Урок в 5 классе по теме: «Компьютерная графика»
Провела: Чумакова Елена Николаевна, учитель информатики МОУ «СОШ №6».
Цели урока:
Развивающие:
развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике;
развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);
развитие общетрудовых и политехнических умений (коммуникативно-технических);
развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать);
развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно).
в ходе урока обеспечить применение графического редактора для целенаправленного формирования логических понятий, позволяющих в максимальной степени учитывать образность и конкретность мышления, уменьшение технических трудностей при решении задач, побуждения к творчеству.
использовать возможности компьютерной графики для решения задач межпредметной связи информатики с другими науками через творчество.
Образовательные:
добиться усвоение учащимися понятий компьютерная графика, инструменты для рисования, графические редакторы;
совершенствовать умения и навыки в использовании одного из самых простых графических редакторов Paint;
отработать навыки запуска программы и работы с окном графического редактора;
в ходе урока обеспечить работу по созданию рисунков из простых геометрических фигур в графическом редакторе. Реализовать лабораторную работу в наглядной и занимательной форме, решая задачи на классификацию объектов по признакам.
Воспитательные:
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
воспитание дисциплинированности;
в целях решения задач эстетического воспитания обеспечить работу на ПК в графическом редакторе для реализации творческой и полезной деятельности.
Методы: объяснительно – иллюстративный, использование ПК для выполнения самостоятельной работы.
Тип урока – комбинированный.
а) решение поставленных задач;
б) практикум; обработка на ПК.
Структура урока:
Инициализация урока;
Сообщение цели и задач урока;
объяснение нового материала;
закрепление (лабораторная работа № 1);
проверка понимания;
рекомендации для выполнения лабораторной работы № 2;
подведение итогов урока;
задание на дом;
комментированное сообщение оценок.
I. Инициализация урока. (Орг. момент).
II. Сообщение цели и задач урока: в ходе урока мы ознакомимся с графическим редактором Paint, созданием, редактированием, сохранением и открытием рисунка. С помощью рисования простых геометрических фигур в графическом редакторе Paint выполним самостоятельную и лабораторную работы. Слайд 1,2.
III. Объяснение нового материала.
Появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить. Он очень беспомощен. Но с самого рождения ему дарована удивительная способность видеть мир своими глазами. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сможет выразить свои мысли и желания словами, и далек еще тот день, когда он напишет первое слово. Но получив в руки карандаш, он неумело, но настойчиво пытается что – то нарисовать. Эти рисунки – одно из средств самовыражения маленького человека. Слайд 3.
Помните ли вы свои первые детские книжки? Они были очень красочными, со множеством картинок. Эти картинки хотелось долго рассматривать, они казались волшебными. Да разве может быть интересной детская книжка без картинок!
Сегодня в ваших школьных учебниках тоже много рисунков. Они помогают понять и усвоить даже самый трудный материал. Слайд 4.
Рисунок может быть произведением искусства, а может быть очень простым: иллюстрация в учебнике, схема сборки на коробке кухонного комбайна, учитель на лестничной площадке учреждения. Слайд 5.
Существует множество инструментов для рисования: цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти. Ластик помогает стирать лишние штрихи. Большой плоской кистью или валиком маляр красит стены. Есть специальные баллончики с краской – распылители. Существуют чертежные инструменты для рисования прямых линий и окружностей – линейка и циркуль.
Какие еще приспособления для рисования вы встречали? Слайд 6.
Большую помощь в создании рисунков оказывает компьютер. Существует множество программ, которые позволяют вам создавать рисунки любой сложности, от простейших схем до профессиональных картин.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из таких программ.
Компьютер является очень мощным и удобным средством для создания и редактирования графических изображений. Это нужно для оформления печатных изданий, писем, и так далее. Самые простые графические редакторы позволяют создавать рисунки, используя кисти разного цвета и толщины, закрашивать поверхности в различные цвета, вставлять текст в рисунок. Более сложные редакторы позволяют создавать специальные эффекты: объёмность, оттенение, деформацию, увеличение части рисунка, преобразование и корректировку цветов, плавный переход одного изображения в другое и так далее.
Редакторы позволяют работать с изображениями различных форматов. Существуют огромные библиотеки стандартных изображений и заготовок, используя которые даже человек, далёкий от живописи, может довольно быстро подготовить необходимый рисунок.
Графика – это искусство рисунка. Само слово «графика» в переводе с греческого означает «пишу», «рисую».
