1001 идея интересного занятия с детьми
Грисюк Ирина Петровна, МОУ Лицей №6, учитель ИЗО МХК, г.Волгоград
Предмет (направленность): изобразительное искусство
Возраст детей: 4 класс.
Место проведения: класс или вне класса.
Цель: Сформировать представление об архитектуре средневекового города. Создать условия для развития интереса к истокам культуры прошлого.
Задачи:
-обучающие: подвести учащихся к пониманию особенностей жанра графики, развивать глазомер, повторение основ графического рисунка и его выполнение, формировать навыки работы с графическими материалами.
-развивающие: создать условия для развития интереса к истокам культуры средневекового города, развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
-воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру искусства и музыке.
Оборудование и материалы: Компьютер, доска; материалы: листы бумаги А 3, лист тонированной бумаги ( по выбору), карандаш, черные маркер и гелиевая ручка, рабочая тетрадь 4 класс «Разноцветный мир»(стр.40-41) ( О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) «Школа 2100».
Ресурсы: мультимедийный проектор.
Тип урока: урок знакомства с новым материалом
Метод: Объяснительно- иллюстративный с просмотром презентации, практический.
Форма обучения: индивидуальная и фронтальная, беседа.
Планируемые результаты.
Предметные: подвести учащихся к пониманию особенностей жанра графики, расширяют свои представления о культуре средневековой эпохи, используют художественные материалы для работы,
Метапредметные (понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственное представление, слушают собеседника и ведут диалог, пользуются рабочей тетрадью) слушают музыку.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья
Структура урока
1.Беседа об архитектуре средневекового города с просмотром презентации «Старый город», с музыкальным фоном.
2.Этап мотивации и актуализации знаний.
3.Постановка художественной задачи
4.Практическое выполнение задания под музыку.
5.Подведение итогов, выставка работ.
6. Рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент. Организация местоположения каждого ученика.
2. Этап мотивации и актуализации знаний. Учитель – Сегодня у нас необычный урок, два вида искусства музыка и изобразительное искусство соединились вместе, эти виды искусства могут существовать отдельно, но когда они вместе дополняют друг друга наверное происходят настоящие чудеса
Учитель: — Сегодня мы с вами совершим путешествие в историю далекого прошлого в средневековый город.
Музыку которую вы слышите, мы оставим фоном нашей беседы (Музыкальный ряд: Фр. да Милано «Сюита для лютни: канцона и танец» муз В. Вавилова
— Вспоминайте ребята
— Каким словом в искусстве называют городские здания, сооружения, красивые постройки?
— Ученики: (Архитектура).
-Учитель: Правильно. И мы продолжаем приоткрывать дверцу в историческое прошлое. Когда то, очень давно, в западной Европе стали вырастать города и замки. Каждый город нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и огромными стенами, защитными рвами с воротами, и подвесными мостами.
-Здания и постройки на что они похожи? На какие геометрические фигуры?
-Ученики (призма, башни-цилиндры и т.д.) А крыши похожи на конусы и …?
— Учитель: Тесно прижатые друг к другу дома, с высокими разными крышами росли, образуя сплошные стены узких кривых улочек. Население средневекового города было немногочисленным, в тесноте города, люди стремились избежать однообразия, каждый старался построить дом по-своему. Самые богатые постройки выходили на центральную площадь.
— Как вы думаете, в центре города на площади, какие возвышались здания?
— Ученики. Ответ: Церковь, собор.
— Учитель Городской собор — это архитектурный ансамбль. Вокруг площади находились лавки ремесленников их можно было узнать по вывескам на домах. Соборная колокольня или часы на башне определяли городское время, а тревожный звон колокола возвещал о бедствии пожаре, набеге неприятеля, внезапной эпидемии.
-А на крышах домов были флюгеры, которые показывали?
–Ученики (север, юг, ветер дул откуда…)
— Учитель. Правильно — направление ветра, для строительства домов, дорог использовали природные камни, булыжники ими даже вымащивали мостовые и улицы города из этих камней строили стены (ступенчатые, зубчатые и т.д.)
— Вот мы с вами немного и познакомились со средневековым городом.
3. Постановка художественной задачи.
-Учитель: — Прежде чем приступить к работе над композицией «Старый город», вспомним уроки волшебного карандаша, как мы строили (куб, цилиндр, конус). Делаем наброски будущих зданий, улиц, ворот и т д.
Вспоминаем средства выражения графики (штрих, пятно, линия, точка), выражения различных графических фактур в рисунках можно увидеть на стр.40. (О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская ) « Школа 2100» Рабочая тетрадь.
4. Практическое выполнение работы. Ученики — планируют деятельность. Рисуют. Контролируют и оценивают свои работы, выполняя графическое изображение города.
— Сегодня мы будем рисовать старый город и мы можем рисовать слушая музыку. Какая музыка могла звучать в те далекие времена в эпоху рыцарей и прекрасных дам? На каких инструментах играли музыканты, много вопросов к истории, но звуки, как, штрихи имеют оттенки, тональности эти слова даже похожи в искусстве. Слушаем Бетховена (Музыка слез)
-Учитель показывает слайды презентации. Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
5.Подведение итогов. Выставка детских работ «Разные города» И у нас осталось немного времени, чтобы подвести черту, что музыка может поднять настроение и на веселой нотке закончить наш урок.
6.Рефлексия. Учащимся предлагается вариант: — На уроке я много узнал, мне было интересно!
1. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир». – М. Баласс; Школьный дом, 2010
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. — М: Просвещение, 2007.
3