Этапы урока
Содержание | Формирование УУД, | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный этап | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя | -формирование умения организовывать свое рабочее место; -формирование умения взаимодействовать с учителем и одноклассниками. |
Постановка цели и задач урока. | Создает эмоциональный настрой на восприятие темы урока: Показ презентации: слайд №1: Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Агнии Барто, иллюстрацию которого вы видите. Может быть кто-нибудь поможет прочитать это стихотворение. Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения:Какие чувствавызывает у вас эта иллюстрация? Что заставляет вас испытывать именно эти чувства? Подводит учащихся к формулированию темы урока: Мы все переживаем за этого медведя и это чувство называется – сопереживанием. Это переживание за кого-либо, умение чувствовать чужую боль, горе. Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке? Уточняет, озвучивает тему урока Тема нашего урока звучит: «Сопереживание – великая тема искусства» слайд №2 Какова же может быть цель нашего урока? Помогает формулировать цель урока | Настраиваются на просмотр презентации. Вспоминают четверостишье, читают его : Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию: кто главный герой, его поза, выражение мордочки, цвета, используемые в иллюстрации. Высказывают предположения Формулируют цель урока с помощью учителя. (-рассмотреть картины художников, писавших про горе, несчастья людей; -понять,как и через что художники выражают то, о чем хотят рассказать -суметь через рисунок выразить свои чувства. | -формирование умения строить понятную для собеседников речь; -формирование умения формулировать собственное мнение; -формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени; -формирование умения слушать и слышать учителя и одноклассников; -формирование умения формулировать тему урока; -формирование умения выделения главного; -формирование умения формулирования цели урока; — |
Актуализация знаний | Художники, как люди особенно все остро чувствующие стремятся в своих картинах рассказать о страданиях людей. Чтобы человек – зритель задумался о том, как много несправедливости, горя, страдания в нашем мире. Один из таких художников — Василий Григорьевич Перов. Он жил в тяжелые времена для простых рабочих и крестьян. И каждый раз, встречая на улице несчастных ребятишек, очень переживал. Ему очень хотелось написать такую картину, которая бы заставила сердца зрителей сжиматься, биться чаще от переживания. И тогда он пишет картину «Тройка» (слайд №3) Побуждает к высказыванию своего мнения по поводу картины В.Перова «Тройка». Задает наводящие вопросы, помогающие анализировать картину. | Анализируют картину В.Перова «Тройка» (с помощью учителя) | -формирование умения синтеза и анализа; -формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме; -формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени; -формирование умения адекватно и эмоционально реагировать на картины художников; -формирование умения структурировать знания. |
Физкультминутка | Организует выполнение физкультминутки | Выполняют упражнения | -формирование понимания важности движения для своего здоровья. |
Первичная проверка понимания | Посмотрим еще одну картину русского художника Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру» Страшное слово – война. (слайд №5) Много горя она принесла людям на земле. Много картин написаны на военную тему художниками мира. Но сегодня я хочу вам показать рисунки детей из концлагеря Терезин, который находился на территории Чехии. Предлагает посмотреть рисунки детей которые находились в концлагере фашистов во время ВОВ. Страшна была жизнь в концлагерях фашистов. Но Фридл – учительница рисования приходила, раздавала материал и дети начинали творить. (слайд №6 -7) Что же мы видим здесь, какие чувства? Как, через что эти несчастные дети выливали свои чувства? | Самостоятельно анализируют картину В. Васнецова «С квартиры на квартиру» Анализируют рисунки детей опираясь на вопросы учителя. Делают вывод о роли композиции, линии в рисунке с помощью учителя. | -формирование умения синтеза, анализа,сравнения; -формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме; -формирование умения рассуждать на заданную тему и поддерживать беседу на протяжении продолжительного времени; -формирование умения адекватно и эмоционально реагировать на картины художников; |
Проверка понимания темы урока | Предлагаю посмотреть 2 слайда: (№8 и№9) Дает задание для анализа иллюстраций. Что мы видим на этих слайдах? Какие чувства вы видите на этих иллюстрациях и как они взаимосвязаны со смыслом четверостишья? Проанализируйте иллюстрации: какую роль играют цвет, композиция в них. Подводит учащихся к выводу о том, что все в рисунке: композиция, цвет, линии – играет роль в создании настроения | Групповая работа (по 4 человека,) Вспоминают четверостишье по иллюстрации. Анализируют иллюстрации. Высказывают свои предположения в группе.Высказываются в классе по очереди Делают вывод о том, что все в рисунке: композиция, цвет, линии – играет роль в создании настроения | -формирование умения слушать собеседника; -формирование умения формулировать и задавать вопросы; -формирование умения строить логические рассуждения; -формирование умения формулировать и доказывать свое мнение; -формирование умения выделять существенные и несущественные признаки |
Практическая работа | Демонстрирует детские рисунки прошлых лет на заданную тему Сообщает задание для практической работы Напоминает обучающимся основные законы композиции. Контролирует выполнение работы | Выполняют практическую работу: рисунок карандашом на тему:«Сопереживание» | -формирование умения компоновать на плоскости листа задуманное; -формирование умения применять в художественно-творческой деятельности основ графической грамоты; -формирование умения обращаться за помощью, формулировать свое затруднение |
Информация о домашнем задании | Очень много людей в нашем мире жестоки, несправедливы к природе, животным, к другим людям. Я хочу прочитать слова Л.Н.Толстого. (слайд №12) Сообщает домашнее задание Подумайте над этими словами дома. Подумайте,что вы можете сделать для того, чтобы наш жестокий мир стал чуть-чуть добрей. | Записывают в дневник домашнее задание | -формирование умения наблюдать за окружающей действительностью и выделять необходимое; |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Организует анализ учащимися собственных рисунков и рисунков одноклассников. | Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке. Анализируют свой рисунок и рисунки одноклассников в соответствии с темой урока, с точки зрения содержания и средств его выражения. | -формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; -формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и художественную деятельность одноклассников с позиции творческих задач темы урока, с точки зрения содержания и средств его выражения. |