Разработка урока «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов» 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга






КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«АЛГОРИТМ — МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ АЛГОРИТМОВ»


подготовила

учитель информатики

Салифова Татьяна Васильевна
















г. Екатеринбург, 2014 год

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Класс

7 класс

Раздел программы

Алгоритмика

Тема

«Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов»

Тип урока

комбинированный

Оборудование

Компьютер на каждого учащегося, мультимедиа проектор и экран.

Базовый учебник

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  • Методическая служба издательства БИНОМ: https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  • Л.Л. Босова Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, М., БИНОМ, 2009г

  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. — М., Лаборатория базовых знаний, 2007г.

  • Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М., Лаборатория базовых знаний, 2007г.

  • Методические материалы к программе HotPotatoes 6 https://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php

8. Цель урока: создание условий для формирования у учащихся УУД:

Личностных:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

  • формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Метапредметных:

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, строить  логическое рассуждение, индуктивное умозаключение и делать выводы;

  • развитие информационной культуры.

Предметных:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: исполнитель (формальный, неформальный), система команд исполнителя (СКИ);

  • формирование представления о среде программирования КуМир и формальном исполнителе «Черепашка», его системе команд;

  • формирование умения составлять алгоритм действий исполнителя.

9.Задачи:

Обучающие:

  • актуализация понятий: алгоритм, свойства алгоритма, алгоритмические структуры;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес, коммуникативную культуру, учебно-познавательную компетенцию;

Воспитательные:

  • формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

10. Формы работы учащихся: учебно-познавательная, индивидуальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Организационный момент урока 1 мин

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.


Ученики внимательно слушают учителя. Готовят всё необходимое для урока.

Актуализация знаний учащихся — 7 мин.

Ребята, для того чтобы перейти к определению темы урока и изучению материала предлагаю решить небольшой кроссворд. (2 слайд)

Кроссворд — приложение№1

Ученики выполняют задание.

Объяснение нового материала — 15 мин.

Решив предложенный кроссворд и вспомнив из курса 6 класса основные понятия из раздела «Алгоритмика», думаю сможем ответить на вопрос: о чём будем говорить на уроке? Да, ребята, правильно: тема урока «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» (3 слайд)

Давайте попробуем ответить на вопросы:

  • Кто или что может выполнять алгоритм?

  • Как можно назвать объект, который выполняет алгоритм?

  • Все ли команды может выполнить исполнитель?

Возьмите тетради и запишите в них ответы расположив их в таблицу:

предполагаю

точно знаю

правильный ответ




(4 слайд)

Алгоритмы и исполнители, Исполнители алгоритмов




Ребята в тетрадях записывают ответы в те ячейки таблицы, которые соответствуют их знаниям.

А теперь давайте посмотрим кто такие исполнители что они могут делать. Все определения, пожалуйста, записывайте в тетрадь. (5 слайд) Исполнитель — это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство) способный выполнять определённый набор команд.






(6 слайд) Исполнители могут быть формальные и неформальные. Неформальный исполнитель отвечает за себя сам, формальным исполнителем руководит управляющий им объект.

Неформальный исполнитель не всегда может выполнять одни и те же команды совершенно одинаково.



(7 слайд — 12 слайд) Формальный исполнитель всегда одинаково выполняет одну и ту же команду. Для каждого формального исполнителя можно указать:

  • круг решаемых задач;

  • среду;

  • систему команд;

  • систему отказов;

  • режимы работы.

(13 слайд) Может ли быть формальный исполнитель самостоятельным?

Правильно. Формальный исполнитель подчиняется написанному алгоритму.

А кто пишет исполнителю алгоритмы?

Да, это некий объект, который им управляет — управляющий объект, а исполнитель ?…

Молодцы!

Таким образом, можно построить схему управления

Ребята, в ходе беседы с учителем, записывают необходимые по теме определения понятий и дополняют таблицу.












Формальный исполнитель не может быть самостоятельным, т.к. его действия прописаны в алгоритме.

Человек, тот кто им управляет



Объект, которым управляют


п

управляющий объект

управляемый объект

остроить схему управления.


управляющее воздействие






А что такое «управляющее воздействие»?

Правильно. Такой алгоритм называют программой. Программа — это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.







Это написанный для исполнителя алгоритм

Практическая работа — 15 мин.

(14 слайд) Давайте на практической работе попробуем отработать эту схему. Мы с вами будем управляющим объектом, Исполнитель Черепашка (система программирования КуМир) — управляемым объектом. Наша задача создать управляющее воздействие, т.е. написать программу результатом которой будет рисунок со слайда.

Результат показать учителю

И ответить на вопросы теста. Приложение №2


Ребята выполняют практическую работу

Домашнее задание — 2 мин


Записывает домашнее задание на доске, мотивируя на успешное выполнение этого задания.

Учебник § 3.1 читать, отвечать на вопросы

РТ № 3-5, стр. 86-88


Приложение №1

Кроссворд составлен в программе HotPotatoes 6

Приложение №2

Форма анкеты составлена через документы Google



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса на тему "Звери-млекопитающие"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: