Изобразительное искусство.
Тема. Загадочный зимний пейзаж
Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Дорисовывание сюжетной композиции «Загадочный зимний пейзаж», обучающихся 1 класса, используя художественные приемы рисования белой линией на черном фоне и черной линией на белом фоне с помощью приемов анализа для формирования позитивного отношения к зимней природе
Планируемые результаты:
Личностные: формирование эстетических потребностей
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог, анализ картин и создание сюжетной композиции
Предметные: использование художественных приемов рисования белой линией на черном фоне и черной линией на белом фоне
Задачи:
Личностные: развитие позитивного отношения к созданию композиций и к зимней природе
Предметные: обобщение материала по использованию художественных приемов рисования белой линией на черном фоне и черной линией на белом фоне
Метапредметные: анализирование картин для создания сюжетной композиции
Продукт деятельности: Сюжетная композиция «Загадочный зимний пейзаж»
Оборудование: графические (по выбору)
Содержание | Методы и приемы | |||
действия учителя | действия учеников | |||
| ||||
II. Создание проблемной ситуации.
| — Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.
Учитель записывает тему урока «Загадочный зимний пейзаж», рассказывает детям историю о двух товарищах и просит ответить на вопросы. – В одном классе учились два товарища, Костя и Серёжа. Однажды перед уроком рисования Костя обнаружил, что забыл цветные карандаши. Он обратился к Серёже: – Ты поделишься со мной карандашами? – Конечно, но только когда сам нарисую. Прозвенел звонок, и учительница объявила тему рисунка: «Любимое дерево». Ребята взялись за работу. – Когда же ты дашь мне карандаши? – спросил Костя. – Держи пока чёрный, а остальные мне самому нужны, освободятся, тогда дам, – ответил Серёжа. Прошло время, и вдруг учительница объявила, что пора заканчивать, и взяла журнал, чтобы выставить отметки. Только теперь Серёжа понял, что так и не успел дать Косте карандаши. Ему стало стыдно, он боялся даже повернуть голову в сторону своего друга и всё ждал, когда учительница увидит несделанную работу и поставит Косте «2». Но каково же было удивление Серёжи, когда он услышал восторженные возгласы ребят и учителя, увидевших рисунок Кости!
– Как вы думаете, чему удивились ребята? – Как Костя смог, используя чёрный карандаш и белый лист бумаги, справиться с заданием? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся.
Слушают историю о двух товарищах
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Тому, что работа выполнена и она очень красивая. Затрудняются ответить либо ответы неполные. |
Продуктивный метод — Метод проблемного изложения Рассказ Беседа
Беседа
Работа с учебником Беседа Наглядный метод – иллюстрация
Наглядный метод – иллюстрация Беседа
Беседа
Практическая работа
Беседа Самоконтроль
| |
III. Формулирование проблемы. |
– Так, значит, какой главный вопрос урока? Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос.
|
Как Косте удалось создать красивый рисунок, используя только два цвета – белый и чёрный? Возможен другой вариант проблемного вопроса.
| ||
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
|
1. Учитель предлагает детям открыть учебник — Откройте учебник на странице 62. Давайте полюбуемся зимними пейзажами. Какая из живописных работ нравится вам больше? Почему? — Какими цветами изображают художники деревья, дома на фоне снега днем? — А ночью? — А теперь давайте посмотрим графические пейзажи. Нравятся ли они вам? — Чем? (Если нет, то почему?) — Какое время суток в них запечатлено? — Как вы догадались? — А теперь давайте сравним живописные и графические пейзажи. Чем они отличаются друг от друга? — Какими художественными приемами пользуются авторы? – Итак, оказывается, есть такое искусство, в котором художники используют (как Костя) чёрный и белый цвет. Называется такое искусство графика. – Скажите, эти цвета похожи между собой или нет? Одинаковое настроение отражают или нет? – Да, эти цвета противоположные, их называют контрастными. Контраст – это большое различие. |
1. Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике и отвечают на вопросы
— Серым, черным
— Белым, серым
— День и ночь — По цветовой гамме
— Рисованием белым на черном и черным на белом с помощью штрихов, точек, линий
– Эти цвета сильно отличают-ся, они противоположные. Чёрный – цвет печали, белый – нежности и чистоты. | ||
2. Учитель предлагает детям рассмотреть Иллюстрацию О.Н. Ардимасова и ответить на вопросы – Рассмотрите иллюстрацию «Зимний пруд» Расскажите, что на ней изображено? — А что вам напоминают запорошенные снегом кусты и деревья вечером? Как выглядят дома, скверы, улочки, фонари? — А как они выглядят днем? – Чем выразил свои мысли художник на данной иллюстрации?
|
2. Рассматривают, отвечают на вопросы
– Короткими линиями, штрихами и точками. | |||
V. Выражение решения проблемы. |
– Какие средства графики использовали художники для выражения своих мыслей? |
Дети отвечают. – Художники используют разные выразительные средства графики: рисуют чёрным по белому или, если это нужно, белым по чёрному, используя при этом линию, штрих, пятно или точки.
| ||
VI. Применение новых знаний |
Учитель предлагает детям открыть Рабочую тетрадь на с. 25 и выполнить задание. — Давайте рассмотрим пейзаж, который вам предлагается дорисовать. Обратите внимание, что композицию одновременно включает дневное и ночное изображение. Подумайте, что вы сможете добавить в рисунок, как украсите дома, какими линиями продолжите изображение деревьев. Покажите снегопад и днем, и ночью. Решите, каким цветом вы нарисуете снежинки на дневной и на ночной половинках зимнего пейзажа «День и ночь». Давайте приступим к работе. |
Слушают задание учителя. Обдумывают свою композицию. Выполняют.
| ||
VII. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т.д.). |
Показывают наиболее удачные работы. Оценивают свою деятельность. | ||
VIII. Домашнее задание. |
Учитель задает домашнее задание |
Записывают. |