Урок рисования в 4 классе.
Тема урока: Декоративное рисование расписного блюда. (узор из ягод и листьев
Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой учащихся
— Здравствуйте! Меня зовут Валентина Николаевна. В это солнечное утро, когда я спешила к вам на урок, я наблюдала за облаками, за уже проснувшимися деревьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже часто любуетесь природой и от этого у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти
Актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом.
А сейчас мы послушаем с вами отрывок песни. «Звезда – Россия»
О чем поется в песне? (о Хохломе). Вам нравится? Знаете, Хохлома – слово странное, веселое. В нем слышится восхищенное – Ох!. Хохлома. И действительно, не перестаешь удивляться красоте узоров. Хохломской росписью украшают: (на слайдах) одежду, автомобили, даже Олимпийские флаги в Сочи, но в основном этой росписью украшают посуду. Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы.
ВЫСТАВКА ПОСУДЫ .
Мы с вами сегодня будем украшать блюдо узорами из ягод и листьев, используемые в Хохломе.
3. Объяснение нового материала
— А кто из вас знает, что такое узор? ( это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета). (Слайд)
— А теперь рассмотрим элементы росписи: в основном это листья и ягоды. (полный ответ детей)
— Чтобы составить узор из ягод и листьев нужно знать несколько правил:
• прежде всего, надо подумать, как расположить узор;
• узор зависит от формы предмета, у нас он будет зависеть от круга (блюда круглые)
• некоторые мастера располагают узор по краю блюда, некоторые в центре, а другие украшают и центр и края блюда. ( учитель вывешивает на доску блюда, расписанные по –разному).
Предлагаю поиграть в игру «Собери узор». (работа в парах: узор собирается на одной тарелочке).
Ребята, какие вы молодцы! Какие у вас получились красивые узоры!
— Ребята, кто придумывает узоры? (художники, мастера).
— Как вы думаете, кто подсказывает узоры художникам, где они могли увидеть такие ягоды и листья? (В природе, в лесу, в саду)
— Давайте рассмотрим и сравним листья и ягоды на ваших технологических картах.
( работа с технологическими картами: рассмотрели какой элемент в природе, как его рисуют художники, как называется этот элемент, с помощью какого инструмента можно нанести такой элемент узора. У каждого ребенка – штамп, ватные палочки, зубочистки.)
— Вот посмотрите внимательно на этот листок на своих технологических картах. Какого он цвета?
— Давайте рассмотрим веточку, как расположены эти кружочки, обратите внимание на форму листьев, какая это ягода? Правильно, это смородина. А вот так её рисуют художники. Такой элемент называется смородинка. (По аналогии рассматриваются другие элементы узора (малинка, красная смородинка, черная смородинка, лист).
Учитель демонстрирует и комментирует работу с инструментами:
— Посмотрите вот на этот предмет (учитель показывает оттиск, печать). Что он вам напоминает? (печать). Правильно, этот инструмент называется штамп. Обратите внимание, как пишется это слово (учитель обращает внимание на доску, где написано слово, проговаривает с обучающимися). Как вы думаете, как работают штампом? Аккуратно обмакиваем в губку с краской и печатаем на технологической карте. Обратите внимание, на карте для этого есть специально отведенное место.
Такой приём называется рисование штампами. Какой элемент узора у вас получился? (листок).
Значит, с помощью штампа можно нанести элемент узора – листок. После того, как вы закончили работу со штампами, отложите их на салфетки.
— А как же мы будем рисовать ягоды? Что мы можем использовать вместо кисточки?
Правильно! У нас же есть ватные палочки. Так как ягодки у нас разные, мы попробуем нарисовать их все. На ваших технологических картах есть образец ягоды в природе. Далее – как рисуют ягоду художники. И в последней полосе – мы пробуем работать сами. Обмакиваем ватную палочку в краску и прижимаем к листу. С помощью ватной палочки можно нарисовать разные ягоды. Если это смородина, то располагаем ягодки в форме веточки. Если смородина красная, то какой краской будете пользоваться? А если черная? Такой прием рисования, называется – тычок.
— Подберите однокоренные слова к слову тычок. Ребята, а можем ли приемом тычок нарисовать малинку? Использованную палочку убираем на салфетку.
— Посмотрите, есть ли еще какой-нибудь инструмент на ваших подносах? (Зубочистка). Подумайте, что можно нарисовать с помощью зубочистки? С помощью зубочистки можно нанести тонкие элементы узора – веточки, и чтобы оживить ягодку, можно поставить точку на нижней части ягодки смородины. (ТБ при работе с зубочисткой)
Физминутка
Ребята, давайте немножко отдохнем.
Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
ягоду в лесу нашли
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд),
Много ягоды набрали.
(ритмичное разведение рук в стороны).
5. Самостоятельная работа учащихся
А сейчас я предлагаю расписать наши блюда. Помогать вам будут ваши технологические карты, узоры, которые вы составили вместе на пробных тарелочках, а также блюда, вывешенные на доске. Посмотрите на них и вспомните правила расположения узора: узор по краям, узор в центре, узор и по краям и в центре.
На выполнение работы у вас 10 минут.
Ребята, пока вы работаете, я включу вам музыку.
(Выполнение работ. Уборка рабочих мест. По окончанию работы учитель предлагает прикрепить блюда к доске) .
6. Закрепление материала. Анализ работ.
– Я предлагаю вам сделать выставку. Давайте расположим наши работы на доске. А теперь полюбуемся на наши тарелочки. Какие красивые! Ай, да молодцы!
Учитель: — Давайте мы вспомним все то, что узнали сегодня на уроке.
— Сегодня на уроке мы с вами составляли …( дети: узор на блюде).
— Что такое узор? (дети: сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета).
— Давайте вспомним, из каких элементов состоял наш узор? (дети: малинка, смородинка, листок)
— А какими инструментами мы работали? (дети: штампами, ватными палочками, зубочистками).
— Какой элемент можно получить с помощью штампа? ( дети: листок)
— Как называется прием, с помощью которого наносят элемент ягодка? (дети: тычок).
7.Рефлексия
–Ребята, как вы думаете, в жизни вам пригодятся знания и умения, полученные на уроке?
(ответы детей)
— Вам понравилось сегодня на уроке? Мне тоже. Спасибо за работу!
Мне было с вами приятно работать. Молодцы, ребята! Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Я всем вам ставлю «пятерки».. А в память о нашем уроке я хочу подарить вашему классу вот эту указку, на которой есть узор. Какой? (Хохлома).
Орг.момент
| 1 мин | |
2 | ПЕСНЯ. ПОКАЗ ХОХЛОМЫ.ВЫСТАВКА ПОСУДЫ | 3 мин |
3 | Терминология ( узор)
| 3 мин. |
4 | КОМПАНОВКА УЗОРА НА БЛЮДЕ. Блюда на доске. ПРАВИЛА УЗОРА, ПОКАЗ УЗОРА | 3 мин |
5 | СОБЕРИ УЗОР
| 4 мин |
6 | РАБОТА с технологической картой
| 3 мин |
7 | РАБОТА с инструментами ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ | 5 мин |
8 | ФИЗМИНУТКА
| 1 мин |
9 | Самостоятельная работа ( уборка рабочих мест) | 10 мин. |
10 | ВЫСТАВКА РАБОТ
| 1 мин |
11 | Повторение материала
| 3 мин |
12 | РЕФЛЕКСИЯ
| 2 мин |
13 | Оценки учащимся. Прощание
| 1 мин |
ГКОУ «Турунтаевская коррекционная общеобразовательная школа интернат VIII вида»
Урок рисования в 4 классе
Тема: Декоративное рисование расписного блюда
(узор из ягод и листьев)
Учитель начальных классов:
Ушакова Валентина Николаевна
г.Улан-Удэ
2014