Урок для 8 класса на тему «Информация и ее свойства»

Сценарий урока


Организационная информация

Тема урока

Информация и ее свойства

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бобылева Елена Александровна, учитель информатики

Образовательное учреждение

Челябинская область, г.Челябинск, МБОУ СОШ№146

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Уральский ФО

Республика/край

Челябинская область

Город/поселение

г.Челябинск

Методическая информация


Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Цели урока:

Образовательные: познакомиться с понятиями «информация», «сигнал», рассмотреть основные свойства информации.

Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать формированию у них ключевых компетенций.

Воспитательные: воспитывать информационную культуру.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Образовательные:

  • дать понятие информация с различных точек зрения, сигнал;

  • рассмотреть виды информации по способу восприятия;

  • сформулировать основные свойства информации;

  • сформировать умения и навыки у учащихся приводить примеры для каждого свойства информации.
    Воспитательные:

  • воспитывать стремление к постоянному совершенствованию навыков использования компьютера.

Развивающие:

  • развивать умение решать проблемы


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Игровые, проблемно-поисковые, компьютерные.

Методические приёмы: интерактивная игра, беседа, решение компетентностных задач

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

учащиеся должны знать:

  • основные понятия «информация», «сигнал»;

  • виды информации по способам восприятия;

  • свойства информации.

учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры непрерывных и дискретных сигналов;

  • классифицировать информацию по способу восприятия

  • определять свойство информации.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, сеть Интернет, ресурс https://sites.google.com/site/iformatika146/8-klass/informacia-i-ee-svojstva

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

1.Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Л.Л. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний

2. Практические задания

3. Тест для проверки знаний учащихся по теме урока

4. Кроссворд для проверки основный понятий по теме урока

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

1.Мотивация учащихся

Тема урока: «Информация и ее свойства»

Учебник: Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ, 8 класс

Автор: Бобылева Е.А., учитель информатики МБОУ СОШ №146 г.Челябинска

Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:

  1. познакомиться с понятиями «информация», «сигнал»;

  2. рассмотреть основные свойства информации.

Основные понятия, изучаемые на уроке: 

  1. информация; 

  2. сигнал (непрерывный, дискретный); 

  3. виды информации; 

  4. свойства информации.

План урока:

 1.Разминка 2.Сигналы 3.Виды информации 4.Свойства информации 5.Проверь себя

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/8-klass/informacia-i-ee-svojstva)

2.Актуализация знаний учащихся

Учащимся предлагается разгадать ребус

(Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/8-klass/informacia-i-ee-svojstva/etap-1)

3.Объяснение нового материала с текущей проверкой усвоения знаний.


Формирование понятий «информация», «сигнал».

Информация и сигнал

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах. 
В обыденной жизни под информацией понимают сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.






Информация содержится:

 
в речи людей

 
в текстах книг

 
в звуках и видах природы


в показаниях часов и других приборов

Общего определения понятия «информация» не существует. Информацию можно рассматривать с различных точек зрения:

Информация в неживой природе

Информация в живой природе

Информация в человеческом обществе

Информация в человеческом обществе — новостная информация

Информация в технике 

Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации. Эту информацию мы получаем в виде сигналов.

Различают сигналы:

 Световые

 Звуковые

 Тепловые


 Механические


 Электрические 

 


Сигналы могут быть: 

• непрерывными — они принимают бесконечное множество значений из некоторого диапазона; 
•дискретными – они принимают конечное число значений, которые можно пронумеровать.

Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/8-klass/informacia-i-ee-svojstva/etap-2

Учащимся предлагается рассмотреть классификацию информации по способу восприятия

По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:

 Визуальная

С помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

 Аудиальная

С помощью органов слуха воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум.

 Обонятельная

С помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира.

 Тактильная

Органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета — горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т.д.

 Вкусовая

С помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный.

Смотреть

Это интересно знать!

Около 80-90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно 8-15% — при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая. 

Как видят живые существа?

Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/8-klass/informacia-i-ee-svojstva/etap-3

Свойства информации

Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает ему в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информации.

Свойства информации:

 1. Актуальность

 Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.

 Смотреть пример

 2. Полнота

 Информация полна, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения.

 Смотреть пример

 3. Понятность

 Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

 Смотреть пример

 4. Достоверность

 Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает человеку принять правильное решение.

 Смотреть пример

 5. Объективность

 Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

 Смотреть пример

 6. Полезность

 Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

 Смотреть пример

Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.

Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/8-klass/informacia-i-ee-svojstva/svojstva-informacii

4.Проверка учащихся

Практическая работа


А теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали!

Вам необходимо выполнить несколько заданий:

Практическая работа №1

Вопрос №1    Вопрос №2     Вопрос №3      Вопрос №4      Вопрос №5      Вопрос №6     Вопрос №7     Вопрос №8

Практическая работа №2

Разгадай кроссворд

Проверочный тест

Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/iformatika146/8-klass/informacia-i-ee-svojstva/prover-seba

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Это позволяет учащимся наглядно видеть всю информацию, которая им предлагается (что очень важно для визуалов), ввести в урок больший объём учебного материала.

