ЦЕЛЬ: 1) ознакомление учащихся с изделиями хо-хломской росписи, формирование умения выбора сюжета для декоративной росписи и правильного расположения сюжета, учитывая форму украшаемого предмета;
2) закрепить знания, полученные на уроках ИЗО и художественного труда (правила рабочего человека, правила работы с ножницами, правила работы с кистью);
3) Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, уважение к творчеству хохломских умельцев.
Искусство (Музыка, ИЗО, МХК) (4 класс)
Учебник:
Страницы:
Наглядно-демонстрационные материалы:
таблицы, изделия с различными видами росписи, выставка рисунков учащихся, записи на доске.
Альбомный лист, краски, кисточка, баночка с водой, ножницы.
Вводная часть:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
— Здравствуйте, ребята. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Садитесь.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
— Сегодня урок мы начинаем в галереи ис-кусств. Здесь вы видите выставку изделий народных умельцев. Внимательно посмотри-те и скажите одинаковые ли эти изделия?
— Да, с одной стороны все изделия одинаковы – это посуда, сувениры, но в то же время они разные. Чем же они отличаются?
— Правильно, разная роспись. В 1 – 3 классах мы уже знакомились с некоторыми видами росписи. Назовите и покажите те, которые вы запомнили.
— Сегодня мы познакомимся с хохломской росписью. Прочитайте эпиграф урока:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
(В. Боков)
Основная часть:
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Вступительная беседа.
— Ребята, посмотрите на изделия с хохломской росписью, они действительно сказочно кра-сивы. Откуда же появилось, это удивительное хохломское искусство?
2. РАССКАЗ УЧЕНИКА.
3. Знакомство с изделиями хохломской росписи.
— Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных про-мыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название «хохломская» произошло от названия села Хохлома, глее изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. А изделия были разные: посуда, прялки, шту-катулки….
Каждая посуда имела своё название и назначение. Братчина (горшок диаметром до 50 см) – в ней подавали щи, когда в доме собирались родственники и обсуждали какие-то важные дела.
Чаша – раньше семьи были большие, поэтому требовалась большая чаша, в которой к столу подавали щи или кашу.
Подносы – подавали в них блины и разные сладости.
Ложки – изготовляли в больших количествах, так кА у каждого должна была быть своя ложка.
Ковши – использовали в качестве подарка.
4. Знакомство с узорами.
Травки то растут мелкими кустиками, то, сое-диняясь со стебельком, образуют дерево жизни.
Стебельки – закручиваются в спиральки, бегут по его окружности.
Веточки, листочки, травинки – то тянутся вверх, то завиваются в кудрины.
Кудрина – причудливые завитки, напоминающие золотые кудри доброго молодца.
— Обратите внимание на цвета.
Красный цвет символизирует любовь, огонь.
Золотистый – свет, солнце.
Чёрный – торжественность.
Поэтому изделия хохломской росписи всегда роскошны, наполнены радостным цветом и восхищают нас торжественной красотой, богатством фантазии.
5. Стихотворение о хохломской росписи.
— Ребята, как называют человека, который достигает совершенства в каком-либо деле?
-Чтобы стать мастером, нужно много практи-коваться. Сегодня мы будем учениками хохло-мских мастеров и будем учиться украшать простые фигурки посуды, но я думаю, что к следующему уроку вы все станете мастерами и будем украшать объемную посуду.
А теперь приступаем к работе. Желаю вам удачи.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
1. Вырезание простых фигур посуды
2. Украшение фигур
1. Анализ работ учащихся. Оценивание.
2. –С какой росписью мы познакомились на уроке?
— Какие узоры изображали на изделиях хохломы?
— Какие цвета используют?
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание:
Первого уровня:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Постарайтесь найти изделия хохломской росписи, изучайте узоры. Тренируйтесь в украшении предметов хохломской росписью.
Спасибо за работу. Урок окончен.