Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №44
г.Иваново
Планирование уроков информатики
в 3 классе
по программе Н.В. Матвеевой, Н.К. Конопатовой, Л.П.Панкратовой, Е.Н. Челак
составила
учитель начальных классов
Смиренникова Ирина Сергеевна
Дата, № | Тема урока | Тип, форма | ЗУН, Изучаемые понятия | ЛОУН | Самообразование | Повторение пропедевтика | Воспитательные задачи |
Человек и информация (повторение) 5 часов. Тетрадь №1.
|
| ||||||
1.
| Человек и информация
С.3-8 | Комплексное применение ЗУН.
| Инструктаж по ТБ в компьютерном классе. Восприятие информации человеком. Виды информации в зависимости от органов восприятия Звуковая, зрительная, тактильная, вкусовая, тактильная информация. Клавиатурный тренажёр Уметь пользоваться экранными кнопками навигации: свернуть, развернуть, закрыть. | Соотнесение примера данного вида информации с названием. Классификация иллюстраций различных видов информации | Умение подписать тетрадь, ориентироваться в учебнике (параграф, содержание, № страницы). | Части компьютера. Рабочий стол. Алфавит. | Развивать любознательность и инициировать склонность к исследованию. Формирование информационной культуры. Воспитание бережного отношения к школьному имуществу. |
2. | Источники и приёмники информации. Искусственные и естественные источники информации.
С. 10-15 | Комплексное применение ЗУН. Самост. разв. работа
| Иметь представление об источниках звуковой и зрительной информации; уметь приводить примеры источников информации. Знать, что любой предмет может быть источником информации разного вида. Уметь приводить примеры источника информации (звуковой, тактильной….) Искусственные и естественные источники информации Клавиатурный тренажёр +клавиша «Enter» | Классификация примеров источников информации | Использовать в речи названия видов информации при описании предметов и явлений реальной действительности. Составление устного рассказа по картинке (№3) | Виды информации по типу представления | Формирование исследовательского подхода при изучении окружающего мира. |
3 | Носители информации
С. 16-19
| Комплексное применение ЗУН. Самост. обуч. работа
| Уметь приводить примеры различных носителей информации; уметь характеризовать основные носители информации (бумага, магнитные диски); понимать, что носитель используется для хранения информации в течение длительного времени; применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий. Носитель информации, носитель письменной информации, электронный носитель, магнитный диск, компьютер. Знакомство с клавишей «Caps Lock» | Сравнение носителей информации древних и современных людей. Поиск общих свойств носителей. Формулирование вывода. | Составление устного рассказа «Вода – источник информации». Составление характеристики основных носителей информации | Части ПК. Виды информации
| Развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь |
4 | Что мы знаем о компьютере
С. 20-21 | Комплексное применение ЗУН. Практическая работа Проверочная работа | Знать название основных частей ПК, для чего они предназначены. Знать, что программы и обрабатываемые компьютером данные хранятся в его внутренней памяти. Программы. Программное обеспечение ПК Клавиша «Shift». | Классификация частей компьютера «устройство ввода, устройство вывода» | Ориентирование в словаре, использование изученных терминов в устной речи | Носители информации | Формировать информационную культуру |
5 | Контрольная работа №1. Работа над ошибками | Контроль знаний |
|
|
| Материал данного раздела | Выработка ответственности за результат своей деятельности. Прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени при выполнении заданий в условиях ограниченного времени. Способствовать развитию навыков самоконтроля |
Действия с информацией. 7 часов
| |||||||
6 | Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации
С. 22-24, 26-29. | Изучение нового материала и первич. закрепление Практич. работа | Знать способы сохранения информации в древние времена и в современном мире. Знать, что сбор информации – это действие с информацией. Уметь собирать информацию разными способами (наблюдение, общение, измерение, чтение,…и с помощью приборов) и представлять её текстом, графически, числами. Представление текстовой информации в электронном виде. Сохранение информации в памяти ПК | Наблюдение за объектами, формулирование выводов | Уметь приводить примеры сбора информации и обосновывать их выбор | Органы чувств. Приборы для получения информации. | Развивать наблюдательность, исследовательские навыки. Формирование умения работать в группе, выслушать мнение товарища, высказать своё мнение. |
7 | Представление информации
С. 30-36 | Изучение нового материала и первич закрепление Практич работа | Знать, что представление информации – это действие с информацией. Знать способы представления информации человеком на носителях. Сохранение информации в памяти ПК. Копирование в буфер обмена. Вставка из буфера обмена. | Представление одной и той же информации разными способами | Уметь приводить примеры представления информации и обосновывать их выбор | Способы сбора информации. Виды информации по способу представления. Носители информации | Формирование умения работать в группе, выслушать мнение товарища, высказать своё мнение. |
8 | Кодирование и декодирование информации
С. 37-39, 41-44 | Комплексное применение ЗУН. Практическая работа. Самост. работа развивающая | Иметь представление о простейших способах кодирования на примерах. Уметь приводить простейшие примеры кодирования информации; понимать смысл кодирования как преобразования информации по определённым правилам. Знать, что кодирование и декодирование – это действия с информацией. Письменное кодирование, звуковое кодирование, рисуночное кодирование, иероглиф. Сохранение информации в памяти ПК. Копирование в буфер обмена. Вставка из буфера обмена. (панель инструментов Стандартная). | Сравнение способов кодирования, формулирование вывода: «Смысл сообщения не меняется при кодировании информации разными способами» | Выполнение кодирования и декодирования. Создание «своих» способов кодирования. | Алфавит. Представление информации. Правила перехода улиц и дорог | Формирование умения работать в группе, выслушать мнение товарища, высказать своё мнение. |
9 | Хранение информации
С. 45-47 | Комплексное применение ЗУН. Практическая работа Самост. работа обучающая | Знать, что хранение информации – это действие с информацией. Перемещение и копирование объекта с помощью кнопки «вырезать» на панели инструментов Стандартная. | Сравнение памяти человека и памяти компьютера. | Работа с энциклопедией, словарём. | Носители информации. | Воспитание бережного отношения к имуществу. Формирование исследовательского подхода при изучении окружающего мира. |
10 | Обработка информации
С. 49-55 | Комплексное применение ЗУН. Практическая работа | Знать, что обработка информации – это действие с информацией. Перемещение и копирование объекта с помощью кнопки «вырезать» (с помощью правой кнопки мыши) | Сравнение смысла информации до и после обработки. Формулирование вывода. | Самостоятельная обработка информации, занесение результатов в таблицу. Самопроверка и взаимопроверка. | Виды информации по способу представления. Кодирование информации. Программное обеспечение ПК. | Развивать наблюдательность, исследовательские навыки |
11 | Повторение. Работа со словарём. Проверочная работа
С. 56-62 | Комплексное применение ЗУН.
| Знать, какие возможны действия с информацией. Сохранение информации на электронном носителе. | Сравнение видов действий с информацией. | Работа со словарём. | Способы представления информации. | Развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь |
12 | Контрольная работа №2. Работа над ошибками | Контроль и проверка ЗУН |
|
|
|
| Выработка ответственности за результат своей деятельности. Прививать навыки самостоятельного планирования |
Объект и его характеристика. 10 часов. Тетрадь №2
| |||||||
13 | Объект
С. 3-8 | Изучение нового материала и первич закрепление | Знать, что называется объектом, уметь представлять информацию об объекте разными способами, преобразовывать информацию (текстовую в графическую и т.д.) Изменение внешнего вида текста (форматирование по краю, центру) | Соотнесение рисунка объекта и его описания | Составление устного описания объектов | Виды информации по способу представления. | Развивать наблюдательность, исследовательские навыки |
14 | Имя объекта
С. 9-15 | Изучение нового материала и первичное закрепление
Самост. работа развив. | Знать, что все объекты имеют имена, имя может быть общим, конкретным и собственным. Уметь давать имя объекту по его описанию, конкретное имя по общему имени, общее имя группе объектов Изменение внешнего вида текста (шрифт) | Решение логических задач | Работа с понятиями (род и видовое отличие) | Части ПК | Формирование умения работать в группе, выслушать мнение товарища, высказать своё мнение. |
15 | Свойства объекта
С. 16-24 | Изучение нового материала и первич. закрепление
| Знать, что каждый объект имеет множество свойств. Отмена действия | Классификация объектов по заданным свойствам | Составление характеристики объекта | Свойства носителей информации | Формировать информационную культуру |
16 | Общие и отличительные свойства
С. 26-34 | Комплексное применение ЗУН. Проверочная работа | Знать, что свойства бывают общими и отличительными Нумерованный список по умолчанию | Классификация свойств | Уметь приводить примеры общих и отличительных свойств различных объектов и обосновывать их выбор | Свойства объекта | Формирование исследовательского подхода при изучении окружающего мира. |
17 | Существенные свойства и принятие решения
С. 36-42 | Комплексное применение ЗУН.
| Знать, что считается существенным свойством Маркированный список по умолчанию | Классификация объектов по заданным свойствам. Классификация свойств (существенные и несущественные) | Уметь выбирать существенные свойства | Носители информации | Развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность |
18 | Элементный состав объекта
С. 44-51 | Изучение нового материала и первич. закрепление Самост. обуч. работа | Знать, что называется элементным составом, уметь выделять элементы объекта | Анализирование объекта | Графическое построение объекта по его элементному составу | Передача информации, обмен информацией | Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей программы |
19 | Действия объекта
С. 53-58 | Комплексное применение ЗУН. Практич. работа
| Понять, что объекты совершают различные действия. Знать, что сложные действия объекта можно представить в виде последовательности шагов (программы). Алгоритм. | Сопоставление заголовка и содержания текста | Описание действия объекта с помощью последовательности шагов | Хранение информации | Формирование умения работать в группе, выслушать мнение товарища, высказать своё мнение. |
20 | Отношения между объектами
С. 60-66 | Комплексное применение ЗУН.
