Автор: Евтина Марина Геннадиевна, ГБОУ гимназия №1554, г. Москва, учитель информатики и ИКТ, урок информатики в 6-ом классе «Циклический алгоритм. TurtleArt»
Открытый урок по информатике в 6-ом классе
по теме: «Циклический алгоритм.TurtleArt»
Автор: Евтина Марина Геннадиевна
Место работы: ГБОУ гимназия №1554 г. Москва
Должность: учитель информатики и ИКТ, категория высшая
Дополнительные сведения: урок информатики в 6-ом классе «Циклический алгоритм»
Цели урока:
познакомиться с понятием циклического алгоритма,
выяснить, как такой алгоритм можно реализовать в среде TurtleArt;
выполнить задания по отработке циклического алгоритма: научить черепашку строить правильные многоугольники.
Тип урока: практическая работа.
Вид урока: ознакомительная практическая работа учащихся.
Продолжительность урока: 45 минут.
Задачи урока:
Образовательные:
изучение основных команд исполнителя — черепашки;
проверка умения учащихся применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях.
Развивающие:
развитие логического мышления: внимания, памяти, речи, умения выстраивать логическую цепочку;
развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательные:
формировать навыки программирования;
развивать интерес к предмету
Оборудование урока:
учебный компьютерный класс;
компьютеры с операционной системой Ubuntu 10.10, на которых установлена обучающая программированию программа TurtleArt (СПО).
Объем знаний, необходимых для урока:
знать основные команды управления черепашкой: команды перемещения, поворота, управления пером;
уметь правильно сохранить файл.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение ранее изученной темы.
Перечислите основные команды перемещения черепашки.
Перечислите команды поворота черепашки.
Какие вы знаете команды управления пером?
Как удалить изображение?
С каким расширением нужно сохранить файл, чтобы потом можно было отредактировать программу.
Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока (слайды 1-2).
Дорогие ученики, сегодня мы с вами научим черепашку рисовать геометрические фигуры. Тема урока: «Циклический алгоритм». На уроке мы познакомимся с понятием циклического алгоритма, выясним, как такой алгоритм можно реализовать в среде TurtleArt;
выполним задания по отработке циклического алгоритма.
Определение циклического алгоритма (Слайд 3). Циклический алгоритм — это описание повторяющихся действий. Список повторяющихся действий называется телом цикла.
Вопросы.
Какие природные явления представлены повторяющимися действиями?
Придерживаетесь ли вы распорядка дня? Можно ли это отнести к циклическому алгоритму?
Попробуйте научить черепашку рисовать квадрат. Какая программа у вас получилась? (Слайд 4)
Какие команды повторяются? Сколько раз? Все это можно изобразить в виде блок-схемы. (Слайд 5)
Команда Repeat предназначена для организации циклического алгоритма с известным (конечным) количеством повторений. В команде Repeat нужно указать количество повторений (параметр команды – розовый блок). Для нахождения команды нужно перейти на вкладку .
|
|
Необходимо добавить тело цикла, то есть те команды, которые будут повторяться. (Слайд 7) |
Составьте другую программу для рисования квадрата, используя цикл. Файл сохраните в своей папке под именем Квадрат. Программу не закрывайте. (Слайд 8)
Знаете ли вы, какой многоугольник называется правильным? Правильным называется многоугольник, у которого все стороны равны и все углы равны. (Слайд 9)
Попробуем научить черепашку рисовать правильный треугольник. Для этого нужно определить угол поворота черепашки. Начнем издалека. Вспомним, чему равна сумма внутренних углов треугольника (180°). Затем определим значение одного внутреннего угла (180°/3=60°). Так как развернутый угол — 180°, а внутренний — 60°, то вычитает одно из другого и получаем значение угла поворота — 120°. (Слайд 10)
Составьте программу для рисования равностороннего треугольника. Для этого лишь немного откорректируйте программу для квадрата: измените количество повторений, угол поворота. Обратите внимание на цвет. Файл сохраните в своей папке под именем Треугольник. (Слайд 11)
Попробуем догадаться, как нарисовать правильный пятиугольник. Углы со знаком вопроса одинакового размера. Чему равен тот, что в центре? 360°/5=72° (Слайды 12-13)
Составьте программу для рисования равностороннего пятиугольника. Для этого лишь немного откорректируйте программу для треугольника: измените количество повторений, угол поворота. Обратите внимание на цвет. Файл сохраните в своей папке под именем Пятиугольник. (Слайд 14)
Хотелось бы научить рисовать черепашку любой правильный многоугольник. Для этого нужно вывести формулу поворота на внешний угол в зависимости от количества вершин многоугольника. (Слайд 15)
Формула найдена: 360/ N, где N – количество вершин многоугольника. (Слайд 16)
Теперь можно научить черепашку рисовать правильный шестиугольник. Сделайте это сами. Файл сохраните в своей папке под именем Шестиугольник. (Слайды 17-18)
Попробуйте экспериментировать, создайте свои узоры. (Слайд 19)
Домашнее задание.
Прочитать §3.4 (3) Босовой Л. Л.
Подведение итогов урока
Вопросы ученикам:
Какой алгоритм называют циклическим?
Какую новую команду вы сегодня освоили? Что в ней используется в качестве параметра?
Как определить угол поворота черепашки при программировании правильного многоугольника?
Использованные источники:
Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Информатика. 6-7 класс/ Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
http://wiki.sugarlabs.org/go/Activities/TurtleArt
4