МОУ « СОШ с.Карловка Пугачевского района Саратовской области»
Формирование
творческих способностей учащихся
через
реализацию межпредметных связей
на уроках изобразительного искусства
Учитель
изобразительного
искусства
Колдиной Галины Ивановны
Основными задачами деятельности считаю следующие:
Развивать творческие способности учащихся;
Формировать художественно-образное мышление, творческое воображение;
Прививать эстетическое восприятие окружающего мира, интереса к творческой деятельности.
В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.
Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что творческое мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний, опыта в новую ситуацию.
В течение 2-х лет исследую проблему реализации межпредметных связей, которые предоставляют широкие возможности использования знаний, приобретенных в процессе изучения других предметов, на уроках ИЗО.
При реализации межпредметных связей на уроках изобразительного искусства происходит применение потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнения количества информации в уроке и мыслительной деятельности.
Ребенок на уроке, на котором осуществляется реализация МПС, может проявить себя несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Он востребован в силу своих возможностей и способностей. Это ведет к сокращению перегрузки детей, оказывает на школьников значительное психотерапевтическое действие. А также способствует соблюдению принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств (ИЗО, музыки, литературы), общности целей учебных предметов, возрастных особенностей школьников среднего звена, органического единства разных видов ощущений в познании действительности окружающего мира.
Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, явлений, помогающих развивать способности учеников, быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Межпредметные связи формируют навыки переноса знаний одного предмета при усвоении другого, что вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает, лучшую организацию мыслительной деятельности.
Планируя художественно-педагогическую деятельность на уроках ИЗО, продумываю задания таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. При организации учебного процесса использую тесную связь с литературой, музыкой, информатикой, природоведением, историей, технологией. Это способствует соединению, сближению учебного материала предметов в единое целое, что помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности через звук, цвет, приобретать новые знания на стыке традиционных предметных знаний.
В практике преподавания приоритетными являются:
Методы развития художественного восприятия;
Методы развития пространственного воображения;
Методы развития логического мышления.
Так, изучая строение объектов изображения, их пространственное положение, формы, пропорции, цвет, градации светотени, создает условия для одновременного знакомства с законами красоты. Дети учатся видеть гармонию цветов, линий, у них пробуждается любовь и интерес к окружающей природе, музыке, русскому слову. Этому способствуют такие темы, как «Цвет в произведениях живописи», «Пятно как средство выражения», «Композиция как ритм пятен». На занятиях рисования по памяти и представлению раскрываю тему в неожиданных и интересных для учащихся аспектах, чтобы разнообразить, обогатить их представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным.
Огромную роль в развитии процессов, лежащих в основе формирования творческих способностей школьников, играет связь ИЗО с литературой, музыкой. Дети воспринимают различные виды искусств обособленно. Вместе с тем, такие виды, как живопись, литература, музыка тесно взаимосвязаны. Слияние искусств на уроках, их взаимодополнение способствует глубокому раскрытию образа. Ни одно из искусств, взятое изолированно, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Существенно то, что уроки – слияния искусств формируют эмоционально-эстетическую сферу ребенка, его чувства, духовное богатство. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого учитель стремится средствами искусства. В процессе изучения жанра «Пейзаж», «Портрет», «Традиции» включаю в урок чтение лирических стихотворений о природе, на нравственно-этические, патриотические темы. Художественное слово играет важную роль. От того, какие слова найдет учитель, чтобы создать нужное настроение, зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический или прозаический текст. В нем уже сконцентрирован эмоциональный образ, непосредственно воздействующий на воображение и чувства детей. Эти чувства становятся глубже, когда в творческий процесс включаю музыку соответствующей тематики. Например, отрывки из произведений П.И.Чайковского, Бетховена, современных композиторов.
Неразрывна связь уроков ИЗО и технологии. Перенос знаний учащихся по технологии при изучении материала изобразительного искусства дает возможность разнообразить виды заданий на сравнение, классификацию, обобщение. В практику учителя прочно вошли нетрадиционные уроки, реализующие связь данных предметов. Уроки-проекты, уроки-мастерские художника развивают творческую индивидуальность ребят, содействуют самовыражению каждого.
В формировании критериев, которые оценивают общественную значимость искусства, большую роль играет связь с историей. Творческие изыскания по истории, уроки – экскурсы, использование краеведческого материала стали традиционными в моей практике. Выстраивая единую систему упражнений по ИЗО и истории, с разных сторон учитель освещает одну и ту же проблему. Тем самым представление о предметах, явлениях, которые учащимся необходимо изобразить, раскрываю в различных проявлениях и связях. Неоценимо значение таких уроков в воспитании патриотизма, бережного отношения к наследию предков.
В настоящее время актуальной проблемой стала проблема информатизации образовательного пространства, обеспечения компьютерной грамотности учащихся.
Этот шаг позволил расширить познания учеников в области применения ИКТ, а также дал возможность расширить межпредметные связи: учащиеся создают творческие проекты в различных областях школьной программы. Например, презентации по истории, краеведению, литературе на основе рефератов, собственных исследований. Эта работа открывает новые пути активизации сотрудничества учащихся, стимулирует потребность детей творить с помощью современных компьютерных технологий.
В своей работе использую различные творческие задания, стимулирующие исследовательскую активность учеников. Предоставляю детям возможность активно задавать вопросы из других областей знаний, поощряю информацию, расширяющую представления о предмете и явлениях.
В результате применяемого подхода к преподаванию ИЗО повысилась эффективность урока. Отмечается положительная динамика уровня развития творческих навыков.
Навыки, полученные на уроках, ребята успешно применяют при изготовлении картин для школьных и районных выставок.
С каждым годом увеличивается количество участников:
Результаты школьников по изобразительному искусству за аттестационный период с 2010-2015 г.
под руководством учителя изобразительного искусства
Колдиной Галины Ивановны
Название мероприятия | Класс | Ф.И. участника | Уровень | Результат | ||
2010-2011г. | ||||||
1 | Возраст делу не помеха | 3 | Колдин Матвей | школьный | участие | |
2 | Возраст делу не помеха | 3 | Фёдоров Михаил | школьный | участие | |
3 | Возраст делу не помеха | 3 | Волков Сергей | школьный | участие | |
4 | Возраст делу не помеха | 3 | Колдин Матвей | муниципальный | 1 место | |
5 | Мастерская Деда Мороза | 3 | Фёдоров Михаил | школьный | участие | |
6 | Фантазия — 2010 | 3 | Мензелеева Маргарита | муниципальный | 1 место | |
2011-2012 г. | ||||||
1 | Возраст делу не помеха | 1 | Сенновская Ангелина | школьный | участие | |
2 | Возраст делу не помеха | 1 | Колдина Анастасия | муниципальный | участие | |
3 | Возраст делу не помеха | 1 | Мартынов Иван | муниципальный | участие | |
4 | Возраст делу не помеха | 1 | Шухрина Алёна | муниципальный | 2 место | |
5 | Возраст делу не помеха | 1 | Самыгина Алина | муниципальный | участие | |
6 | Спасение на пожаре | 4 | Волков Сергей | школьный | участие | |
7 | Спасение на пожаре | 4 | Колдин Матвей | школьный | участие | |
8 | Спасение на пожаре | 4 | Макеев Андрей | школьный | участие | |
9 | Спасение на пожаре | 4 | Фёдоров Михаил | школьный | участие | |
10 | Спасение на пожаре | 4 | Шульгина Вера | школьный | участие | |
11 | Чапаев с нами | 4 | Волков Сергей | муниципальный | 2 место | |
12 | Чапаев с нами | 4 | Колдин Матвей | муниципальный | участие | |
13 | День Матери | 4 | Курочкина Анастасия | школьный | 3 место | |
14 | День Матери | 4 | Шульгина Вера | школьный | 3 место | |
15 | День Матери | 4 | Попова Виктория | школьный | 1 место | |
16 | Дружим с азбукой дорог | 4 | Курочкина Анастасия | школьный | участие | |
17 | Дружим с азбукой дорог | 4 | Попова Виктория | школьный | участие | |
18 | Мама – солнышко моё | 4 | Колдин Матвей | школьный | участие | |
19 | Мама – солнышко моё | 4 | Курочкина Анастасия | школьный | участие | |
20 | Мама – солнышко моё | 4 | Макеев Андрей | школьный | участие | |
21 | Мастерская русских художников | 4 | Колдин Матвей | школьный | участие | |
22 | Мастерская русских художников | 4 | Макеев Андрей | школьный | участие | |
23 | Мастерская русских художников | 4 | Волков Сергей | школьный | участие | |
24 | Фантазия — 2012 | 4 | Мензелеева Маргарита | муниципальный | 1 место | |
2012-2013г. | ||||||
1 | К-с плакатов «Масленица» | 5 | Коллектив | школьный | 1 место | |
2 | К-с плакатов «Масленица» | 7 | Коллектив | школьный | 2 место | |
3 | К-с плакатов «Масленица» | 6 | Коллектив | школьный | 3 место | |
4 | Мы за ЗОЖ | 5 | Колдин Матвей | школьный | участие | |
5 | Мы за ЗОЖ | 7 | Елюсенова Алия | школьный | участие | |
6 | Мы за ЗОЖ | 7 | Баянгалиев Руслан | школьный | участие | |
7 | Мы за ЗОЖ | 7 | Абдрашитов Александр | школьный | участие | |
8 | Мы за ЗОЖ | 7 | Васильчева Светлана | школьный | участие | |
2013-2014г. | ||||||
1 | Мир воображаемый, мир реальный, мир искусства | 6 | Попова Виктория | областной | участие | |
2 | Мир воображаемый, мир реальный, мир искусства | 6 | Шульгина Вера | областной | участие | |
3 | Дорога, дорога, ты знаешь так много… | 6 | Колдин Матвей | муниципальный | 1 место | |
4 | Дорога, дорога, ты знаешь так много… | 6 | Шульгина Вера | школьный | участие | |
5 | Дорога, дорога, ты знаешь так много… | 6 | Кручинин Алексей | школьный | участие | |
6 | Дорога, дорога, ты знаешь так много… | 6 | Курочкина Анастасия | школьный | участие | |
7 | Дорога, дорога, ты знаешь так много… | 6 | Фёдоров Михаил | школьный | участие | |
8 | Дорога, дорога, ты знаешь так много… | 6 | Попова Виктория | школьный | 1 место | |
9 | Село, в котором я живу | 6 | Колдин Матвей | школьный | участие | |
10 | На страже порядка | 6 | Колдин Матвей | муниципальный | 2 место | |
11 | Проектная работа «Весенняя фантазия» | 9 | коллектив | школьный | диплом |
ЛИТЕРАТУРА
1.Книги из серии «Творческая мастерская учителя» для преподавателей изо по программе Б. Неменского
Сайты
1.ПЕДСОВЕТ образование, учитель, школа.ru
2.Учительский портал
3.Институт художественного образования РАО
4.Завуч. инфо и другие сайты
7