ФИО автора материала: Марина Валентина Николаевна
Место работы: МОУ СОШ №2 г.Ершов Саратовской области
Должность: учитель информатики
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Носители информации.
Предмет: информатика.
Цель: Дать представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие информационных носителей.
Класс: 5.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи:
образовательные:
усвоение учащимися понятия «носитель информации»,
формирование представления о носителях информации различных эпох;
воспитательные:
воспитание коммуникативной культуры,
воспитание умения оценивать себя и своих товарищей;
развивающие:
развитие речи, памяти, внимания, умений анализировать, сравнивать;
развитие кругозора,
формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:
личностных:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
формирование умения контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии);
метапредметных:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
формирование умения работать с ЦОР;
предметных:
усвоение понятия «носитель информации»,
формирование представления о древних и современных носителях информации,
умение приводить примеры практического применения информационных носителей в повседневной жизни.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.
Межпредметные связи: история.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска), компьютеры для учащихся.
Дидактический материал: карточки, самостоятельно разработанные ЦОР (презентация, тест).
Литература: УМК для 5 класса Л.Босовой.
Структура и ход урока
Этап урока | Использование ЦОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1. | Оргмомент |
| Приветствует учащихся. | Настраиваются на урок | 1 мин. |
2. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний |
| Проводит фронтальный опрос: — Как человек хранит информацию? — Что значит во внутренней памяти? Как ещё называют эту память? Почему? — Это достоинство внутренней памяти, а какие у неё есть недостатки?
| Отвечают на вопросы: — Человек хранит информацию во внутренней и внешней памяти? — Во внутренней памяти – значит «в уме». Внутреннюю память называют ещё оперативной, т.к. содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Приводят примеры. — Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается. Приводят примеры. | 4 мин |
3. | Актуализация опорных знаний |
ЦОР №1: на экране появляются изображения различных носителей (книга, блокнот, кассета, диск и т.д). ЦОР №1: на экране появляется тема урока. | Проводит беседу: — Тем не менее, люди накопили за время своего существования много знаний, которыми могут воспользоваться ныне живущие люди, в том числе и мы с вами. Неужели все эти знания хранятся исключительно в собственной памяти и передаются от поколения к поколению «из уст в уста»? — Каким же общим свойством обладают все эти объекты? — Правильно, каждый из этих предметов несёт на себе информацию. Каким же общим словом мы можем их назвать? — Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы поговорим о носителях информации, их многообразии, их достоинствах и недостатках. | Принимают участие в беседе: — Эти знания хранятся во внешней памяти: в книгах, энциклопедиях, справочниках, на фотографиях, в кинофильмах и т.д.
| 3 мин. |
4. | Усвоение новых знаний | ЦОР №1: на экране появляется определение. ЦОР №1: на экране появляются образцы правильно выполненных заданий. ЦОР №1: демонстрируются слайды, на которых различные носители и даты их появления (наскальный рисунок, камень, глиняная дощечка, папирус, пергамент, щёлк, бумага, фотография, пластинка, кинолента, аудиокасета, видеокасета, дискета, жёсткий диск, лазерный диск, флеш-накопитель). | — Что же мы будем называть носителем? Определение уточняет (если нужно). Организует работу по карточкам на два варианта: даны различные изображения (телевизор, книга, очки, кассета, диск, портфель, телефон, компас, кинолента, калькулятор, кисточка, радиоприёмник и т.д.), нужно обвести информационные носители. — Предлагаю совершить виртуальное путешествие во времени, чтобы посмотреть какие носители люди использовали с древности и до наших дней. Ваша задача: определить недостатки ранее существовавших и современных носителей. Сопровождает и комментирует просмотр слайдов.
| Дают определение. — Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения информации. Выполняют работу по карточкам. Затем выполняется взаимопроверка, обсуждение результатов и проверка по образцу, данному на экране. Просматривают слайды, дают комментарии (с учётом знаний, полученных на уроках истории), определяют существенные недостатки носителей, тем самым объясняя появление новых видов носителей.
| 23 мин |
5. | Динамическая пауза |
| Организует комплекс упражнений. | Выполняют упражнения. | 2 мин |
6. | Первичная проверка понимания изученного |
| После просмотра презентации задаёт вопрос: — Мы рассмотрели много примеров носителей, а какими носителями чаще всего пользуемся мы? Организует групповую работу — выявление сильных и слабых сторон бумажных и электронных носителей. Организует обсуждение полученных результатов. | Отвечают на вопрос: — Основные носители в наши дни – это бумага, фотография, жёсткий диск, лазерный диск, флеш-накопитель. Делятся на 2 или 4 группы, по группам выполняют задания: определить преимущества / недостатки бумажных / электронных носителей. Ведут дискуссию, высказывая свои мнения. | 5 мин |
|
|
|
|
|
|
7. | Контроль усвоения | ЦОР №2: на рабочем месте каждый ученик запускает тест «Носители информации» | Проводит тестирование.
| Выполняют тестовые задания. Обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. | 5 мин |
8. | Подведение итогов урока, рефлексия | | Выставляет оценки. | Анализируют работу на уроке. |
|
9. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
| Задаёт домашнее задание: 1. Работа с параграфом учебника (§1.4) и материалом для любознательных (§3.1-3.2), заполнение таблицы (носитель – пример – форма представления информации), задание в рабочей тетради на соответствие дат и событий (№4). 2. Составление кроссворда «Носители информации» | Записывают задание в дневники (второе задание творческое, оно не является обязательным для всех). | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЦОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Описание ЦОР | |
1 | Презентация «Носители информации»
| информационный | презентация в Power Point | Определение понятия «Носитель информации», обзор в хронологическом порядке различных информационных носителей. |
2 | Тест «Носители информации» | контролирующий | тест в Hot Potatoes | Тестовые задания (с выбором ответа или кратким ответом) |
2