Духовно нравственное воспитание граждан России 21 века в контексте стратегии модернизации образования
Открытый урок по Изобразительному искусству
в 1 «В» классе
Составитель: Устинина Юлия Сергеевна
Тема: «Птицы счастья. Теплые и холодные цвета»
Тип урока: урок введения новых знаний
Цели урока:
Учебные: закрепить первоначальные знания учащихся о цвете, его оттенках
Развивающие: развить чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Способствовать развитию воображения.
Воспитывающие: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира.
Оборудование:
Зрительный ряд: слайды с изображением счастья, птицы счастья
Литературный ряд: пословицы о счастье, сказки о Жар-птице, «Синяя птица» Мориса Метерлинка
Музыкальный ряд: «Жар-птица» Татьяна Кизим, «Прелесть», «По Таривердиеву» П. Архиповский.
ТСО (технические средства обучения): проектор, презентация
Материалы и инструменты: 2 листа ватмана, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, кисти
Задание: выполнение отдельных элементов коллективной работы «Птицы счастья»
Сценарий урока
Орг. Момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Готовы ли вы к началу. Давайте проверим. Я буду называть предметы, которые вам понадобятся, а вы, будете хлопать в ладоши, если они у вас есть.
Какие вы молодцы, как дружно хлопали, значит, вы все готовы. Надеюсь, также дружно вы будете и работать.
Актуализация знаний.
Хочу начать наш урок с пословицы: «Счастье, не палка – в руки не возьмешь» Какое главное слово в этой поговорке?
Ученики: Счастье
Учитель: Все верно. А знаете, почему так говорят?
Ученики: Нет, не знаем.
Учитель: Потому, что счастье в любой момент может ускользнуть из рук, потому что, невозможно стать счастливым, когда захочешь.
Вот для меня счастье, когда меня окружают хорошие люди, когда бабочка садится на руку. А для вас, что является счастьем?
Ученики: когда мне дарят подарки, когда у меня хорошее настроение, когда светит солнце, когда я встречаю друга на улице, когда моя мама улыбается, когда все здоровы.
Учитель: А как вы думаете, счастье можно изобразить?
Ученики: Наверное, можно, нельзя, можно.
Учитель: Что нам поможет изобразить яркое, красочное счастье?
Ученики: краски, фломастеры, карандаши, цветные мелки, пастель и т.д.
Учитель: Назовите основные цвета.
Ученики: красный, желтый, синий.
Учитель: Правильно. Сегодня мы с вами изучим составные цвета. Составными они называются потому, что их мы будем составлять, или смешивать. Проведем с вами маленькое упражнение. Сейчас вы возьмете на своей парте листок бумаги с нарисованными кругами. Положите его перед собой. Возьмите кисточку. Я буду показывать вам на доске, а вы будете повторять за мной.
Практическая работа
Учитель: Какие цвета у вас получились?
Ученики: Оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Учитель: Итак, у вас получились составные цвета. А с чем у вас ассоциируется Желтый цвет, оранжевый, красный, зеленый, синий, фиолетовый? (называть по очереди)
Ученики: Различные ответы.
Учитель: А можно ли эти предметы объединить?
Ученики: Можно на группу, от которых исходит тепло, свет, жар. И на другую группу, от которых исходит холод, веет ветер.
Учитель: Вот эти цвета называются теплыми и холодными. Теперь используя теплые и холодные цвета мы выполним с вами необычное задание. К нам в класс залетели птицы счастья. Птицы необычные, сказочные. Как зовут этих птиц?
Ученики: Жар-птица, Синяя птица.
Учитель: Назовите сказки, в которых встречаются наши птицы.
Ученики: «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк», «Синяя птица»
Учитель: Посмотрите на наших птиц, как вы думаете, чего не хватает им, чтобы стать яркими?
Ученики: Четкости, линий, яркости, перьев.
Учитель: Какие же вы внимательные, молодцы!
Сейчас мы с вами превратим наших птиц в ярких, сказочных героев.
Сейчас встанут ученики первые 3-и варианта. Они будут раскрашивать перья для Синей птицы-счастья. Какие цвета вам понадобятся?
Ученики: синий, голубой, фиолетовый, сине-зеленый, сине-фиолетовый.
Учитель: Какие это цвета?
Ученики: (хором) холодные.
Учитель: Теперь ребята садятся, а другая половина класса встанет. Эти ребята будут возвращать сказочность Жар-птице. Какими цветами вы будете выполнять задание?
Ученики: Желтый, красный, оранжевый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.
Учитель: какие это цвета?
Ученики: (хором) теплые.
Учитель: приступаем к самостоятельной работе. Обратите внимание, перья сзади пронумерованы. Цифрами вы кладете на парту вниз.
3. Практическая работа.
Во время выполнения задания звучит музыка.
4. Подводим итог работы.
Наклеиваем перья каждой птице.
Учитель: как называются цвета, которыми мы расписывали жар-птицу?
Ученики: теплыми
Учитель: А Синюю птицу?
Ученики: холодными.
Посмотрите, а у нас есть еще одна птица. Какие цвета использовал художник, когда рисовал эту птицу?
Ученики: черный, белый, серый.
Учитель: Эту птицу можно отнести к этой героине? (показывает на Жар-птицу)
Ученики: нет
Учитель: А к этой? (показывает на Синюю птицу)
Ученики: нет, она никуда не подходит.
Учитель: Художники говорят, что это нейтральные цвета. Назовите их.
Ученики: белый, черный, серый.
5. Рефлексия
Учитель: В нашем сказочном саду птицы любят яблочки. У каждого на парте 3-и яблока: зеленое, желтое и красное. Если вы на уроке узнали что-то новое, сами справились с заданием, то вы в сад вывешиваете красное яблоко. Если у вас на уроке возникли какие-то затруднения, но вы справились с заданием, тогда в нашем саду вырастут желтые яблоки. А если вы ничего не узнали нового, вам было не интересно, тогда ваши яблоки не поспели и будут зелёными. Рассмотрите яблочки, выберете одно и прикрепите его к дереву.
1-й ряд подошел. Сели.
2-й ряд подошел. Сели
3-й ряд подошел. Сели.
В нашем саду больше всего………..яблок. Урок у нас прошел плодотворно, птицы будут сыты. А на память о нашем уроке я каждому подарю птицу-счастья. Пусть она приносит вам радость, успехи в учебе, мир и добро. Спасибо вам за урок. Давайте поблагодарим и наших гостей.