Выполнила: Нефедова Татьяна Валерьевна Учитель математики и информатики МБОУ «СОШ №1» г. Верхний Уфалей Челябинская область
Урок по теме:
«Редактирование текста»
информатика 5 класс.
Цель урока:
Образовательные:
1.Расширить представление учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации.
2. Дать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов.
Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; развитие логического мышления, воображения, творчества, зрительного внимания, умения мыслить нестандартно.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету; воспитание аккуратности, внимательности, дисциплинированности при работе за ПК, информационной культуры.
Тип урока: комбинированный
Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.
Программное обеспечение: текстовый редактор Word.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Введение учащихся в тему урока. Мотивация учебной деятельности
3. Первичное усвоение новых знаний
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа. Первичное закрепление материала.
6. Итоги урока. Первичная проверка понимания
Организационный момент.
Приветственное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.
Введение учащихся в тему урока. Мотивация учебной деятельности.
Представьте себе, что вы являетесь редактором школьной газеты. Один ученик вам принес текст небольшой заметки.
«скоро у нас каникулы я поеду с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а маша будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик»
Скажите, можно ли сразу данный текст отдать в печать? Обоснуйте свой ответ. Что нужно сделать, чтобы данную заметку можно было опубликовать в газете? (исправить ошибки)
Исправьте ошибки в данном тексте. (на работу отводится 2-3 минуты, с последующей проверкой). Итак, работая редактором, вы исправляли ошибки в данном тексте.
Так кто же такой редактор? Попробуйте выбрать правильный ответ.
Редактор –
1) лицо, подвергающее обработке, исправляющее какой-либо текст, какую-либо рукопись;
2) руководитель издания (книги, журнала, газеты), утверждающий его содержание.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать редактор? (внимательность, аккуратность, грамотность)
3. Первичное усвоение новых знаний.
Запишите в тетради следующую фразу. «Казнить нельзя помиловать». Вставьте в предложении запятую после первого или второго слова. Как положение запятой влияет на смысл предложения?
После выполнения двух упражнений дать возможность учащимся сформулировать определение редактирования.
Редактирование – действия по исправлению ошибок и изменению содержания текста.
Ребята, подумайте и скажите, можно ли при помощи компьютера вносить изменения в набранный текст несколько раз?
Давайте вспомним, какие клавиши на клавиатуре позволяют нам редактировать текст?
(Delete, BS)
Я предлагаю вам вспомнить назначение данных клавиш и определить, что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш.
Игра «Зарядка для мозгов»
Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и решить лингвистические задачи.
Составь новое слово из первых слогов данных слов.
А) колос, рота, ваза
Б) молоко, нерест, таракан
В) баран, рана, банщик.
2. Найди «спрятанное» слово (соединяя слоги)
А) обруч, кара
Б) мука, рагу, диван
В) карта, путина, налет
3. Замените слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным
А)(Главная песня страны)+ (часть света)=УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Б) (Нота)+ (костяные наросты на голове некоторых животных)=ПУТЬ
Физкультминутка.
Практическая работа. Первичное закрепление материала
Перед тем, как нам приступить к выполнению практической работе на компьютере давайте ответы на следующие вопросы.
Какие прикладные программы вам известны?
Использование каких прикладных программ позволяет нам вводить текст?
Давайте сейчас вместе вспомним основные правила набора текста. На рабочих столах детей лежит раздаточный материал (приложение 1)
Выполнение практической работы стр 155 работа 7 задание 1, задание 5( учебник)
Подведение итогов. Первичная проверка понимания.
Итак, мы сегодня с вами все попробовали себя в роли редактора. Давайте подведем итоги урока. (Учитель беседует с учащимися по вопросам)
Что такое текст?
Что такое текстовый редактор?
Чем текстовый редактор отличается от текстового процессора?
Назовите какие клавиши редактирования текста вы знаете? Назовите их назначение.
Может ли измениться смысл текста при редактировании?
Приложение 1.
Основные правила набора текста.
Строчные буквы, цифры и знаки «=», «-», «.»(точка) набираются простым нажатием клавиш.
Прописные буквы, знаки на цифровых клавишах, а также «_», «+», «,» (запятая) набираются при нажатой клавише Shift.
Между словами ставиться один пробел.
Знаки препинания в тексте (кроме тире) не отделяются пробелом от слова, за которым стоят. Скобки и кавычки также присоединяются к выделяемым словам без пробела.
Чтобы начать текст с новой строки, используется клавиша Еnter.
Используемая литература и Интернет источники.
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г., Занимательные задачи по информатике. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Босова Л.Л, Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 класса: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
3. Босова Л.Л. Информатика и ИК : учебник для 5 класса. 2-е изд.. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. — 2-е изд.. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
5. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/Под ред. Н.В.Макоровой.-СПб.:Питер, 2003.