|
по информатике и ИКТ
Программы базового курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы профессора Н.Д. Угриновича.
(9 класс) 34 часа
Учитель информатики:
Клименко Валентина Васильевна
2011 г
Пояснительная записка
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) профессора Н.Д. Угриновича.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д.Угриновича, но с учетом того, что в 8 классе учащиеся изучали курс по старой версии авторской программы (2008 год) и в связи с наличием старых учебников для 9 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
— принципы моделирования и формализации;
— архитектуру современных компьютеров;
— этические и правовые нормы информационной деятельности человека;
— основные технологии создания, оформления, сохранения графических объектов.
— основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
— программный принцип работы компьютера;
— назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
— оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
— предпринимать меры антивирусной безопасности;
— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования;
— осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
— пользоваться персональным компьютерным и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой, мультимедийным проектором).
— создавать записи в базе данных;
— создавать презентации на основе шаблонов;
— искать информацию с применением правил поиска (построение запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных систем и источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
— следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
— проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов
-создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
— организовывать индивидуальное информационное пространство, создавать личные коллекции информационных объектов;
— передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебной дисциплины
Тематический план учебного материала
Название темы | Содержание темы | Кол-во часов | |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними. | 12 |
2 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | Понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Объектно – ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языке программирования. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Графические возможности языка программирования. | 16 |
3 | Моделирование и формализация | Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютерах. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления. Обратная связь. | 13 |
4 | Хранение, поиск и сортировка информации | Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных. Обработка баз данных: создание запросов, форм, отчетов. | 10 |
5 | Коммуникационные технологии | Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа. Адресация в Интернете (IP – адреса и доменная система имен). Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в компьютерных сетях. Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. | 15 |
4 | Информационная деятельность человека. Информационная безопасность | Информационная культура человека. Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. | 3 |
5 | Резерв |
| 1 |
ИТОГО часов | 70 |
Планирование осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика. Базовый курс. 9 класс». Практические работы составлены согласно темам практических работ, предлагаемых Н.Д. Угриновичем в учебнике за 9 класс. Количество контрольных работ в год -6.
Практические занятия
При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В курсе информатики за 9 класс планируется проведение следующих практических занятий:
Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»;
Практическая работа №2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе»;
Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»;
Практическая работа №4 «Создание GIF и flash-анимации»;
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»;
Практическая работа №6 «Запись и монтаж звукового клипа»;
Практическая работа №7 «Запись и монтаж видео-клипа»;
Практическая работа №8 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами»;
Практическая работа №9 «Проект «Форма и размещение на ней управляющих объектов»»;
Практическая работа №10 «Проект «Переменные»»;
Практическая работа №11 «Проект «Калькулятор. Сложение строк»»;
Практическая работа №12 «Проект «Инженерный калькулятор. Строковый калькулятор»»;
Практическая работа №13 «Проект «Ветвление. Проверка знаний»».
Практическая работа №14 «Проект «Выбор. Выставление оценки»».
Практическая работа №15 «Проект «Цикл. Коды символов»».
Практическая работа №16 «Проект «Графический редактор»».
Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования».
Практическая работа №18 «Приближенное решение уравнения в электронных таблицах».
Практическая работа №19 «Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования».
Практическая работа №20 «Исследование движения тела в электронных таблицах».
Практическая работа №21 «Построение и исследование геоинформационной модели».
Практическая работа №22 «Построение и исследование компьютерной модели системы управления».
Практическая работа №23 «Создание и редактирование базы данных «Записная книжка»».
Практическая работа №24 «Поиск информации в базе данных».
Практическая работа №25 «Сортировка информации в базе данных».
Практическая работа №26 «Создание запросов, форм, отчетов».
Практическая работа №27 «Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети».
Практическая работа №28 «Настройка подключения к Интернету».
Практическая работа №29 ««География» Интернета».
Практическая работа №30 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа №31 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа №32 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов».
Практическая работа №33 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа №34-35 «Разработка простого Web-сайта».
Учебно-методический комплект:
Программа по информатике профессора Н.Д.Угриновича.
Информатика. Базовый курс. учебник 9 класса /.Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Компьютерный практикум Windows—CD Linux—CD.Н.Д.Угринович. – М.,2004
Средства обучения:
Учебник
Компьютер
Мультимедийный проектор
Плакаты
Сканер
Принтер
Интернет
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами.
Устройства вывода звуковой информации.
Устройства создания графической информации.
Устройства для создания музыкальной информации.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации.
Программное обеспечение
Операционная система.
Антивирусная программа.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.
Векторный графический редактор.
Программа по созданию мультимедийной презентации.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Программа – архиватор.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа – переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа, проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (в составе операционной системы или др.).
Браузер (в составе операционной системы или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web- страниц.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по информатике и ИКТ 9 класс 2010-2011 уч.год
по программе Н.Угриновича 70 часов в год
Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание. Подготовка к ЕГЭ | |||||
план | факт |
| ||||||
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 12 |
|
|
| ||||
1 | 1.1 | Правила техники безопасности. | 1 |
|
|
| ||
2 | 1.2 | Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности». | 1 |
|
|
| ||
3 | 1.3 | Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. | 1 |
|
|
| ||
4 | 1.4 | Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. | 1 |
|
|
| ||
5 | 1.5 | Практическая работа №1 «Кодирование графической информации» | 1 |
|
|
| ||
6 | 1.6 | Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. | 1 |
|
|
| ||
7 | 1.7 | Практическая работа №2 «Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 |
|
|
| ||
8 | 1.8 | Графические объекты и операции над ними. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 |
|
|
| ||
9 | 1.9 | Практическая работа №4 «Создание GIF и flash-анимации» | 1 |
|
|
| ||
10 | 1.10 | Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»; Практическая работа №6 «Запись и монтаж звукового клипа» | 1 |
|
|
| ||
11 | 1.11 | Практическая работа №8 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами» | 1 |
|
|
| ||
12 | 1.12 | Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». | 1 |
|
|
| ||
2. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 16 |
|
|
| ||||
13 | 2.1 | Понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. | 1 |
|
|
| ||
14 | 2.2 | Объектно – ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. | 1 |
|
|
| ||
15 | 2.3 | Практическая работа №9 «Проект «Форма и размещение на ней управляющих объектов»» | 1 |
|
|
| ||
16 | 2.4 | Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. | 1 |
|
|
| ||
17 | 2.5 | Практическая работа №10 «Проект «Переменные»» | 1 |
|
|
| ||
18 | 2.6 | Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 |
|
|
| ||
19 | 2.7 | Практическая работа №11 «Проект «Калькулятор. Сложение строк»» | 1 |
|
|
| ||
20 | 2.8 | Функции в языке программирования. | 1 |
|
|
| ||
21 | 2.9 | Практическая работа №12 «Проект «Инженерный калькулятор. Строковый калькулятор»» | 1 |
|
|
| ||
22-23 | 2.10-2.11 | Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. | 2 |
|
|
| ||
24 | 2.12 | Практическая работа №13 «Проект «Ветвление. Проверка знаний»». | 1 |
|
|
| ||
25 | 2.13 | Практическая работа №14 «Проект «Выбор. Выставление оценки»». | 1 |
|
|
| ||
26 | 2.14 | Практическая работа №15 «Проект «Цикл. Коды символов»». | 1 |
|
|
| ||
27 | 2.15 | Графические возможности языка программирования. Практическая работа №16 «Проект «Графический редактор»» | 1 |
|
|
| ||
28 | 2.16 | Контрольная работа № 3 «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование». | 1 |
|
|
| ||
3. Моделирование и формализация | 13 |
|
|
| ||||
29 | 3.1 | Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). | 1 |
|
|
| ||
30 | 3.2 | Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. | 1 |
|
|
| ||
31 | 3.3 | Информационное моделирование. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютерах. | 1 |
|
|
| ||
32 | 3.4 | Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования» | 1 |
|
|
| ||
33 | 3.5 | Практическая работа №17 «Приближенное решение уравнения в электронных таблицах» | 1 |
|
|
| ||
34 | 3.6 | Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. | 1 |
|
|
| ||
35 | 3.7 | Практическая работа №19 «Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования» | 1 |
|
|
| ||
36 | 3.8 | Практическая работа №20 «Исследование движения тела в электронных таблицах». | 1 |
|
|
| ||
37 | 3.9 | Геоинформационные модели. | 1 |
|
|
| ||
38 | 3.10 | Практическая работа №21 «Построение и исследование геоинформационной модели». | 1 |
|
|
| ||
39 | 3.11 | Информационные модели систем управления. Обратная связь. | 1 |
|
|
| ||
40 | 3.12 | Практическая работа №22 «Построение и исследование компьютерной модели системы управления». | 1 |
|
|
| ||
41 | 3.13 | Контрольная работа № 4 «Моделирование и формализация». | 1 |
|
|
| ||
4. Хранение, поиск и сортировка информации | 10 |
|
|
| ||||
42. | 4.1 | Системы управления базами данных | 1 |
|
|
| ||
43. | 4.2 | Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. | 1 |
|
|
| ||
44. | 4.3 | Практическая работа №23 «Создание и редактирование базы данных «Записная книжка»» | 1 |
|
|
| ||
45. | 4.4 | Изменение структуры базы данных. Поиск данных. Условия поиска. | 1 |
|
|
| ||
46. | 4.5 | Практическая работа №24 «Поиск информации в базе данных». | 1 |
|
|
| ||
47. | 4.6 | Сортировка данных. Практическая работа №25 «Сортировка информации в базе данных». | 1 |
|
|
| ||
48. | 4.7 | Обработка баз данных: создание запросов, форм, отчетов. | 1 |
|
|
| ||
49. | 4.8 | Практическая работа №26 «Создание запросов, форм, отчетов» | 1 |
|
|
| ||
50. | 4.9 | Разработка собственной базы данных. Творческая работа | 1 |
|
|
| ||
51. | 4.10 | Защита проекта «Моя база данных» | 1 |
|
|
| ||
5. Коммуникационные технологии | 15 |
|
|
| ||||
52. | 5.1 | Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. | 1 |
|
|
| ||
53. | 5.2 | Локальные компьютерные сети | 1 |
|
|
| ||
54. | 5.3 | Практическая работа №27 «Предоставление доступа к дискам локального компьютера, подключенного к локальной сети». | 1 |
|
|
| ||
55. | 5.4 | Глобальные компьютерные сети | 1 |
|
|
| ||
56. | 5.5 | Адресация в Интернете (IP – адреса и доменная система имен). | 1 |
|
|
| ||
57. | 5.6 | Практическая работа №28 «Настройка подключения к Интернету» | 1 |
|
|
| ||
58. | 5.7 | Защита информации от несанкционированного доступа. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. | 1 |
|
|
| ||
59. | 5.8 | Практическая работа №29 ««География» Интернета». | 1 |
|
|
| ||
60. | 5.9 | Практическая работа №30 «Путешествие по Всемирной паутине». | 1 |
|
|
| ||
61. | 5.10 | Поиск информации в компьютерных сетях. Практическая работа №31 «Поиск информации в Интернете». Практическая работа №32 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов». | 1 |
|
|
| ||
62. | 5.11 | Практическая работа №33 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 |
|
|
| ||
63. | 5.12 | Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. | 1 |
|
|
| ||
64.-65 | 5.13-5.14 | Практическая работа №34-35 «Разработка простого Web-сайта» | 2 |
|
|
| ||
66. | 5.15 | Контрольная работа № 5 «Коммуникационные технологи». | 1 |
|
|
| ||
6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность | 3 |
|
|
| ||||
67. | 6.1 | Информационная культура человека. Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы | 1 |
|
|
| ||
68. | 6.2 | Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. | 1 |
|
|
| ||
69. | 6.3 | Основные этапы развития средств информационных технологий. | 1 |
|
|
| ||
70 |
| Резерв | 1 |
|
|
|
Литература :
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net