ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ.
ФИО: Куликова Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» г.Курска
Должность: учитель информатики
Предмет: информатика
Класс: 7
Тема и номер урока: «Математические модели», урок № 13
УМК: Босова Л.Л. Информатика. 7 класс. – М.: БИНОМ. – 2011. – (Лаборатория базовых знаний).
Длительность урока: 45 минут.
Математические модели | |
Тип урока | Комплексное применение знаний и умений |
Цель урока | Систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях; дополнить и обобщить представления учащихся о математических моделях. |
Формы работы на уроке: | самостоятельная, индивидуальная работа. |
Методы: | словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический. |
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД | Планируемые результаты: личностные:
метапредметные:
предметные:
|
Основные понятия |
|
Межпредметные связи | математика |
Ресурсы | ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР для интерактивной доски, видеофрагмент мультипликационного фильма «Лето кота Леопольда» (творческое объединение «Экран», 1983год) тестовые задания на ПК, ресурс ЕК ЦОР «Равномерное движение» |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
| формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий, через введение элементов истории развития математических понятий. | 1 мин |
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний по изученной теме. | Начнем с проверки домашнего задания. Вопрос 1: Модели, включающие набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте, называют… Вопрос 2: Объект, который используется в качестве “заместителя” другого объекта с определенной целью Вопрос 3: Описание предмета, рассказ о явлении, событии – это … Вопрос 4: Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это…. модели Вопрос 5: Формула площади прямоугольника, текст – это … модели Вопрос 6: Рисунки, фотографии – это … модели Вопрос 7: Карта, график, таблица, схема – это … модели Вопрос 8: Процесс создания и использования моделей — … | Обучающиеся работают за ПК в программе MyTest
1. Ответ: (информационные) 2. Ответ: (модель) 3.Ответ: модели (словесные) 4. Ответ: (натурные) 5. Ответ: (знаковые) 6. Ответ:(образные) 7. Ответ:(смешанные) 8. Ответ:(моделирование) | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; развитие ИКТ–компетенции; умение определять понятия, классифицировать, строить умозаключение и делать выводы; | 6 мин |
| Работа с интерактивной доской. Задание: тест «Модели» в MyTest | 1 обучающийся работает с тестом на интерактивной доске |
| |
| Молодцы, с заданиями вы справились хорошо. |
|
| |
III. Постановка цели урока (мотивация) Цель этапа: развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий. | Сегодня к нам пришли не только гости, которые присутствуют на нашем уроке и с которыми вы уже познакомились, но и известные всем нам мультипликационные герои. Обучающимся предлагается просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Лето кота Леопольда» Вопросы: 1. Что делали мыши у домика Леопольда? 2. Какие информационные модели вам встретились в эпизоде?
3. Что сделали мыши, прежде устроить очередную проделку для Леопольда? 4. Какие модели они использовали при моделировании? 5. Что они использовали в знаковой модели? 6. Как же мы можем назвать информационную модель, в которой используются математические понятия и формулы? 7. Как думаете, какова тема урока?
8. Какова главная цель урока?
Молодцы! Сегодня на уроке мы расширим свои знания об информационных моделях, изучив математические модели, применяя современные информационные технологии. |
Обучающиеся смотрят предложенный отрывок
Ученики отвечают на вопросы учителя. 1. Мыши мастерили очередную ловушку для кота. 2. Натурные (арбуз – модель тяжелого груза) и информационные: образные (картина), знаковые (надписи на песке) 3. Они смоделировали ситуацию и проверили ее.
4. Натурные и знаковые.
5. Математические формулы и вычисления. 6. Математическими моделями.
7. Математические модели. Математическое моделирование. 8. Изучить математические модели и научиться их составлять.
| способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. | 8 мин |
| Итак, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, 21.11.2014 и тему урока: «Математические модели» | Обучающиеся работают в тетрадях. |
|
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель этапа: изучить понятие математической модели, научиться составлять математические модели к задачам с практическим содержанием. | Беседа сопровождается работой с интерактивным ресурсом, разработанным учителем информатики Бобровской средней школы Приморского района Архангельской области Антоновым А.М. к учебнику Л.Л.Босовой «Информатика и ИКТ 7 класс» Учитель: Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Метод моделирования дает возможность применять математический аппарат к решению практических задач. Понятия числа, геометрической фигуры, уравнения, являются примерами математических моделей. К методу математического моделирования в учебном процессе приходится прибегать при решении любой задачи с практическим содержанием. Чтобы решить такую задачу математическими средствами, ее необходимо вначале перевести на язык математики (построить математическую модель).
|
Обучающиеся совместно с учителем работают с интерактивным ресурсом, решая представленные задачи. | развитие умений применять теоретические знания на практике; развитие умения формулировать выводы при наблюдениях; развитие памяти, внимания, наблюдательности; | 8 мин |
V. Физкультминутка Цель этапа: формирование здорового образа жизни. | Приложение «Супер физкультминутка»
| Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. |
| 2 мин |
VI. Первичное закрепление. Цель этапа: закрепить понятие математической модели путем решения задач. | С использованием вышеуказанного интерактивного ресурса производится рассмотрение Примеров 1-2 §2,4. Учитель: А теперь постараемся применить полученные нами знания на практике.
Задание 1. Задание №1 (учебник), стр.57.
Задание 2. Задание №26 Рабочей тетради стр.50. | Работа на доске с интерактивной моделью
| умение применять различные продукты для решения учебной задачи; развитие ИКТ–компетенции; | 7 мин |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель этапа: Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель: У вас на партах лежат листочки с практическими заданиями, проанализируйте предложенные ситуации и составьте к каждой задаче математическую модель. Работа проводится в парах.
Приложение 1. Пройдите к ПК и смоделируйте предложенные ситуации, проверьте ход своего решения. Молодцы! Проходите за парты, запишем Домашнее задание.
| Работа в парах, обсуждение, решение
Выполняют работу на ПК
| умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности; развитие умений применять теоретические знания на практике; | 10 мин |
VIII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его применению. Цель этапа: проинструктировать обучающихся о домашнем задании. | §2.4, РТ №23, 24, 25. | Записывают домашнее задание. |
| 1 мин |
IX. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | — С каким понятием вы познакомились на уроке? — Какие трудности вы испытывали при решении учебных задач? — Оцените свою работу на уроке.
| Учащиеся дают ответы на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Анализируют работу на уроке через самооценку.
| умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
| 2 мин |
Литература
Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1.
Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 320 с.: ил.
Информатика и ИКТ рабочая тетрадь для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 111 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0273-4.
Приложение 1
Два велосипедиста одновременно направились навстречу друг другу из двух сёл, расстояние между которыми S км. Скорость первого А км/ч, скорость второго – В км/ч. Через какое время после начала движения оно встретятся?
Математическая модель:
|
|
| |
А км/ч |
|
|
|
В км/ч |
|
|
|
t ч |
|
|
|
На шоссе расположены пункты А и В, удалённые друг от друга на S км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном пункту А, со скоростью A км/ч. Через 1 час из пункта А в сторону пункта В выехал легковой автомобиль со скоростью В км/ч. Через сколько часов мотоцикл и автомобиль встретятся?
Примечание: учтите, что скорость автомобиля больше скорости мотоцикла.
Математическая модель:
|
|
| |
А км/ч |
|
|
|
В км/ч |
|
|
|
t ч |
|
|
|