Графика – самое распространённое из всех изобразительных искусств. Рисуют всё. Рисуют для себя. Оформляют стенные газеты, бюллетени, рисуют, чтобы уточнить на бумаге свою мысль. Графика — искусство очень сложное. Сложность его – в условности его языка. Весь необъятный мир воспроизводится на листе бумаги, объём – на плоскости, многоцветность передаётся оттенками одного цвета, многообразие действительности – линиями и пятнами. При этом графика не скрывает своей условности: линия остаётся линией, пятно – пятном.
Графика передает сложное жизненное содержание. Она может охватить более широкий круг явлений, чем живопись, а возможность созданий серий – нескольких произведений, связанных с общей темой, позволяет преодолеть временную ограниченность изобразительного искусства.
Рисунок, составляющий основу графики, без преувеличения, вездесущ. Графика непосредственнее и оперативнее других изобразительных искусств откликается на события и факты жизни. Поэтому графическое изображение очень активно и целеустремлённо отражает жизнь.
Графический редактор – прикладная программа, предназначенная для создания и обработки графических изображений на персональном компьютере. Слайд 7.
Запуск программы:
Пуск программы Стандартные Paint.
Окно графического редактора.
Учащиеся изучают визуально Окно графического редактора Paint. Учитель последовательно в устной форме объясняет учащимся.
Окно графического редактора Paint состоит из следующих элементов:
I строка – строка заголовка и кнопки минимизации (закрыть, развернуть, свернуть).
II строка – строка Меню. (Команды Меню: «Файл», «Правка» для копирования, вставки и
перемещения изображений, «Отменить», «Очистить» и др.)
Слева – панель инструментов.
Набор инструментов — содержит инструменты для рисования и выполнения операций над рисунком. Выбор инструмента осуществляется щелчком мыши.
Инструменты:
“НАДПИСЬ”, “ЗАЛИВКА”, “КАРАНДАШ”, “ЛАСТИК”, “ЛИНИЯ”, ”ПРЯМОУГОЛЬНИК”, ”ОВАЛ” и др.
Область рисования — прямоугольная область на экране, предназначенная для расположения рисунка. Размеры области рисования можно задавать и изменять.
Для пробного рисунка.
Учащиеся по порядку используют инструменты для рисования геометрических фигур (отрезок, треугольник, прямоугольник, эллипс, кривая линия). Используют инструмент — палитру.
В нижней части экрана – палитра, с помощью которой можно выбирать цвет для рисования и цвет фона, а также шаблон заливки, доступные для рисования в выбранном режиме.
Выполнить команду Рисунок Очистить.
Геометрические фигуры: линия, прямоугольник, круг, называются графическими примитивами. Слайд 8.
IV. Задание (на карточке) для каждого учащегося.
Используя инструменты: “овал”, “линия”, “прямоугольник”, “кривая линия” нарисовать на рабочем поле объекты с помощью геометрических фигур. Закрасить рисунок, используя инструмент «Заливку». Файл сохранить как «5 класс. Имя».
Слайд 9.
V. Проверка понимания.
Сформулировать определение графического редактора.
Что такое инструменты в графическом редакторе Paint?
Запуск графического редактора.
Для чего нужна команда ОТМЕНИТЬ.
Для чего нужна команда ОЧИСТИТЬ.
Рисование линии, овала, прямоугольника.
Как изменить размеры графических примитивов и ластика?
Как вставить текст в поле рисунка?
Когда используется инструмент «Заливка».
Слайд 10.
Творческое задание (текст на карточке) для каждого учащегося.
Материалы (задачи) IV Международной конференции — 1993 г. Троицк.
«Применение новых компьютерных технологий в образовании».
В трёх домиках жили три геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат. Первый домик был с высокой крышей и маленьким окном; второй – с высокой крышей и большим окном; третий – с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. Слайд 11.
Задание: нарисуйте домики и поселите каждую фигуру в свой домик.
Предполагаемый ответ:
Домик с высокой крышей и маленьким окном – «квадрат».
Домик с высокой крышей и большим окном – «круг».
Домик с низкой крышей и большим окном – «треугольник».
VI. Лабораторная работа № 2.
Создать рисунок.
Отредактировать.
Вставить в рисунок по смыслу текст: квадрат, круг, треугольник.
Сохранить.
VII. Подведение итогов урока
VIII. Задание на дом: подготовить тексты со стихами, поздравлением к Новому году.
IX. Комментированное сообщение оценок (за каждую лабораторную работу).
Список использованных материалов:
Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно – информационная концепция). – СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №1. Начальный уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.
Набор Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР).