Программирование в Lazarus для школьников.
Занятие № 7.
Типы данных, константы и переменные. Арифметические операции и функции.
Матыцин Игорь Владимирович
Учитель математики и информатики
МБОУ СОШ с. Девица
Цель: познакомить учащихся с понятием переменных и констант. Изучить типы данных и их совместимость. Познакомится с основными арифметическими операциями и функциями
Девица 2012.
Часто встречается ситуация при программировании ситуация требующая сохранить какое либо слово или число. Например, охранить старый заголовок формы, который затем изменяется, а затем «вспоминается» и возвращается снова старый заголовок.
Для того чтобы сохранить данные используются переменные. Переменная это область памяти с именем, в которой храниться нужное нам значение.
В программе есть специальный раздел, в котором описываются переменные. Это раздел Var. После этого необходимо указать имена переменных, которые будут использоваться в программе или же событии.
Но необходимо знать, что переменные бывают разные. Это сделано для того, чтобы не путать их при операциях над ними. Например, очень сложно будет сложить число 5 и текст НННН.
Переменные бывают таких типов:
Byte | 0..255 |
Word | 0..65535 |
Integer | -2147483648..+2147483647 |
Cardinal | 0..4294967295 |
Логический тип | |
Boolean | True, false |
Вещественные типы | |
Real | -5.0E324; 1.7E308 |
Extended | -3.4E4951; 1.1E4932 |
Символьный тип | |
Char | Один символ |
String | Строка символов |
Это основные типы данных, которые используются при программировании. На самом деле их больше. Но они редко требуются, и мы их не будем рассматривать.
Описание переменной происходит так, сначала имя переменной затем через двоеточие тип данных к которому принадлежит эта переменная.
Например:
Var
A:integer;
Над переменными можно проводить арифметические операции, но операции отличаются в зависимости от типа данных. Например, нельзя делить целочисленные переменные. Так как в итоге может получится вещественная переменная.
Сложение | |
— | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
Div | Целочисленное деление |
Mod | Остаток от деления |
= | равно |
| Не равно |
< | Меньше |
<= | Меньше или равно |
> | Больше |
>= | Больше или равно |
Давайте напишем простейший калькулятор, который складывает два числа.
Пусть у него будет интерфейс как на рисунке 7.1.
Рис. 7.1 Интерфейс простейшего калькулятора.
Эти два числа записываются в Edit1 и Edit2. Затем извлекаются из этих полей в переменные a,b:real; затем производится сложение и вывод результата.
В Edit1 и Edit2 информация храниться в символьном типе и поэтому необходимо перевести текст в число. Для этого используется специальная функция StrToFloat.
Для того, чтобы переменной a присвоить значение поля Edit1 необходимо записать:
a:=StrToFloat(Edit1.Text);
Тем самым в переменной a будет храниться число из поля Edit1. Тек же поступаем и с переменной b.
Для того чтобы найти результат сложения переменной a и b, необходимо создать переменную c, в которой будет храниться результат операции.
Сложение будет выглядеть так:
c:=a+b;
И наконец необходимо вывести результат. Опять же мы имеем число, а выводить в Label можно только текст, поэтому придётся опять преобразовать число в текст при помощи функции FloatToStr.
Вот так будет выглядеть код вывода:
Label2.Caption:=FloatToStr( c );
Вот полный код обработчика событий:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
a,b,c:real;
begin
a:=StrToFloat(Edit1.Text);
b:=StrToFloat(Edit2.Text);
c:=a+b;
Label2.Caption:=FloatToStr(c);
end;
Так же в Pascale имеются стандартные математические функции:
Описание | |
Abs(x) | Модуль число х |
Dec(x, y) | Уменьшить х на y единиц |
Inc(x, y) | Увеличить х на y единиц |
Sqr(x) | Квадрат х |
Sqrt(x) | Корень их х |
ArcTan(x) | Арктангенс х |
Cos(x) | Косинус х |
Sin(x) | Синус х |
Ln(x) | Натуральный логарифм х |
Exp(x) | Экспонента х |
Round(x) | Округление х |
Random(x) | Случайное число в промежутке от 0 до х |
Использование функции выглядит так:
c:=Sqrt(a);
Так же используются константы, которые описываются так:
Const
S=1478;
F:integer=85;
Константы нужны тогда когда существует число в программе которое недолжно манятся на протяжении выполнения программы. Если число определенно как константа, то менять оно не будет не при каких ситуациях.
Например. Ускорение свободного падения на Земле постоянная величина и его можно записать как константу:
Const
g=9.81;
Практическое задание.
Добавить в калькулятор вычитание, умножение и деление.
Добавить в калькулятор синус и косинус.
Добавить калькулятор квадрат и корень.
Добавить в калькулятор представление числа в виде a=b*c+r, где мы a делим на b и в результате получаем результат c и остаток r.