Внеклассное мероприятие по информатике
в 5 классе
«Путешествие в страну Информатика»
Подготовила: Боева Татьяна Александровна, учитель информатики МБОУ гимназии №11
г.Елец, Липецкая область
Цель занятия: вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, повторить ранее изученный материал.
Задачи:
Образовательные:
обобщить знания о компонентах ПК;
проверить умение учащихся работать в группах.
Воспитательные:
воспитание умения рационально организовывать свою работу;
воспитание эстетики работы;
воспитание уважения к окружающим людям.
Развивающие:
развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого мышления;
развитие умения анализировать и сравнивать;
развитие интереса к изучаемому предмету.
Ход игры.
Для игры набираются две команды по 5-7 человек. Остальные учащиеся становятся зрителями и группой поддержки для своих команд. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название.
Конкурс №1. «Отгадай — ка».
Командам по очереди загадываются загадки. Если команда не справляется, то болельщики соответствующей команды могут помочь заработать баллы.
Загадки:
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры).
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
(Ноль).
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
(Счеты).
На страницах букваря-
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит).
Его вам надо пригласить,
Чтоб равных чисел ряд сложить.
Для облегчения сложения
Есть знак отличный-……
(Умножение).
Не всё в этом действии гладко:
То целиком, а то — с остатком.
В несколько раз уменьшение
Выполнит знак вам …….
(Деление).
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну. Осталось……
(не две, а четыре)
В школе есть такая птица,
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Два).
Похожа цифра на замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
(Шесть).
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две-всего……
(не четыре, а пять).
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть … (мышка)
А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это … (джойстик)
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системным)
По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – … (клавиатура)
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится … (дискета)
Без меня сплошной бардак
Что ты делаешь? И как?
Даже если постараться,
Без меня не разобраться!
И не слушай никого
Не увидишь ничего! (монитор)
Конкурс №2. «Слова с математической начинкой».
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также а так же математические термины, которыми они начинены.Каждой команде даётся карточка с заданием и выделяется некоторое время.
Карточка для первой команды:
СМ_ _ (городской туман).
СМ_ _ (чуть потише хохота).
СМ_ _ _ (липкий сок растений).
СМ_ _ _ (проверка).
СМ_ _ _ _ _ (молочный продукт).
_ _ СМ _ _ (вселенная).
(Смог, смех, смола, смотр, сметана, космос).
Карточка для второй команды:
ДМ_ _ _ _ _ (имя великого князя Донского).
_ _ ДМ _ _ (химический элемент – металл).
_ _ ДМ _ _ _ (использование одного взамен другого).
_ ДМ _ _ _ _ (высшее звание в военно – морских силах).
_ ДМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (органы управления власти).
_ _ ДМ _ _ _ _ _ (спортивная игра с ракетками).
_ _ ДМ _ _ _ _ _ _ _ (высокомерие, самонадеянность).
(Дмитрий, подмена, адмирал, администрация, бадминтон, надменность).
Конкурс со зрителями.
В нашем языке очень много слов, внутри которых можно найти число 100. Попробуйте составить коллекцию таких слов. Болельщики приносят баллы своим командам. Право ответа предоставляется тому, кто первый поднимет руку. Те ответы, которые будут выкрикиваться, защитываться не будут.
Конкурс №3. «Среднеарифметическое».
Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Команды отвечают по очереди.
Итак, среднеарифметическое:
Портфеля и рюкзака – это …….(ранец).
Женщины и рыбы – это ………(русалка).
Мужчины и коня – это…….(кентавр).
Носка и чулка – это …….(гольф).
Кола и пятёрки – это ……….(тройка).
Ежа и змеи – это ……….(колючая проволока).
Яблока и персика – это ………(нектарин).
Велосипеда и мотоцикла – это………..(мопед).
Трамвая и поезда – это ……….(электричка).
Апельсина и лимона – это ………(грейпфрут).
Туфельки и сапога – это ………..(ботинок).
Пианино и баяна – это………(аккордеон).
Холодильника и вентилятора – это ……….(кондиционер).
Конкурс №4. « Пословиц».
Вставьте компьютерные термины. Команды отвечают по очереди.
Недосол на……, пересол на спине. (Столе)
Худой…….рыбы не наловишь. (сетью).
И один в ……. воин. (Поле).
Одного …….ягода. (Поля).
Где паук, там и……(паутина).
Спящему коту…..в рот не прибежит. (Мышь).
……..гложет, что может. (Мышь).
……..палкой не учат.(Собаку – название символа «@».)
И …… помнит, кто её кормит. ( Собака).
Прямое…..ветра не боится. (Дерево – связный граф).
Руби…… по себе. (дерево).
От….. доходят и до кулака. (Щелчка).
Конкурс №5. « Пойми».
Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» — «Да нет, я на рыбалку» — «А я думал ты на рыбалку….»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать ее приемник и источник, иначе это обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас вам надо будет передать информацию невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов. Команды будут поочереди выступать в роли приемника и источника информации. Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.
Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.
Задания: Изобразить мимикой и жестами:
I команде:
1. Принтер
2. Компьютер завис
II команде:
1. Мышь.
2. Мальчика, играющего в компьютерную игру.
Пока команды готовятся, у меня есть задание зрительному залу. Вы тоже можете принять участие в конкурсе – кто быстрее даст правильный ответ, получит жетон, каждый жетон – 1 бал. В конце игры вы можете отдать свои жетоны понравившейся вам команде. Прежде чем хотите назвать ответ – поднимайте руку.
“Поэтическая”
Написать стихотворение про информатику.
Конкурс №6. « Самое важное чувство».
Подумайте и устно ответьте, какие органы чувств самые важные для людей следующих профессий. Вопросы я буду задавать по очереди каждой команде, а правильный ответ оценивать жетоном.
Профессия человека | Самые важные органы чувств в данной профессии | |
1 | Музыкант, певец | Слух (уши) |
2 | Повар | Вкус (язык), обоняние (нос). |
1 | Скульптор | Осязание (кожа), зрение (глаза). |
2 | Учитель | Зрение (глаза), слух (уши) |
1 | Хирург | Осязание (кожа), зрение (глаза). |
2 | Чертежник | Зрение (глаза) |
1 | Дегустатор вин | Вкус (язык), обоняние (нос). |
2 | Парфюмер | Обоняние (нос). |
1 | Водитель | Зрение (глаза), слух (уши). |
2 | Настройщик музыкальных инструментов | Слух (уши). |
Конкурс №7. « Расшифруй-ка!».
Учитель. Настало время показать себя капитанам.
Вы знаете, что одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и способами. Главное — заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если есть такая договоренность, то мы имеем код или шифр.
Задание конкурса.
Сейчас за 3 мин капитаны попытаются расшифровать тексты сообщений, определив способы, которым они были закодированы.
Для команды 1: КЛЯОЛЯМЛЯПЛЯЬЛЯЮЛЯТЛЯЕЛЯРЛЯ(Компьютер. После каждой буквы вставлен слог ЛЯ)
Для команды 2: ИНЛЯФОРЛЯМАЛЯТИЛЯКАЛЯ (Информатика. После каждого слога слова вставлен слог ЛЯ.)
Заключительный конкурс:
Друзья! Задам я вам вопрос,
А вы над ним подумайте.
Придумайте одно из двух —
“Да” или “нет”, — ответьте вслух.
Коль вы находчивы сполна,
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
1-й команде:
Скажи, когда везде отключен свет,
Компьютер-ноутбук работать будет? (Да.)
2-й команде:
А выключишь компьютер без труда,
Лишь дернув штепсель из розетки? (Нет.)
1-й команде:
А можно на экране указать предмет,
Лишь щелкнув кнопкой мыши? (Да.)
2-й команде:
Ответь, а может иногда компьютер
Включен быть, а на экране — темнота? (Да.)
1-й команде:
А в Художнике нарисовать букет
Из белых лилий можно? (Да.)
2-й команде:
Способен ли компьютер, дай ответ,
Три дня работать безотказно? (Да.)
1-й команде:
А тех, кому и года нет,
Сажают за компьютер? (Нет.)
2-й команде:
В конце спросить пришла пора:
А вам понравилась игра? (Да.)
А теперь подведем итоги нашей игры. Объявляется общий счет.
Члены команды, которая победила, получают грамоты.