|
по информатике и ИКТ
Программы базового курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы профессора Н.Д. Угриновича.
(7 класс) 35 часов
Учитель информатики:
Клименко Валентина Васильевна
2011 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) профессора Н.Д. Угриновича.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
— назначение и функции операционных систем;
— название и назначение основных частей персонального компьютера;
— способ представления информации в компьютере;
— принципы моделирования и формализации;
— архитектуру современных компьютеров;
— этические и правовые нормы информационной деятельности человека;
— основные технологии создания, оформления, сохранения графических объектов.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
— предпринимать меры антивирусной безопасности;
— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования;
— осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
— пользоваться персональным компьютерным и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой, мультимедийным проектором).
Содержание учебной дисциплины
Тематический план учебного материала
Название темы | Содержание темы | Кол-во часов | |
1 | Аппаратные и программные средства ИКТ | Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Техника безопасности в компьютерном классе | 13 |
2 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними. Редактирование рисунка. Палитра цветов. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования. Системы компьютерного черчения. Компьютерные презентации. | 15 |
3 | Моделирование и формализация | Моделирование как метод познания. формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. | 4 |
4 | Информационная деятельность человека. Информационная безопасность | Информационная культура человека. Информационное общество | 3 |
ИТОГО часов | 35 |
Практические занятия – 17
При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В курсе информатики за 7 класс планируется проведение следующих 17 практических занятий:
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа №2 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».
Практическая работа №3 «Установка даты и времени».
Практическая работа №4 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа №5 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».
Практическая работа №6 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Практическая работа №7 «Кодирование графической и звуковой информации».
Практическая работа №8 «Сохранение графического файла в разных форматах».
Практическая работа №9 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа №10 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа №11-12 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения».
Практическая работа №13 «Создание мультимедийной презентации (учимся вместе)».
Практическая работа №14 «Настройка анимации и мультимедийных эффектов».
Практическая работа №15-16 «Разработка собственной мультимедийной интерактивной презентации (творческая работа)».
Практическая работа №17 «Создание информационной модели».
Контрольные работы — 4
Контрольная работа №1 «Правила техники безопасности».
Контрольная работа №2 «Аппаратные и программные средства ИКТ».
Контрольная работа №3 «Компьютерная графика»
Итоговая контрольная работа №4
Учебно-методический комплект:
Программа по информатике профессора Н.Д.Угриновича.
Информатика: учебник 7 класса /.Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Компьютерный практикум Windows—CD Linux—CD.Н.Д.Угринович. – М.,2004
Средства обучения:
Учебник
Компьютер
Мультимедийный проектор
Плакаты
Сканер
Принтер
Интернет
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
Готовые файлы с заданиями
Программное обеспечение
Операционная система.
Антивирусная программа.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.
Векторный графический редактор.
Система компьютерного черчения
Программа по созданию мультимедийной презентации
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков информатики
на 2011-2012 учебный год
(7 класс)
по программе Н.Угриновича (35 часов в год)
всего в году — 35 часов, в неделю 1 час
плановых контрольных работ – 4
практических работ — 17
Планирование осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика. 7 класс».
Учебник: Информатика и ИКТ, Угринович Н.Д.: учебник для 7 класса
Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | |
Аппаратные и программные средства ИКТ | 13 | |
| Правила техники безопасности. | 1 |
| Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности». | 1 |
| Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. | 1 |
| Ввод и вывод данных. Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера» | 1 |
| Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. | 1 |
| Операционная система: назначение и основные функции. Практическая работа №2 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши» | 1 |
| Файлы и каталоги. Практическая работа №3 «Установка даты и времени» | 1 |
| Практическая работа №4 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» | 1 |
| Работа с носителями информации. Практическая работа №5 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты» | 1 |
| Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. | 1 |
| Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. | 1 |
| Практическая работа №6 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | 1 |
| Контрольная работа № 2 «Аппаратные и программные средства ИКТ». | 1 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | |
| Способы представления графической информации. | 1 |
| Пиксель. Графические примитивы. | 1 |
| Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Практическая работа №8 «Сохранение графического файла в разных форматах» | 1 |
| Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. | 1 |
| Редактирование рисунка. Палитра цветов. | 1 |
| Текстовые инструменты. Геометрические преобразования | 1 |
| Практическая работа №9 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 |
| Практическая работа №10 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 |
| Системы компьютерного черчения. | 1 |
23 | Практическая работа №11-12 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения» | 2 |
24. | Компьютерные презентации. Практическая работа №13 «Создание мультимедийной презентации (учимся вместе)» | 1 |
25. | Практическая работа №14 «Настройка анимации и мультимедийных эффектов» | 1 |
26-27. | Практическая работа №15-16 «Разработка собственной мультимедийной интерактивной презентации (творческая работа)» | 2 |
28 | Контрольная работа № 3 «Компьютерная графика» | 1 |
Моделирование и формализация | 4 | |
29. | Моделирование как метод познания. формализация. | 1 |
30. | Материальные и информационные модели. | 1 |
31. | Информационное моделирование. | 1 |
32. | Практическая работа №17 «Создание информационной модели» | 1 |
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность | 3 | |
33. | Информационная культура человека. Информационное общество | 1 |
34. | Итоговая контрольная работа №4 | 1 |
35. | Повторение | 1 |
Используемая литература:
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net