Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера.
Павлова Инна Васильевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №34
г. Комсомольск–на–Амуре
учитель изобразительного искусства и черчения
В результате изучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе, согласно требованиям стандарта основного общего образования по искусству, ученик должен знать и понимать основы изобразительной грамоты и уметь применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных и пластических искусств в практической и самостоятельной творческой деятельности: в рисунке, живописи, скульптуре, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах. И это далеко не полный перечень требований к выпускнику школы. Каким мы хотим видеть своего ученика? Прежде всего, человека с развитым эстетическим вкусом, со способностью углубления в себя, осознанием своих внутренних переживаний, развитым художественно-образным мышлением, человека, который понимает и ценит красоту. Но как достичь такого уровня подготовки, таких художественных умений и навыков учащихся, если на обучение изобразительному искусству отводится всего лишь один урок в неделю, не хватает иллюстративного и наглядного материала, технических средств обучения? Поэтому возникает необходимость использования таких приемов и методов в обучении, чтобы можно было эффективнее формировать творческие навыки у детей именно в пределах отведенного времени, то есть школьного урока, независимо от выбранной педагогом программы преподавания. Чтобы повысить мотивацию к творческой деятельности и качественно формировать художественные навыки необходимо использовать на уроках как можно чаще задания и упражнения исследовательского характера. Исследовательский метод позволяет учителю подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением. Приведем несколько примеров. Начиная с первого класса, учащиеся знакомятся с основными, составными и дополнительными цветами, возникает необходимость экспериментировать с цветами красок. Вопросы исследовательского характера возникают сами собой: как получить тот или иной цвет? Например: как получить оранжевый цвет для изображения апельсина, лисицы или тигра? Или, как получить зеленый цвет для изображения листвы деревьев, травы, если использовать только три основных цвета: красный, желтый и синий? А как получить коричневый, если его нет в коробочке с красками? А как получить цвет тела человека, сколько красок для этого необходимо смешать и какие цвета надо взять? Кто-то из ребят уже раньше до школы учился смешивать краски, тогда детям приходится вспоминать свой прошлый опыт, кто-то впервые работает с гуашью или акварелью. Учащиеся экспериментируют, смешивают краски на палитре, получают новые цвета, совершают маленькие открытия. Например: на листе бумаги испробуйте самые разные возможности красок. Не старайтесь при этом рисовать что-либо конкретное, просто стремитесь к тому, чтобы краска красиво растекалась, а соседние пятна смешивались между собой. Сделайте густые мазки и прозрачные мазки. Почувствуйте, что краски разных цветов ведут себя немного по-разному из-за характера их пигмента. Весь лист бумаги, на котором вы пробуете краски, должен в конце работы стать выразительной композицией. Вопросы к учащимся, какие соотношения цвета ты выберешь для того, чтобы создать тревогу? Чтобы выразить нежность? И исследовательское задание: подберите цвета и оттенки на палитре и нарисуйте пейзаж на бумаге. На уроках происходит знакомство с различными художественными материалами и выполнение упражнений, связанных с исследованием всех возможностей тех или иных графических, живописных и конструктивных материалов. Например, при лепке из пластилина на занятиях, связанных с таким видом изобразительного искусства как скульптура, учащимся задаются вопросы по анализу геометрической формы предмета, в частности, из каких геометрических тел состоит то или иное животное, птица? А как можно вылепить их, если использовать только геометрические тела? И ребята выполняют это упражнение с большим удовольствием, анализируя в конце урока процесс выполнения задания.
Домашнее задание также носит исследовательский характер. Например: посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей, а затем уже на уроке, ребятам предлагается исследовать, каким образом можно смешать краски, чтобы получить нужные оттенки для изображения «зла» и «добра». Понаблюдать, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи, фрукты) и как; что и как изображено красками, которыми они работали на уроке, но уже дома, в окружающей обстановке? Найти репродукции работ художников в материалах, похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаику в общественных зданиях, лоскутную мозаику, инкрустацию на мебели, а в классе на уроке создать подобную, на основе увиденной. Найти в книгах иллюстрации и выполнить рисунок, изобразив, какими бывают сказочные персонажи в образе животных и птиц (дракон, кентавр, русалка). Принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно-белыми линейными графическими рисунками, и другие подобные задания.
При изучении такого вида изобразительного искусства как «Графика», учащимся предлагаются следующие исследовательские задания. Попробуйте на бумаге графические материалы и инструменты карандаши, уголь, пастель, тушь, перо и кисть. Почувствуйте, как по-разному они ощущаются при работе. Исследуйте возможности этих материалов. Не надо рисовать сразу какое – либо конкретное изображение, сделайте штрихи и линии разной толщины и длины. Постарайтесь, чтобы к концу работы весь лист графических проб смотрелся красиво. На уроках уже в среднем звене учащимся предлагается более усложненное задание – исследовать, как изменение освещения меняет восприятие формы предмета. Для этого необходимо сделать карандашом зарисовки того, как распределяется светотень на простых геометрических телах при боковом их освещении. Для этого надо поставить свои сконструированные бумажные геометрические постройки на белый лист бумаги так, чтобы свет на них падал сбоку, нарисовать их в положении по свету и против света, когда виден только силуэт. Учащиеся выполняют зарисовки предметов, используя знания о светотени, и в конце занятия анализируют полученные рисунки, сравнивая с работами одноклассников.
Развитие исследовательских навыков у учащихся происходят на уроках в процессе создания проектов, презентаций, рефератов и просто бесед о творчестве художников или направлении искусства и архитектуры. Это касается как начальной ступени образования – младших школьников, так и учащихся среднего и старшего звена.
Использование на уроках системы исследовательских упражнений и заданий вдохновляют детей на творческий поиск, повышают мотивацию к изобразительной и конструктивной деятельности, дают возможность раскрепостить свою фантазию и воображение, формируют художественно — творческие навыки, развивают эстетический вкус, что является естественным условием качественного образования в области изобразительного искусства и подготовки выпускника средней школы.
Литература:
1. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству. Изобразительное искусство.
https://www.edu.ru/db/portal/obschee/
2. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского, 3 издание. М.: Издательство « Просвещение», — 2010. — 175 с.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М.Неменского, 1-9 классы, 6 издание. М.: Издательство «Просвещение», — 2010.