Урок — Деловая игра
ИНФОРМАТИК – БИЗНЕСМЕН
Задача игры: формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
Цель урока/результат:
предметные – повторение, обобщение и систематизация знаний по алгоритмизации и системам счисления;
личностные — воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера;
метапредметные – развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышлений, памяти, внимания.
Подготовительный этап.
Класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить визитную карточку, вопросы для соперников в конкурсах консультантов, президентов, кассиров и охранников и правила игры. Из педагогического состава выбираются три человека в жюри. Ведет игру учитель информатики.
Правила игры
В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
Победителем объявляется самый богатый банк.
В начале игры каждая команда должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» команды.
Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты. (Приложение №1).
План урока
Конкурс «разминка».
Конкурс банкиров.
Конкурс консультантов.
Конкурс контролеров.
Конкурс менеджеров.
Конкурс президентов банков.
Конкурс кассиров.
Конкурс охранников.
Подведение итогов.
ХОД ИГРЫ
1-ый конкурс. Разминка.
СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?
(А. Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2).
По итогам конкурса определяются роли участников:
Президент банка
Банкир
Кассир
Контроллер
Консультант
Менеджер
Охранник.
2. Конкурс банкиров. Знаток истории информатики.
1) Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением? (Чарльз Беббидж)
2) Кто писал для нее программы (Ада Лавлейс)
3) Кто является основоположником отечественной вычислительной техники? (С.А.Лебедев)
4) В каком году были созданы первые ЭВМ? (в 40-ых XX века).
Конкурс консультантов. Найди ошибку.
Вопрос: Сколько байт в слове «информатика» («математика»)?
Ответ: 11 (10)
Вопрос: Найдите ошибку в записи арифметического выражения. Консультантам выдаются карточки с арифметическими выражениями на языке формул, содержащие ошибки. Их задачи найти эти ошибки и исправить.
Конкурс контролеров.
Контролеры должны ответить на вопросы теста:
1-й вариант
1. Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления?
2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить цифры «в столбик»?
5. Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятеричной системе счисления?
2-й вариант
1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
5. Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?
Конкурс менеджеров. Литературный.
По тексту сказок или стихотворений определить вид алгоритма и составить его блок-схему. (Например, сказка «Курочка-Ряба» и «Колобок».)
Конкурс президентов банка.
Задания:
Перевести число 12 из десятичной системы счисления в произвольную, заданную участником команды – противника.
Записать на языке блок-схем решение линейной алгоритмической задачи. Задачу формулирует участник команды – противника.
Дан фрагмент программы с условием на языке блок-схем. Определить результат вычислений при заданных исходных данных.
Записать на языке блок-схем решение алгоритмической задачи с ветвлением. Задачу формулирует участник команды – противника.
Сказка – вопрос:
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили, и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!»
Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!» Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел только один. Кто?
Конкурс кассиров. Кто быстрее посчитает?
Найти сумму и произведение двух чисел в двоичной арифметике, которые составит команда соперников. Полученный результат проверить на компьютере.
Конкурс охранников.
Разгадать кроссворд по информатике, который составит команда соперников.
Подведение итогов игры
Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей и вручает сертификаты.
Приложение №1
Плакаты:
1. По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда не отдаст человек
Своего превосходства
Даже самым умнейшим машинам.
2. Дорогу осилит идущий, а информатику — мыслящий.
3. Хорошо думать – значит подавать беспорядочность потока мыслей
(Гюстав Гийом).
4. Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Табор).
5. Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю).
6. Свойство дискретности алгоритма – разделяй и властвуй!
7. Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного.
Оператор For-Next.
Ребусы: