Учитель математики и информатики: Мустафаева Асие Асановна
_____________________________________________________________________
Задачи:
Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
Развитие логических способностей
Цели мероприятия:
Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы:
листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
бланк для жюри (Приложение 1)
листы ответов для жюри (Приложение 2)
оформление доски: цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”)
презентация с музыкальным сопровождением
призы
Организация мероприятия
2 команды по 5 человек в каждой
Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана, придумать приветствие суперникам и 2 вопроса
Ход соревнования
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!”
Информация для человека – это, прежде всего, знания
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами
(идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы?
Тогда начинаем.
Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать «дальше».
“Дальше, дальше, дальше…” (1 балл правильный ответ) (3 мин)
Вопросы для команды « МЫШКА »
Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
/информатика/
Организованная последовательность действий.
/алгоритм/
Устройство ввода информации.
/клавиатура/
Набор символов алфавита руського языка.
/кириллица/
Сколько байт в одном кило байте?
/1024/
Устройство ввода информации в компьютер непосредственно с листа.
/сканер/
Центральное устройство компьютера
/процессор, системный блок/
Устройство, предназначенное для преобразования сигналов телефонной сети в сигналы компьютера и наоборот
/модем/
Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. (Ответ: магнитный диск)
Вопросы для команды « РУБИК »
Минимальная единица измерения количества информации.
/бит/
Перечень файлов
/каталог/
Пересылка данных с носителя данных в основную память
/загрузка/
Специальный индикатор, указывающий позицию на экране
/курсор/
Алгоритм, записанный на языке программирования
/программа/
Сколько бит в одном байте
/8/
Поименованная область внешней памяти
/файл/
Небольшая программа ,которая может приписывать себя к другим программам
/вирус/
Какое устройство относится к устройствам ввода текстовой
информации?
а) Текстовый редактор
б) Экран дисплея
в) Клавиатура
г) Магнитный диск
д) Процессор
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут бать записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.
Задание
Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названим и сдает жюри, время сдачи учитывается.
Жюри объявляет счет
3 тур « ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»
Командам задаются вопросы. Отвечает команда первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ — 2 б.
1. Какой информационный процесс имеет место при печати текста на принтере?
а).Обработка
б). Передача
в). Обработка и хранение
2. Память компьютера состоит из ячеек, которые называют байтами В одном байте может хранится один символ. Сколько байт нужно для хранения сообщения «Что за шум?» (13)
(по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр.) (10 мин)
Сейчас вы по очереди будете доставать бочонки с номерами вопросов .
Заморочки
Волк, коза и капуста
Переливашка
Где золотой ключик ?
Склейка слов
Встреча подруг
Счастливый бочонок
1. ВОЛК, КОЗА и КАПУСТА
Один человек должен был перевести через реку волка, козу и капусту. Но его лодка была такая маленькая, что он при каждом переезде мог взять с собой или одно животное или капусту. Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог её съесть. Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой, т. к. она могла её съесть. Как при этих условиях перевести всё на другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
2. «Переливашка»
Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм , выполняя который , можно набрать из речки 7 л . воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами )
3. «Золотой ключик»
Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто , а вынесла 3 коробочки : красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано : » Здесь золотой ключик «; на жёлтой — «Зелёная коробочка пуста «; а на зелёной — «Здесь сидит змея «. Все надписи неверны. Где золотой ключик ?
( ответ — в зелёной )
4. «Склейка слов».
С помощью компьютера можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.
Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.
пар — кон
диск — азия
ком — оса
кипа — ус
гимн — овод
бой — пот
пол — рак
бал — кость
приз — рис
5. Встреча подруг
Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье одет?
(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)
6. Счастливый бочонок
Команде, вытянувшей «счастливый бочонок», задаётся ( чисто символически) лёгонький вопрос, но за правильный ответ, команда получает дополнительно + 2 б.
Вопрос: 2 байт = ? бит
Жюри объявляет счёт
Настало время показать себя капитанам.
Помните в рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
УМКЫОШИКРА 1. ОРГУСБРИЧК
Коляманлядаля. 2. Коляманлядаля.
Акитамрофни. 3. Акитамрофни.
Ответы:
МЫШКА (РУБИК) (способ кодирования: читаются только буквы, стоящие на чётном месте)
Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Информатика. (способ кодирования: слово пишется наоборот)
Конкурс «Изобразить мимикой и жестами»
С каждой команды по одному участнику ( артисту) для участия
I команде:
Принтер
Компьютер завис
II команде:
Мышь.
Мальчика, играющего в компьютерную игру
Н | М | О | Д | Е | М | * | |
* | К | И | М | А | Н | И | Д |
П | С | К | А | Н | Е | Р | У |
А | П | Р | И | Н | Т | Е | Р |
М | Р | О | Т | И | Н | О | М |
Я | К | Ф | М | Ы | Ш | Ь | И |
Т | Л | О | Б | К | Е | Р | Т |
Ь | М | Н | Е | Д | И | С | К |
Этот конкурс можно провести, используя заранее подготовленную мультимедиапрезентацию (см. CD-диск), или с помощью надувных шаров.
В надувные шары поместить скрученные в тонкие трубочки листы с текстом измененных пословиц. К шарам по очереди подходят участники команд, прокалывают шар булавкой, берут листок с заданием, читают пословицу и дают правильную интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если участник команды затрудняется дать ответ, то команде-сопернице дается шанс угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко.
ОТВЕТЫ | |
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. | Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
|
Компьютер памятью не испортишь.
| Кашу маслом не испортишь. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. | Дареному коню в зубы не смотрят.
|
В Интернет-кафе со своим компьютером не ходят. | В Тулу со своим самоваром не ездят.
|
Утопающий за F1 хватается.
| Утопающий за соломинку хватается. |
Бит байт бережет.
| Копейка рубль бережет. |
Что из Корзины удалено, то пропало.
| Что с возу упало, то пропало. |
Вирусов бояться – в Интернет не ходить. | Волков бояться – в лес не ходить.
|
За одного хакера семь кандидатов наук дают. | За одного битого двух небитых дают.
|
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
| Всяк кулик свое болото хвалит. |
Приложение 1
Максимальный бал | 1 команда | 2 команда | |
1.Дальше,дальше,дальше | 1б.правильн.ответ |
|
|
2.Прочти слова | 3+1 за скорость |
|
|
3.Тёмная лошадка | По 2 б за каждый правильный ответ |
|
|
4. Заморочки из бочки | по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр. |
|
|
5.Конкурс капитанов | 3 |
|
|
Изобразить мимикой | 5 |
|
|
6.Разгадай ребус | 5 |
|
|
7. Сканворд | 5 |
|
|
8.Опознай пословицу | 5 |
|
|
Всего: |
|
|
|
Место: |
|
|
|
Приложение 2
Листок ответов
1тур.»Дальше, дальше, дальше»
1 команда
Информатика
Алгоритм
Клавиатура
Кириллица
1024
Сканер
Процессор, системный блок
Модем
Магнитный диск
2 команда
Бит
Каталог
Загрузка
Курсор
Программа
8
Файл
Вирус
Клавиатура
2 тур «Прочти слова»
Сканер; Курсор; Флешка; Память; Сервер; Истина; Пароль; Кнопка; Нетбук.
3-тур «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»
б) Передача
13
3 тур «Заморочки из бочки»
«Волк, коза и капуста»
1.Перевезти козу
2.Вернуться
3.Перевезти волка
4.Вернуть обратно козу
5.Перевезти капусту
6.Вернуться
7.Перевезти козу
Переливашка
наполнить 8-литровый кувшин водой из реки
наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового
вылить воду из 3-литров. Кувшина
наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового
вылить воду из 3-литров. Кувшина
оставшиеся в 8-литров.кувшине 2 литра перелить в 3-литров.кувшин(теперь в него можно долить только 1 литр)
наполнить 8-литровый кувшин водой из реки
долить 3-литров.кувшин из 8-литров.(теперь в 8 литов.=7 литров воды)
Золотой ключик
В зеленой
Встреча подруг
(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном)
«Склейка слов»
Парус
Дисковод
Компот
Кипарис
Гимназия
Бойкость
Полоса
Балкон
призрак
Конкурс капитанов
МЫШКА (РУБИК) (способ кодирования: читаются только буквы, стоящие на чётном месте)
Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Информатика. (способ кодирования: слово пишется наоборот)
7 тур СКАНВОРД
Модем Динамик Сканер Память Монитор Принтер Мышь Диск Микрофон Трекбол
5