Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №44
Конспект урока информатики
в 4 классе
(УМК Матвеевой Н.В.)
«Схема управления»
подготовила
учитель начальных классов
Смиренникова Ирина Сергеевна
г.Иваново
2011
Цель: формирование представления о схемах управления (с обратной связью и без обратной связи).
Задачи:
Сформировать представление о схемах управления.
Развивать коммуникационные умения, умения оценивать результат действия, применять полученный результат на практике.
Воспитывать умение слушать, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: Н.В Матвеева «Информатика и ИКТ» 2011, учебник, рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» 2011, устройство мультимедиа, ПК по количеству обучающихся.
1. Организационный момент. Эпиграф, слова из детской песенки: “Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь, надо многое знать, чтобы много уметь…” (В. Шефнер)
2. Актуализация знаний.
1) Разгадывание кроссворда.
— Универсальный помощник человека при работе с информацией (компьютер)
— Устройство ввода информации (клавиатура). Какие ещё устройства ввода знаете?
— Последовательность действий, которая удовлетворяет некоторым условиям (алгоритм). Какие знаете алгоритмы по способу записи? По последовательности выполнения действий?
— Устройство вывода информации (монитор). Какие ещё устройства вывода информации знаете?
— Как называем объект, передающий информацию (источник). А человек, принимающий информацию?
— Упрощённое подобие реального объекта (модель)
— Подумайте и назовите ключевое слово – управление.
— Что такое управление? (Процесс целенаправленного воздействия на объект)
— Новая тема или с управлением мы уже работали?
— Что уже знаете?
— Человек может управлять собой, другими людьми, техническими средствами,…
— Люди управляют с целью обеспечить свою безопасность, получить информацию …
— Выбор зависит от многих факторов: от мировоззрения, от знаний, от жизненного опыта, от полученной информации, …
— В управлении всегда есть управляющий объект и объект управления.
Игра: Человек может управлять: (если “да”, то хлопают в ладоши, если “нет”, то приседают):
— техническими устройствами;
— другими людьми;
— неживыми объектами;
— самим собой;
— звёздами и планетами;
— предприятиями;
— живыми объектами.
2) Этап постановки цели.
— Предположите, о чём же сегодня мы будем разговаривать? Что узнаем нового? С чем будем работать?
3) Игра. Кто кем управляет?
На слайдах появляется иллюстрация, по классу развешаны таблички со словами. Ваша задача найти и показать, чем управляет объект, появившийся на слайде.
Но любое действие имеет цель. Показывая, мы будем говорить о цели управления в каждой ситуации.
Пилот – самолёт (прилететь в пункт назначения и доставить туда пассажиров или груз).
Дирижёр – оркестр (исполнить музыкальное произведение).
Водитель – машина, автобус (прибыть в пункт назначения, доставить пассажиров, груз).
Тренер – футбольная команда (обучить команду играть).
Учитель – ученики (обучить учеников).
Старшина – солдаты (обучить так, чтобы умели защищать страну).
Светофор и регулировщик – машины и пешеходы (регулирование движения).
3. Постановка проблемы.
— Сравните управление регулировщика и управление светофора. Найдите сходства и различия. Обсуждение в группах.
4. Сходства: есть управляющий объект, управляющий сигнал, управляемые объекты, результат управления.
Различия: Регулировщик может сравнить результат управления и результат ожидаемый, может изменить, проанализировав ситуацию на дороге, регулирование. Посмотрите на схему и скажите, какой ситуации она подходит: когда управляющий объект светофор или когда регулировщик? (Регулировщик). Какой блок в схеме будет отсутствовать, когда движением будет управлять светофор? (Анализ результата, сравнение с ожидаемым результатом и новое решение).
— Как бы вы назвали две получившиеся схемы? (С обратной связью и без обратной связи)
5. Работа с учебником. Прочитайте с. 160-165 и приведите примеры из учебника или свои исходя из жизненного опыта ситуаций управления без обратной связи и с обратной связью.
6. Работа в тетради. С. 66 № 2 – отметьте общее для схем.
Проверка – чтение, класс показывает, согласны – не согласны (с помощью семафора).
С. 68 № 4 – самопроверка с обратной стороны доски.
7. Компьютерный практикум.
— Мы на предыдущих уроках учились строить диаграммы. Предлагаю вам построить круговую диаграмму “Режим дня”. Как вы думаете, с какой целью?
— Какие опорные слова напишем?
Прикрепляю листы на доску:
-сон,
-учёба,
-приготовление дом задания,
-доп. образование,
-прогулка,
-свободное время,
-приём пищи.
Проверка:
— На что мы тратим большую часть времени? (На сон, на учёбу)
— На что тратите меньшую часть времени? (На прогулку, приём пищи)
Беседа о правильном распределении времени.
8. Подведение итогов.
— Какие схемы управления вы знаете?
— Приведите пример управления без обратной связи.
— Приведите пример управления с обратной связью.
— Какие умения приобретали, работая на компьютере?
— Зачем, с какой целью мы изучаем эту тему?
9. Домашнее задание: учебник с. 160-167, тетрадь с. 65, № 1, 3.
Список использованной литературы:
Матвеева Н.В. учебник «Информатика и ИКТ» 2011.
Матвеева Н.В. рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» 2011