Возможности использования свободного программного обеспечения на внеучебных занятиях в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №22»

г. Саранска Республики Мордовия














Статья
«ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НА ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ»



подготовила

учитель информатики

Кирюхина Ирина Александровна














г. Саранск
2015

Предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является «молодым» предметов в школьном курсе. Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в таком обществе является владение информационной культурой. Однако за счёт стремительного развития и перспектив данного направления постоянно меняются требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики и ИКТ. Поэтому необходимо включать в школьное обучение факультативные занятия, дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям, работу в компьютерных клубах, которые помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике и информационным технологиям.

Внеучебные занятия в школе направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы, разнообразные формы кружковой и клубной работы и другие отличные от урочных виды деятельности.

Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания. С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи:

а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся;

б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся.

Факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований по выбранной учебной дисциплине [1].

Содержание занятий кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают особый интерес учащихся.

В настоящее время разрабатывается концепция перевода учебно-воспитательного процесса школы на свободное программное обеспечение, которое практически ни в чем не уступает по своим функциональным возможностям проприетарному программному обеспечению (ПО), а в некоторых аспектах и превосходит его.

Переход на свободное программное обеспечение позволяет снизить совокупную стоимость владения, повысить безопасность и производительность. Плюсы его использования уже оценили в Правительстве РФ, утвердившее план по переходу федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на свободное ПО.

Для анализа возможностей использования свободного программного обеспечения на внеучебных занятиях можно использовать ОС Linux.

Многие из преимуществ Linux — это следствие его происхождения, они глубоко укоренились еще в UNIX, за исключением, конечно, первого преимущества:

Свежие документы:  Тест по Информатике "Архитектура ПК" 8 класс

1) Linux свободен;

2) Linux переносим на любую аппаратную платформу;

3) Linux сделан так, чтобы постоянно работать;

4) Linux является надежной и универсальной;

5) Linux масштабируемый;

6) У ОС Linux и у большинства его приложений очень короткий период отладки [2].

При проведении факультативов и кружков необходимо использовать разные виды учебных занятий: лекция, демонстрация, беседа и др., а также средства мультимедиа для показа презентаций по данным темам.

Учитель должен ставить перед собой задачу сообщения необходимых сведений о ОС Linux ученикам и проверки степени усвоения изученного материала с использованием имеющегося программного обеспечении кабинета информатики.

Для факультативных занятий можно использовать материал по истории ОС Linux, по изучению основных компонентов операционной системы.

Для проверки усвоения темы необходимо подготовить теоретические вопросы и задания для практического выполнения, которые также покажут уровень заинтересованности учащихся изучаемой темой

При прохождении педагогической практики в школе я анализировала возможности использования свободного программного обеспечения. Для анализа была выбрана ОС Linux, так как данная операционная система установлена в компьютерном кабинете школы на одном из компьютеров в качестве ознакомления с СПО.

Для сообщения первоначальных сведений о системе было запланировано проведение четырёх занятий: одного факультатива и три занятия кружка «Лаборатория юного линуксоида».

Тема факультативного занятия «Введение в ОС Linux» (лекция). Для лекции был отобран материал по истории ОС Linux, перечислены причины разработки систем Unux и Linux. Сообщение сопровождалось показом слайдов.

Занятия кружка посетили практически все учащиеся. На занятиях кружка предполагалось сообщить начальные сведения, необходимые для работы с системой.

Занятие кружка на тему «Среда рабочего стола KDE» было посвящено изучению основных компонентов среды рабочего стола. Объяснение сопровождалось демонстрацией слайдов, после чего учащиеся выполнили ряд практических заданий.

Занятие кружка на тему «Структура окна приложения» было посвящено анализу основного окна приложения системы. Объяснение сопровождалось демонстрацией слайдов, после чего учащиеся выполнили ряд практических заданий.

Занятие кружка на тему «Konqueror – файловый менеджер KDE» было заключительным и содержало ознакомление с файловым менеджером рабочего стола системы (аналог Проводника для системы Windows). Были выявлены сходства и различия двух приложений. Объяснение сопровождалось показом презентации, после чего учащимся были предложены вопросы, по ответам на которые можно было судить о степени усвоения информации.

Как показала практика, изучение материала по СПО не вызвало особых затруднений. Учащиеся участвовали в диалоге, активно выполняли теоретические и практические задания, что позволяет сделать вывод о возможности использования свободного программного обеспечения в школе.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по информатике в 5 классе «Путешествие в страну Информатика»





















Список использованных источников:

1. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 1999. –520 с.

2. Лаборатория юного линуксоида – [Электронный ресурс].– Режим доступа : https://younglinux.info/


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: