готовых изделий
Учащиеся должны уметь:
-организовывать рабочее место
-безопасно пользоваться инструментом
-переносить изображения на заготовку
-использовать стандартные приемы резанья
-исправлять дефекты материала и изделия
-правильно соединять детали готовых изделия
-анализировать качество работы и изделий
использовать морилки, лаки, красители
Разделы и темы 4класс | количество часов
|
Разделы и темы 6класс | количество часов | |
|
Вводное занятие. Тема занятия на четверть: выпиливание лобзиком простых изделий из фанеры и ДВП (орголита). Повторение правил работы в мастерской и правил безопасности в работе с инструментом (инструкция № 30).
Раздел 1. Выпиливание лобзиком простых фигур. 1. Организация рабочего места. Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку.
2. Заготовки для выпиливания. Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП.
3. Стандартные приёмы выпиливания. Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов 4. Геометрический и растительный орнамент. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделий
Раздел 2. Виды соединений деталей
1 Безопасное использование инструментов. Отделка готовых изделий
2 Изготовление игрушек на подставке. Подготовка шипа к изделию.
3.Обработка кромки и лицевой стороны. Отделка готового издели
Раздел 3. Изготовление объёмных композиций. 1. Выбор сюжета и построение объёмной композиции. Эстетическое восприятие: расположение фигурок исполнение композиции
2. Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей. Изготовление праздничных сувениров: Валентинки, рамочки для зеркала и фотографии
Раздел 4. Изготовление кормушки для птиц, макета скворечника. 1. Соединение деталей гвоздями и шурупами.
2. Изготовление и использование штапиков. 3. Выпиливание орнаментов и использование их для художественного оформления изделий
4. Практическое повторение. Изготовление поделок для школьной выставки.
|
2
12
2
2
4
4
12
2
8
2
16
2
14
12
4
4 4 14 |
Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской Изготовление рамки для зеркала (фотографии.)
Раздел 1.Изготовление сложных изделий.
1. Построение и выполнение фантастической композиции.
2. Способы переноса рисунка.
3. Метод аппликации. Склеивание деталей. Криволинейное выпиливание. Заделка дефектов изделий деталей.
4. Соединение шипами. Соединение шкантами. Соединение гвоздями
5. Использование древесины. Породы и свойства древесины. Виды пиломатериалов. Свойства Фанеры и ДВП.
Раздел 2 Изготовление объёмных изделий. 1. Перенос изображения симметричного орнамента. Выбор образца. Выбор материала. Использование копировки и Кальки. Использование трафарета и шаблона. 2. Изготовление салфетницы.. 3. Выполнение отверстий. Использование шила. Использование свёрл, их виды. 4. Изготовление вазы для цветов. Выбор образца. Выбор орнамента. Перенос изображения на заготовку Выпиливание орнамента по контуру. Заделка дефекта Сборка. Отделка готового изделия.
Раздел 3. Изготовление объёмных изделий.
1. Увеличение изображений. Использование оптических ТСО. Использование метода клеток.
2. Изготовление сувениров (по выбору).
3. Изготовление шкатулки. Самостоятельная работа |
2
10
2
2
2
2
2
22
4
6
4
8
32
6
12
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| итого | 68 | итого | 68 |
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ
4класс
Раздел 1. Выпиливание лобзиком простых фигур.
1. Организация рабочего места.
Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты.
Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку.
2. Заготовки для выпиливания.
Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и
свойства фанеры, ДВП.
3. Стандартные приёмы выпиливания.
Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии.
Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов
4. Геометрический и растительный орнамент.
Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделий
Раздел 2. Виды соединений деталей
1 Безопасное использование инструментов. Отделка готовых изделий
2 Изготовление игрушек на подставке. Подготовка шипа к изделию.
3.Обработка кромки и лицевой стороны. Отделка готового издели
Раздел 3. Изготовление объёмных композиций.
1. Выбор сюжета и построение объёмной композиции.
Эстетическое восприятие: расположение фигурок исполнение
композиции
2. Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей.
Изготовление праздничных сувениров: Валентинки, рамочки для
Зеркала и фотографии
Раздел 4. Изготовление кормушки для птиц, макета скворечника.
1. Соединение деталей гвоздями и шурупами.
2. Изготовление и использование штапиков.
3. Выпиливание орнаментов и использование их для художественного оформления изделий
4. Практическое повторение.
Изготовление поделок для школьной выставки. ИТОГО 68 часов
6 класс
Раздел 1.Изготовление сложных изделий.
1. Построение и выполнение фантастической композиции.
2. Способы переноса рисунка.
3. Метод аппликации. Склеивание деталей. Криволинейное
выпиливание. Заделка дефектов изделий деталей.
4. Соединение шипами. Соединение шкантами. Соединение гвоздями
5. Использование древесины. Породы и свойства древесины. Виды пиломатериалов. Свойства
Фанеры и ДВП.
Раздел 2 Изготовление объёмных изделий.
1. Перенос изображения симметричного орнамента.
Выбор образца. Выбор материала. Использование копировки и
Кальки. Использование трафарета и шаблона.
2. Изготовление салфетницы..
3. Выполнение отверстий.
Использование шила. Использование свёрл, их виды.
4. Изготовление вазы для цветов.
Выбор образца. Выбор орнамента. Перенос изображения на
Заготовку Выпиливание орнамента по контуру. Заделка дефекта
Сборка. Отделка готового изделия.
Раздел 3. Изготовление объёмных изделий.
1. Увеличение изображений.
Использование оптических ТСО. Использование метода клеток.
2. Изготовление сувениров (по выбору).
3. Изготовление шкатулки.
Самостоятельная работа.
ИТОГО 68 часов
Содержание программы для 4-6 классов
4 класс I четверть.
Вводное занятие.
Тема занятия на четверть: выпиливание лобзиком простых изделий из фанеры и
ДВП (орголита). Повторение правил работы в мастерской и правил безопасности в
работе с инструментом (инструкция № 30).
ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ
Изделия.
Заготовки будущих изделий.
Теоретические сведения.
Устройство лобзика. Организация рабочего места. Использование рабочей
тетради. Правила работы лобзиком. Брак при выпиливании (типичные ошибки):
меры предупреждения. Способы переноса изображения на заготовку.
Стандартные приемы выпиливания лобзиком. Изготовление отверстий в
заготовке. Виды орнаментов.
Умение.
Правильная работа лобзиком.
Инструменты и приспособления.
Струбцина, подставка, шило, буравчик, дрель, коловорот, напильники, надфили,
наждачная бумага, копировальная бумага, калька, лекало, шаблон.
Сведения об используемых материалах.
Строение дерева. Строение, свойства и заготовка древесины. Пиломатериалы:
виды, использование. Доска и брусок. Виды и свойства фанеры, использование
(изделия из фанеры). ДВП, ДСП, пластик.
Практические работы.
Организация рабочего места. Выбор рисунка (образца) изделия. Выпиливание
прямых и волнистых линий, приемы выпиливания углов, изготовления отверстий,
обработка кромки и лицевой части изделий (геометрических фигур, фрагментов
орнамента и цифр).
Самостоятельная работа.
По выбору учителя”
4классП четверть.
Вводное занятие.
Цели и особенности работы во П. четверти. Правила безопасности при работе с
инструментами. Тема работы на четверть: выпиливание (изготовление) сложных
изделий.
Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке.
Изделия.
Фигурки животных, силуэты растений и техники на подставке.
Теоретические сведения.
Представление о соединении деталей с помощью шипов. Виды шипов.
Назначение и изготовление гнезда, предупреждение брака. Подгонка шипа к
гнезду. Использование шила, сверла, напильников и надфилей. Правила
безопасности. Тонирование, лакирование, покраска изделий. Правила техники
безопасности. Подготовка деталей к сборке. Способы обработки.
Умение.
Инициативность в выборе задания, самоконтроль качества работы. Наглядность.
Рисунки и образцы фигур животных, силуэтов растений и техники, образцы
различных орнаментов.
Практическая работа.
Перенос изображения на заготовку. Изготовление деталей игрушки, их обработка
(с использованием тисков). Правила безопасности. Сборка готовых изделий.
Покраска (одно — и многоцветная).
Самостоятельная работа.
По выбору учителя
4 класс ПI четверть.
Вводное занятие.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в
мастерской.
Выпиливание лобзиком игрушек и композиций.
Изделие: Фантастическая композиция.
Теоретические сведения.
Выбор сюжета и персонажей композиции. Размеры фигур и силуэтов (их
расположение на подставке). Основы эстетического восприятия. Цветовое
оформление композиции. Прозрачная и непрозрачная отделка. Использование
морилок, олифы, лаков и красителей. Техника безопасности. Выбор материаладля заготовки.
Умение.
Выбор фигурок и сюжета композиции. Определение пропорций и соразмерности
фигур композиции, их расположение на подставке (выбор вариантов).
Правильный перенос изображения на заготовку. Меры предосторожности от
ошибок. Самоконтроль работы.
Наглядность.
Рисунки, открытки, образцы готовых композиций.
Практическая работа.
Перенос рисунка с использованием копировальной бумаги. Выполнение силуэтов
и основания. Зачистка и отработка «набело» деталей изделия. Сборка насухо,
подгонка шипов и гнезд. Выбор красок. Отделка готовой композиции.
Склеивание.
Объект работы. Детали изделия.
Теоретические сведения.
Клей: назначение и виды (синтетический и животного происхождения). Свойства
клея, применение, характеристики. Критерии выбора клея. Определение качества
клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах
клея. Склеивание в струбцинах.
Упражнение.
Определение вида клея по внешнему виду и запаху.
Самостоятельная работа.
Праздничный сувенир.
Изделия.
Сувениры к 8 Марта (рамочки для зеркала, фотографии, Валентинки).
Умение.
Использование усвоенных стандартных приемов выпиливания лобзиком.
Самоконтроль последовательности и качества исполнения операций. Анализ и
обсуждение результатов работы в группе.
Практическая работа. Выбор образца, рисунка сувенира. Перенос из отражения на
заготовку. Меры предупреждения ошибок. Зачистка и отделка готового изделия.
4 класс IV четверть.
Вводное занятие.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы.
Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов.
Изделия.
Кормушка для птиц, макет скворечника.
Теоретические сведения.
Назначение и изготовление штапиков из доски и фанеры. Шило граненое и
круглое. Буравчик и сверла. Раззенковка отверстий. Правила безопасности при
работе шилом, отверткой и дрелью. Чертеж: назначение (основной документ при
выполнении изделия), виды линий, видимый контур, размерная, выносная.
Умение.
Работа буравчиком, ручной дрелью, рубанком.
Упражнение.
Сверление отверстий на отходах материалов с последующей раззенковкой.
Практические работы.
Изготовление деталей кормушки и скворечника по заданным размерам. Разметка,
сверление отверстий (под шурупы). Зенкование отверстий. Обработка деталей
изделий. Сборка изделий, проверка правильности сборки. Отделка, изделий
олифой или лаком.
Выполнение орнаментов.
Изделия.
Орнаменты на учебных заготовках как детали будущих сложных изделий.
Теоретические сведения.
Назначение и техника выполнения орнаментов. Виды орнаментов:
геометрический, сетчатый, растительный, животный, фантастический,
геральдический, каллиграфический; их отличия и особенности выпиливания.
Умение.
Сравнение орнаментов разных видов. Выбор фрагментов по заданию учителя.
Перенос симметричного орнамента на заготовку. Выпиливание орнаментов с
использованием усвоенных приемов (выполнение отверстий и углов).
Криволинейное выпиливание. Изготовление рельефного орнамента (его
фрагментов). Аппликация.
Практическое повторение.Виды работы: изделия для школьной выставки.
6 класс. I четверть.
Вводное занятие.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в
мастерской
Изготовление рамки для зеркала (фотографии.)
Теоретические сведения.
Особенности переноса изображения методом клеток. Аппликация (накладные
узоры). Заделка дефектов используемого материала и деталей изделий
(допущенного брака). Качество (плотность) подгонки деталей.
Умение.
Выполнение соединений несколькими шипами. Работа с клеем, лаками и
красками. Порядок операций и техника безопасности.
Практические работы.
Перенос изображения на заготовки. Выпиливание деталей с применением
приемов правильного выпиливания. Подгонка соединений. Склеивание деталей и
отделка готового изделия.
Использование древесины.
Теоретические сведения.
6 класс. П четверть
Хвойные и лиственные, твердые и мягкие породы: свойства и применение. Виды
пиломатериалов. Виды, свойства и применение фанеры. Другие материалы,
используемые при выпиливании.
Виды соединения деталей.
Соединение гвоздями, шурупами, болтами. Соединение шипами и шкантами.
Умение.
Выполнение соединений несколькими шипами. Правильная подгонка соединений
«насухо». Приемы выпиливания углов проушин (пазов).
Практическое повторение.
Виды работы.
Изготовление настенной полочки.
Вводное занятие.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в
мастерской.
Изготовление салфетницы (вазы). Изделие: Салфетница (ваза) с декоративной
резьбой.
Теоретические сведения.
Особенности переноса на заготовку симметричного орнамента. Изготовление
стандартных деталей (4 одинаковых стенки вазы).
Умение.
Выполнение стандартных фрагментов. Тонирование (отделка) изделия морилкой.
Практическая работа.
Нанесение рисунка на заготовки. Выпиливание деталей. Подгонка соединений.
Заделка дефектов материала и брака деталей. Отделка поверхностей, кромок и
внутренних контуров орнаментов изделия. Прозрачная и непрозрачная отделка
готового изделия.
Выполнение отверстий.
Изделие: отходные материалы, будущие заготовки.
Теоретические сведения.
Сквозное и несквозное отверстие. Инструменты (шило, буравчик, коловорот,
дрель, сверлильный станок). Последовательность операций. Правила
безопасности. Меры по предотвращению брака в работе. Виды сверл.
Умение.
Безопасное использование шила. Приемы правильного выполнения отверстий
сверлами.
Практические работы.
Индивидуальные задания (с учетом навыков и умений школьников) по
прокалыванию и сверлению отверстий разного диаметра и выпиливанию
лобзиком отверстий разной сложности по внутреннему контуру.
6 класс. III четверть
Вводное занятие.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в
мастерской.
Выпиливание лобзиком сложных .изделий.
Изделие: декоративная шкатулка.
Теоретические сведения.
Симметричный и асимметричный рисунок, орнамент. Перенос изображения
симметричного орнамента. Увеличение изображения методом клеток.
Использование эпидиаскопа, фотоувеличителя, детского фильмоскопа для
увеличения изображения. Приемы выпиливания лобзиком острого угла. Меры
предупреждения брака при выпиливании внутреннего контура орнамента при
выполнении отверстий и углов.
Умение.
Усвоение стандартных приемов переноса симметричного орнамента на заготовку.
Перенос методом выпиливания и зачистки острых углов на внутреннем контуре
изделия.
Практическая работа.
Нанесение рисунка заданных размеров на заготовку из фанеры (ДВП).
Использование для изготовления деталей шкатулки различных материалов
(фанеры, дощечек, ДВП, пластиков). Соединение деталей.
Изготовление сувениров.
Изделия.
«Валентинки», подарки к 8 Марта (рамки для зеркальца и фотографий).
Умение.
Использование усвоенных стандартных приемов выпиливания лобзиком.
Самоконтроль последовательности и качества выполнения операций. Анализ и
коллективное обсуждение результатов работы в классе.
Практическая работа.
Выбор образца полочки, сувенира, рамочки. Предупреждение брака при переносе изображения и выпиливания изделий. Зачистка и отделка готовых изделий
6 класс. IV четверть.
Выпиливание лобзиком сложных изделий.
Изделия: настенная декоративная полочка, ваза для цветов, резная шкатулка.
Перенос изображения методом клеток. Перенос изображения симметричного
орнамента. Виды орнаментов (сетчатый, геометрический, растительный,
животный, фантастический, каллиграфический, геральдический). Прозрачная и
непрозрачная отделка готовых изделий: использование моталок, пигментов,
лаков, олифы, красок, эмалей.
Умения.
Приемы выпиливания стандартных одинаковых деталей изделий (орнаментов).
Приобретение навыков работы без брака при изготовлении соединений деталей
изделий прямым шипом” Меры предосторожности от брака в работе. Освоение
приемов плотной подгонки соединений (шипов и гнезд, проушин). Режим и
последовательность операций при склеивании деталей.
Практические работы.
Выпиливание деталей и фрагментов полочки, вазы и резной шкатулки по копии
рисунков. Контроль качества работы и последовательности операций. Заделка
пороков используемого материала и брака допущенного при выпиливании
деталей изделий (клинья, вставки, шпатлевание). Грубая и чистая
обработка деталей. Подгонка соединений и сборка готовых изделий «насухо».
Отделка поверхностей, кромок и внутренних контуров узоров (орнаментов
полочки, вазы, шкатулки, использование кистей и тампонов). Безопасная работа с
лакокрасочными изделиями.
Практическое повторение.
Виды работы.
Выпиливание декоративной шкатулки.
Итоговое занятие. Анализ и оценка качества работы за четверть. Обсуждение в классе.
