4 класс
учитель: Бревникова Е.П.
тема: Древнерусские воины-защитники
Сформировать представления о древнерусских богатырях, воинах-защитниках. Учить их изображать на бумаге простым карандашом.. | |
Планируемые | Предметные:расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «графика», «декор», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, графика, образ, цвет, тон, композиция |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины-защитники», набор открыток «Русские доспехи X–XVII веков». Русские доспехи X–XVII веков. Художник В. Семенов. – М. : Изобразительное искусство, 1983. Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, уголь, листы бумаги |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Слушают песню «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой. – Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? – Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси | Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушанной песне.
Отвечают на вопрос | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси |
II. Изучение нового материала
| – Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства. Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. – В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец». В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом». – Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.) – Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов. Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам. Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести. Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке. – Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский». – Что вы можете сказать про этого героя? – Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения. – Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну? – А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.) – Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? (Живопись.) – Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения. – В. А. Фаворский выполнил гравюру на дереве,иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика.) – К «Слову о полку Игореве» были сделаны и другие, более древние иллюстрации миниатюры. – Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют
Отвечают
| Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание |
Физкультминутка.
| Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуть, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть | Выполняют упражнения | |
III. Творческая практическая деятельность
| Приступайте к выполнению задания по плану: 1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы. 2. Наметьте лицо и шею богатыря, его фигуру. 3. Покажите детали костюма. 4. Прорисуйте черты лица. 5. Окончательно доработайте образ воина-защитника | Составляют план работы. Рисуют графическими материалами
| Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия
| – Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского богатыря? – Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!
| Рассматривают выставку, оценивают работу свою Отвечают
| Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу
|