| Знать, какие отношения бывают между объектами | Формулировка устных выводов по результатам наблюдений | Запись отношений между объектами в виде схемы. Описание отношений как важная составляющая характеристики объекта | Действия с информацией | Развивать наблюдательность, исследовательские навыки |
21 | Повторение. Работа со словарём. Проверочная работа | Комплексное применение ЗУН.
| Свойства и действия объекта, элементный состав объекта, отношения между объектами. | Формулировка устных выводов по результатам наблюдений | Составление устного описания объектов, их действий, существенных свойств | Материал данного раздела | Формировать информационную культуру |
22 | Контрольная работа №3 | Контроль и проверка ЗУН |
|
|
|
| Прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени при выполнении заданий |
Информационный объект и компьютер. 10 часов.
| |||||||
23 | Информационный объект и смысл
С. 67-70 | Изучение нового материала и первич. закрепление
| Знать, что объект и описывающий его информационный объект всегда связаны смыслом, ПК обрабатывает информационные объекты, но не понимает связанного с объектом смысла. Создание файла (документ М Word) присвоение имени | Дополнение схемы по образцу | Составление и запись рассказа | Действия с информацией (сбор) | Формирование чувства взаимовыручки |
24 | Документ как информационный объект.
С. 72-75 | Изучение нового материала и первич. Закрепление. Самост. работа обуч.
| Знать, что документ – это деловая бумага, подтверждающая некоторый факт или право на что-то. Электронный документ – это набор данных, которые хранятся в памяти ПК или на электронном носителе Создание папки, присвоение имени, создание в папке нескольких файлов, имеющих разные имена | Сравнение документа и электронного документа. Решение логических задач. | Работа с текстом учебника (Вставить пропущенные слова, пользуясь схемой и учебником) | Действия с информацией (представление) | Воспитание трудолюбия. |
25 | Электронный документ и файл
С. 76-80. | Комплексное применение ЗУН. Проверочная работа.
| Знать, что файлом называют набор данных, хранящихся во внешней памяти ПК и имеющих имя; что электронные документы хранятся во внешней памяти ПК в виде файлов Умение переименовать файл. | Сравнение внешней и внутренней памяти ПК, формулирование вывода. | Работа с текстом учебника: (выписать из текста слова, которые указывают отличие пользователя от программиста.) | Действия с информацией (кодирование и декодироавние) | Воспитание уважения к мнению других |
26 | Текст и текстовый редактор.
С. 82-84 | Комплексное применение ЗУН. Практич. работа.
| Уметь называть информационные объекты, их существенные свойства. Знать, что при наличии программы текст можно редактировать. Редактирование текста. Компьютерный алфавит. | Описание программы «Текстовый редактор» |
| Существенные свойства объекта | Воспитание прилежания |
27 | Изображение и графический редактор.
С. 86-89 | Изучение нового материала и первич. закрепление Практич. работа
| Знать возможности графического редактора (изменение цвета, формы, размера, расположение объектов на экране, количество объектов на уровне ознакомления) | Сравнение инструментов для создания и для редактирования рисунка. | Приведение примеров отличия изображения от текста | Устройства ввода информации в ПК. | Формирование интереса к предмету |
28 | Схема и карта
С. 91-95 | Комплексное применение ЗУН. Самост. работа развив. | Знать, что схема – это, как и рисунок, графический объект. Знать, из каких элементов состоит схема передачи информации и схема обмена информацией. | Сравнение схем передачи и обмена информацией. | Составление устного рассказа о схеме по вопросам. | Графический редактор | Формирование умения защищать своё мнение. |
29 | Число и программный калькулятор
С. 97-102 | Комплексное применение ЗУН. Практич. работа.
| Знать, что число – это информационный объект. Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор». (на уровне умения с помощью мыши или с помощью клавиатуры) | Преобразование представления данных (из текста в число) | Запись даты (число, месяц, год) в виде чисел. | Файл. | Воспитание самостоятельности |
30 | Таблица и электронные таблицы
С. 103- 106 | Изучение нового материала и первич. закрепление
| Знать, что таблица – информационный объект, уметь организовать данные в виде таблицы (расположить их по строкам и столбцам). Работа с таблицей (создание, занесение данных в таблицу) | Решение логических задач. | Чтение текста, извлечение из него данных, занесение их в таблицу. | Объект и его характеристика | Формировать информационную культуру |
31 | Повторение. Работа со словарём.
С. 107-110 | Проверочная работа
|
|
|
| Материал данного раздела | Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей программы |
32 | Контрольная работа №4 | Контроль и проверка ЗУН |
|
|
|
| Прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени при выполнении заданий |
33-34 | Работа над ошибками. Резерв |
|
|
|
|
|
|
Использованная литература:
Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Информатика и ИКТ 3 класс. Учебник. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Информатика и ИКТ 3 класс. Рабочая тетрадь. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Информатика и ИКТ 3 класс. Тетрадь для контрольных работ. 3класс. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Н.В. Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н.Челак. Методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004