Тематическое планирование для 4 -6 классов
Тема урока |
Единица содержания |
Формируемая компетенция |
Примечание
| |
| Iчетверть Вводное занятие.
| — |
. |
|
| Тема занятия на четверть: выпиливание лобзиком простых изделий из фанеры и ДВП (орголита). Повторение правил работы в мастерской и правил безопасности в работе с инструментом (инструкция № 30).
| организовывать рабочее место
устройство и применение лобзика | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме
|
|
| Изделия. Заготовки будущих изделий. Теоретические сведения. Устройство лобзика. Организация рабочего места | организовывать рабочее место
устройство и применение лобзика | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Правила работы лобзиком. Брак при выпиливании (типичные ошибки): меры предупреждения. | — устройство и применение лобзика
| Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Способы переноса изображения на заготовку. Стандартные приемы выпиливания лобзиком.
| переносить изображения на заготовку
-использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
:
|
|
| Изготовление отверстий в заготовке. Виды орнаментов. Умение. Правильная работа лобзиком. Инструменты и приспособления. Струбцина, подставка, шило, буравчик, дрель, коловорот, напильники, надфили, наждачная бумага, копировальная бумага, калька, лекало, шаблон.
| -основных видов резных орнаментов | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме
|
|
| Сведения об используемых материалах. Строение дерева. Строение, свойства и заготовка древесины. | -строение и свойства древесины | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме
|
|
| Пиломатериалы: виды, использование. Доска и брусок. Виды и свойства фанеры, использование (изделия из фанеры). ДВП, ДСП, пластик. Практические работы.
|
строение и свойствадревесины | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Организация рабочего места. Выбор рисунка (образца) изделия.
| -организовывать рабочее место | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Выпиливание прямых и волнистых линий, приемы выпиливания углов
|
-использовать стандартные приемы резанья | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Изготовления отверстий, обработка кромки и лицевой части изделий (геометрических фигур, фрагментов орнамента и цифр).
|
-анализировать качество работы и изделий | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Самостоятельная работа. По выбору учителя”. | -использовать стандартные приемы резанья -анализировать качество работы и изделий | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
Тема урока |
Единица содержания |
Формируемая компетенция |
Примечание
| |
| II четверть Вводное занятие. Цели и особенности работы во П четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.
|
-организовывать рабочее место -безопасно пользоваться инструментом | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме
|
|
| Тема работы на четверть: выпиливание (изготовление) сложных изделий.
| — устройство и применение лобзика -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Изделия. Фигурки животных, силуэты растений и техники на подставке.
| использовать стандартные приемы резанья
-способы переноса изображения на заготовку | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
Теоретические сведения. Представление о соединении деталей с помощью шипов. | -основные виды столярных соединений. | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
| |
| Способы переноса изображения на заготовку. Стандартные приемы выпиливания лобзиком.
| способы переноса изображения на заготовку -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Изготовление отверстий в заготовке. Виды орнаментов.
| -основных видов резных орнаментов | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Умение. Правильная работа лобзиком. Инструменты и приспособления. Струбцина, подставка, шило, буравчик, дрель, коловорот, напильники, надфили, наждачная бумага, копировальная бумага, калька, лекало, шаблон.
|
— устройство и применение лобзика
безопасно пользоваться инструментом | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Виды шипов. Назначение и изготовление гнезда, предупреждение брака. Подгонка шипа к гнезду. Использование шила, сверла, напильников и надфилей. Правила безопасности. |
-основные виды столярных соединений -безопасно пользоваться инструментом | Учебно-познавательная: Самостоятельно создавать алгоритм последовательности выполнения проект |
|
| Тонирование, лакирование, покраска изделий. Правила техники безопасности. Подготовка деталей к сборке. Способы обработки.
|
-правильно соединять детали готовых изделий |
Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Умение. Инициативность в выборе задания, самоконтроль качества работы. Наглядность. Рисунки и образцы фигур животных, силуэтов растений и техники, образцы различных орнаментов.
|
анализировать качество работы и изделий
-переносить изображения на заготовку | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Практическая работа. Перенос изображения на заготовку. Изготовление деталей игрушки, их обработка (с использованием тисков). Правила безопасности. | -переносить изображения на заготовку
-безопасно пользоваться инструментом | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Сборка готовых изделий. Покраска (одно — и многоцветная). | -правильно соединять детали готовых изделий | Учебно-познавательная: Самостоятельно создавать алгоритм последовательности выполнения проект
|
|
| Самостоятельная работа. По выбору учителя.
| -организовывать рабочее место -анализировать качество работы и изделий | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
Ш четверть Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской. | организовывать рабочее место -безопасно пользоваться инструментом | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
| |
| Выпиливание лобзиком игрушек и композиций. Изделие: Фантастическая композиция. | -использовать стандартные приемырезанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Теоретические сведения.
Выбор сюжета и персонажей композиции. Размеры фигур и силуэтов (их расположение на подставке). Основы эстетического восприятия. | -способы переноса изображения на заготовку -безопасно пользоваться инструментом | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Цветовое оформление композиции. Прозрачная и непрозрачная отделка. Использование морилок, олифы, лаков и красителей. Техника безопасности. | -использовать морилки, лаки, красители | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Выбор материала для заготовки. Умение. Выбор фигурок и сюжета композиции. Определение пропорций и соразмерности фигур композиции, их расположение на подставке (выбор вариантов). | -строение и свойства древесины
-организовывать рабочее место Выбор фигурок и сюжета композиции. | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Правильный перенос изображения на заготовку. Меры предосторожности от ошибок. Самоконтроль работы. | -способы переноса изображения на заготовку анализировать качество работы и изделий | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Наглядность. Рисунки, открытки, образцы готовых композиций. | способы переноса изображения на заготовку анализировать качество работы и изделий | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Практическая работа. Перенос рисунка с использованием копировальной бумаги. Выполнение силуэтов и основания. |
переносить изображения на заготовку
-использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Зачистка и отработка «набело» деталей изделия. Сборка насухо, подгонка шипов и гнезд. Выбор красок. | способы отделки готовых изделий -использовать морилки, лаки, красители | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
|
Отделка готовой композиции. Склеивание. Объект работы. Детали изделия. | -способы отделки готовых изделий -анализировать качество работы и изделий | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Теоретические сведения. Клей: назначение и виды (синтетический и животного происхождения). | назначение и виды (синтетический и животного происхождения). | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Свойства клея, применение, характеристики. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. | Критерии выбора клея применение, характеристики. | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в струбцинах. Упражнение. | -организовывать рабочее место -основные виды столярных соединений | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Определение вида клея по внешнему виду и запаху. |
| Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Самостоятельная работа. Праздничный сувенир. Изделия. Сувениры к 8 Марта (рамочки для зеркала, фотографии, Валентинки). | организовывать рабочее место
-анализировать качество работы и изделий | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Умение. Использование усвоенных стандартных приемов выпиливания лобзиком. Самоконтроль последовательности и качества исполнения операций. Анализ и обсуждение результатов работы в группе. |
-использовать стандартные приемы резанья
-анализировать качество работы и изделий | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Практическая работа. Выбор образца, рисунка сувенира. Перенос из отражения на заготовку. Меры предупреждения ошибок. Зачистка и отделка готового изделия.
|
способы переноса изображения на заготовку
-способы отделки готовых изделий | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
IV четверть Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы. Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов. |
-организовывать рабочее место -основные виды столярных соединений | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
| |
| Изделия. Кормушка для птиц, макет скворечника. | -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
|
Теоретические сведения. Назначение и изготовление штапиков из доски и фанеры. Шило граненое и круглое. Буравчик и сверла. |
организовывать рабочее место -безопасно пользоваться инструментом | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Раззенковка отверстий. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью. | -безопасно пользоваться инструментом | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Чертеж: назначение (основной документ при выполнении изделия), виды линий, видимый контур, размерная, выносная. Умение. Работа буравчиком, ручной дрелью, рубанком. Упражнение. | -безопасно пользоваться инструментом
-безопасно пользоваться инструментом -организовывать рабочее место | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Сверление отверстий на отходах материалов с последующей раззенковкой. Практические работы. | -безопасно пользоваться инструментом организовывать рабочее место | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Изготовление деталей кормушки и скворечника по заданным размерам. | организовывать рабочее место | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Разметка, сверление отверстий (под шурупы). Зенкование отверстий. Обработка деталей изделий. |
-безопасно пользоваться инструментом | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Сборка изделий, проверка правильности сборки. Отделка, изделий олифой или лаком. | -правильно соединять детали готовых изделий | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Выполнение орнаментов. Изделия. Орнаменты на учебных заготовках как детали будущих сложных изделий. Теоретические сведения. | -основных видов резных орнаментов -организовывать рабочее место | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Назначение и техника выполнения орнаментов. Виды орнаментов: геометрический, сетчатый, растительный, животный, фантастический, геральдический, каллиграфический, их отличия и особенности выпиливания. | — -организовывать рабочее место основных видов резных орнаментов | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Умение. Сравнение орнаментов разных видов. Выбор фрагментов по заданию учителя. Перенос симметричного орнамента на заготовку. | -способы переноса изображения на заготовку основных видов резных орнаментов | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Выпиливание орнаментов с использованием усвоенных приемов (выполнение отверстий и углов). | использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Криволинейное выпиливание. Изготовление рельефного орнамента (его фрагментов). Аппликация. | -использовать стандартные приемы резанья |
|
|
| Практическое повторение. Виды работы: изделия для школьной выставки.
| -организовывать рабочее место -использовать стандартные приемы резанья | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
6 класс. I четверть. Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской |
организовывать рабочее место безопасно пользоваться инструментом | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
| |
| Изготовление рамки для зеркала (фотографии.) | -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Теоретические сведения. Особенности переноса изображения методом клеток. Аппликация (накладные узоры). | -способы переноса изображения на заготовку переносить изображения на заготовку | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе |
|
| Заделка дефектов используемого материала и деталей изделий (допущенного брака). |
-способы заделки дефектов древесины | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Качество (плотность) подгонки деталей. Умение. Выполнение соединений несколькими шипами. | -основные виды столярных соединений | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Работа с клеем, лаками и красками. Порядок операций и техника безопасности. |
использовать морилки, лаки, красители | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Практические работы. Перенос изображения на заготовки. Выпиливание деталей с применением приемов правильного выпиливания. | -способы переноса изображения на заготовку -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Подгонка соединений. Склеивание деталей и отделка готового изделия. | -организовывать рабочее место -основные виды столярных соединений | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
6 класс. П четверть Хвойные и лиственные, твердые и мягкие породы: свойства и применение. |
-строение и свойствадревесины | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
| |
| Виды пиломатериалов. Виды, свойства и применение фанеры. Другие материалы, используемые при выпиливании. Виды соединения деталей. | -строение и свойства древесины
-основные виды столярных соединений | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Соединение гвоздями, шурупами, болтами. Соединение шипами и шкантами. | основные виды столярных соединений | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Умение. Выполнение соединений несколькими шипами. Правильная подгонка соединений «насухо». Приемы выпиливания углов проушин (пазов). | -основные виды столярных соединений -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Практическое повторение. Виды работы. Изготовление настенной полочки. |
-использовать стандартные приемы резанья | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Изготовление салфетницы (вазы). Изделие: Салфетница (ваза) с декоративной резьбой.
Теоретические сведения. Особенности переноса на заготовку симметричного орнамента. | -организовывать рабочее место — устройство и применение лобзика -безопасно пользоваться инструментом | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
|
-способы переноса изображения на заготовку | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
| |
| Изготовление стандартных деталей (4 одинаковых стенки вазы). Умение. Выполнение стандартных фрагментов. | -использовать стандартные приемырезанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Тонирование (отделка) изделия морилкой. Практическая работа. Нанесение рисунка на заготовки. Выпиливание деталей. Подгонка соединений. | -способы отделки готовых изделий -способы переноса изображения на заготовку -использовать стандартные приемырезанья | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Заделка дефектов материала и брака деталей. Отделка поверхностей, кромок и внутренних контуров орнаментов изделия. Прозрачная и непрозрачная отделка готового изделия. | —способы заделки дефектов древесины способы отделки готовых изделий -использовать морилки, лаки, красители | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Выполнение отверстий. Изделие: отходные материалы, будущие заготовки. | -организовывать рабочее место -безопасно пользоваться инструментом | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Теоретические сведения. Сквозное и несквозное отверстие. Инструменты (шило, буравчик, коловорот, дрель, сверлильный станок). |
-безопасно пользоваться инструментом | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Последовательность операций. Правила безопасности. Меры по предотвращению брака в работе. Виды сверл. | -исправлять дефекты материала и изделия | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Умение. Безопасное использование шила. Приемы правильного выполнения отверстий сверлами. | -безопасно пользоваться инструментом -организовывать рабочее место | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Практические работы. Индивидуальные задания (с учетом навыков и умений школьников) по прокалыванию и сверлению отверстий разного диаметра и выпиливанию лобзиком отверстий разной сложности по внутреннему контуру. | -организовывать рабочее место -использовать стандартные приемы резанья -безопасно пользоваться инструментом | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
6 класс. III четверть. Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской. |
-организовывать рабочее место | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
| |
| Выпиливание лобзиком сложных изделий. Изделие: декоративная шкатулка. | -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Теоретические сведения. Симметричный и асимметричный рисунок, орнамент. Перенос изображения симметричного орнамента. | -основных видов резных орнаментов
-способы переноса изображения на заготовку | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов |
|
| Увеличение изображения методом клеток. Использование эпидиаскопа, фотоувеличителя, детского фильмоскопа для увеличения изображения. | -способы переноса изображения на заготовку | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Приемы выпиливания лобзиком острого угла. Меры предупреждения брака при выпиливании внутреннего контура орнамента при выполнении отверстий и углов. | — устройство и применение лобзика
-использовать стандартные приемы резанья | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Умение. Усвоение стандартных приемов переноса симметричного орнамента на заготовку. |
-использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Перенос методом выпиливания и зачистки острых углов на внутреннем контуре изделия. | -способы отделки готовых изделий
-использовать стандартные приемы резанья | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
| Практическая работа. Нанесение рисунка заданных размеров на заготовку из фанеры (ДВП). | -способы переноса изображения на заготовку | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Использование для изготовления деталей шкатулки различных материалов (фанеры, дощечек, ДВП, пластиков). | -строение и свойства древесины | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Соединение деталей. Изготовление сувениров. Изделия. «Валентинки», подарки к 8 Марта (рамки для зеркальца и фотографий). | -основные виды столярных соединений -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Умение. Использование усвоенных стандартных приемов выпиливания лобзиком. | -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Самоконтроль последовательности и качества выполнения операций. Анализ и коллективное обсуждение результатов работы в классе. | -использовать стандартные приемы резанья -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Практическая работа. Выбор образца полочки, сувенира, рамочки. Предупреждение брака при переносе изображения и выпиливания изделий. Зачистка и отделка готовых изделий
| -организовывать рабочее место использовать стандартные приемы резанья -способы отделки готовых изделий | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
|
6 класс. IV четверть. Выпиливание лобзиком сложных изделий. Изделия: настенная декоративная полочка, ваза для цветов, резная шкатулка. |
— устройство и применение лобзика
-организовывать рабочее место | Учебно-познавательная: самостоятельно выполнять практические работы
|
| |
| Перенос изображения методом клеток. Перенос изображения симметричного орнамента. | -способы переноса изображения на заготовку |
Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности
|
|
| Виды орнаментов (сетчатый, геометрический, растительный, животный, фантастический, каллиграфический, геральдический). | -основных видов резных орнаментов | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов |
|
| Прозрачная и непрозрачная отделка готовых изделий: использование моталок, пигментов, лаков, олифы, красок, эмалей. | -использовать морилки, лаки, красители | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Умения. Приемы выпиливания стандартных одинаковых деталей изделий (орнаментов). | -использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Приобретение навыков работы без брака при изготовлении соединений деталей изделий прямым шипом” | -основные виды столярных соединений | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Меры предосторожности от брака в работе. Освоение приемов плотной подгонки соединений (шипов и гнезд, проушин). | -исправлять дефекты материала и изделия -правильно соединять детали готовых изделий | Ценностно-смысловая: Выбор способа решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов |
|
| Режим и последовательность операций при склеивании деталей. | -основные виды столярных соединений | Коммуникативная: умение правильно произносить слова термины, технологии по теме |
|
| Практические работы. Выпиливание деталей и фрагментов полочки, вазы и резной шкатулки по копии рисунков. | -организовывать рабочее место использовать стандартные приемы резанья | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
| Контроль качества работы и последовательности операций. Заделка пороков используемого материала и брака допущенного при выпиливании
| -анализировать качество работы и изделий -способы заделки дефектов древесины | Рефлексивная: владение навыками контроля и оценки своей деятельности |
|
Список используемой литературы
I. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Сборник 2. – М., 2000.
2. Коррекционно — развивающее обучение. Начальная школа. Трудовое обучение.
– М., 1998.
З. Буриков В.Л., Власов З.Н. Домовая резьба – М., 1998.
4. Бравкин Н.Г. Выпиливание лобзиком из фанеры и полистирола. «Сделай сам»,
подписная научно-популярная серия, 1990, N 2, с. 147-158.
5. Занятия по техническому труду в школьных мастерских. Под редакцией Дубова
А.Г. (4-5 классы). М.,1988.
6. Кирюхин А.В. Домовая и художественная резьба по дереву. – М., 1996.
7. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М., 1989.
8. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. – М., 1998.