Межпредметная интеграция при изучении Древней Руси на уроках изобразительного искусства как средство реализации принципа преемственности.
«Истоки родного искусства»
«Есть целый мир в душе твоей»
Ф.И.Тютчев
Целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка. Другими словами – формировать у него те качества, которые отвечают представлениям о человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Начав работать в гимназии, я обратила внимание на программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», которая является целостным интегрированным курсом, включающим в себя все основные виды искусства. Это графика и живопись, архитектура и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусство. Они изучаются в тесном взаимодействии с другими предметами, а так же со связью с современностью.
В основу этой программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. При изучении истоков культуры России ученикам шаг за шагом открывается многогранный мир духовный жизни нашего народа.
Начиная с четвертого класса, дети ощущают себя участниками событий, происходящих в древних городах Руси и его жителями, знакомятся с украшениями изб и теремов, с изображениями женских и мужских костюмов. Эти темы закрепляют представление о культуре Древней Руси, пройденных на уроках «Истории Отечества» в третьем классе. На уроках музыки, у детей, прослушавших мотивы колокольного звона, возникают образы Древних городов с величественными Соборами и Храмами.
Продолжая работу в пятых и шестых классах, я знакомлю детей с традиционными образцами крестьянского прикладного искусства –декоративными изображениями, являющимися выражением мифических представлений человека о мире, об их смысле, об их символическом характере, с народными праздничными обрядами и костюмами. Декор и внутренний мир русской избы поражает своей простотой и единством конструкции, красотой народного быта и труда: русские прялки, деревянная фигурная посуда и крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов. Эти темы закрепляются дальнейшим изучением культуры Древней Руси по истории в шестом классе, литературы — при знакомстве со славянскими мифами в пятом классе, и конечно в музыке. Она более глубоко дает образное представление жизни нашего народа .
Моя задача и задача моих коллег по другим предметам – дать учащимся наиболее полное представление о народных, крестьянских традициях, о духовной и культурной жизни народа Древней Руси. Знакомясь с культурой Древней Руси по нескольким предметам посредством основных принципов преемственности, учащиеся наиболее глубоко и всесторонне изучают быт и жизнь наших предшественников в древности. Изучая русскую культуру, дети учатся видеть общие закономерности и развития и взаимопроникновения культур. Так осуществляются межпредметные связи.
Народное искусство и сегодня живет в крестьянском быту и в нашей городской среде. Детям очень нравится эта тема, они участвуют в фольклорных празднествах, организовывают ярмарки и выставки рисунков, выпускают стенгазеты. Тема изучения культуры Древней Руси находит свое отражение в сердцах детей. Воспитывая любовь и уважение к своему культурному наследию, мы воспитываем толерантность к любой другой культуре.
Бычкова Светлана Владимировна,
учитель изобразительного искусства.
Петергофская гимназия императора Александра II