На ресурсе использованы фотоматериалы из сети Интернет. Навигация осуществляется с помощью гиперссылок.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Л.Л. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний

  2. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 8 класса. Авторы: Босова Л. Л.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

https://puzzlecup.com/crossword-ru/? – фабрика кроссвордов

https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ — методическая мастерская Босовой Л.Л.

Графические изображения:

https://oxun.ge/uploads/posts/2010-05/1274980645_didyouknow.jpg — информация

https://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/c/cf/2i.png — изображение детей с компьютером

https://norbekovclub.ru/upload/blog/c04/c04ebc63a246ceffbe9daaf1dc91dbcc.png — разговор людей

https://www.mega-mir.com/upload/medialibrary/4e3/1300874507_180246769_1—-.jpg — книги

https://lol54.ru/uploads/posts/2008-02/1202114377_958.jpg — природа

https://imgs.inkfrog.com/pix/watchltd/w009_2.JPG — часы

https://www.milligazete.com.tr/img/ars/192786.jpg — маяк

https://blog.tradetang.com/wp-content/uploads/2010/10/Musical-Instruments.jpg — музыкальные инструменты

https://www.mamadaika.ru/abakan/images/articles/editor/56f40e35f389.jpg — камин

https://www.argonavt.com/images/219.jpg — подводные работы

https://www.yugopolis.ru/data/mediadb/2383/0000/0211/21107.jpg — электростанция

https://cs406628.userapi.com/v406628865/50d4/N21CK3_YmfE.jpg — зрительная информация

https://sanatate.md/data/pic/news/0101/10114/1_600.jpeg — звуковая информация

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/962/55962775_133727.jpg — обоняние

https://trendsblog.ru/wp-content/uploads/2010/12/pebbling_mIe2I_1822.jpg — тактильные ощущения

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/31/281/31281078_1219803737_9617285c461.jpg — вкусовые ощущения

https://gendocs.ru/gendocs/docs/6/5529/conv_5/file5_html_5c671580.png — сигналы


Образовательные ресурсы:

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/%5BINF_009%5D_%5BAM_03%5D.swf — информация в неживой природе

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/%5BINF_009%5D_%5BAM_04%5D.swf — информация в живой природе

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/%5BINF_009%5D_%5BAM_05%5D.swf — информация в человеческом обществе

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/%5BINF_009%5D_%5BAM_05_02%5D.swf — новостная информация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/%5BINF_009%5D_%5BAM_06%5D.swf — информация в технике

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf — классификация информации

https://clipiki.ru/video/70751/Kak-vidyat-zhivotnyie — видео «как видят животные»

Свойства информации (примеры)

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99dea9d5-31d4-4e4c-9a4f-9024898c7a48/%5BINF_018%5D_%5BAM_01%5D.swf — актуальность информации

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ad292ce-c56a-4f5a-9977-bc038c9075cd/%5BINF_016%5D_%5BAM_01%5D.swf — полнота

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d99454b-b19b-4a0d-8b4c-e17494f010a5/%5BINF_017%5D_%5BAM_01%5D.swf — понятность

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c7e12acb-61f6-4714-8385-0c892973055b/%5BINF_015%5D_%5BPD_01%5D.swf — достоверность

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8238b47b-de57-410f-936d-b48d7dbbf592/%5BINF_014%5D_%5BAM_01%5D.swf — объективность

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/715b2861-5e83-4a1d-895e-db9e5961d66f/%5BINF_019%5D_%5BAM_01%5D.swf — ценность

Свойства информации (практические работы)

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91c00bd4-8d59-436d-ab7a-ad93863481b0/%5BINF_014%5D_%5BQS_01%5D.html 

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b400308-918a-42d6-8ad8-42de7041f5d6/%5BINF_014%5D_%5BQS_02%5D.html

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6904b3ce-fb30-46f9-9f4f-a0e43dcbbbf2/%5BINF_014%5D_%5BQS_03%5D.html

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5fed666a-722c-426e-a386-cb92a14921f0/%5BINF_014%5D_%5BQS_04%5D.html

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b7e3c94-e41b-4be0-8584-42dad31a7e64/%5BINF_014%5D_%5BQS_05%5D.html

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8df2807b-8767-4c48-9c85-5dfa4ef44af5/%5BINF_014%5D_%5BQS_06%5D.html

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5714482d-d4bc-4f59-be7e-066f328db095/%5BINF_014%5D_%5BQS_07%5D.html

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ff24d782-7143-41a5-9c3e-aefd262e4b14/%5BINF_014%5D_%5BQS_08%5D.html



6


Свежие документы:  Конспект урока информатики для 3 класса "Информационные системы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: