Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования администрации МО «Братский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Покоснинская СОШ»»
РЕКОМЕНДОВАНО: ЭС Отдела образования АМО «Братский район» Протокол № ____ от «____»________20___г Заведующий ИМК И.Г. Бусыгина ___________ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № _______ От ___________2013г Директор МКОУ «Покоснинская СОШ» Ю.Н.Хрипач ____________
|
Конспект урока ИЗО для 5 класса на тему
«Вечные образы искусства. Мифология»
с.Покосное, 2013 год
Пояснительная записка
Образовательная область: искусство
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»
Класс: 5
Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.
Год: 2013-2014
Количество часов: в год – 35, в неделю -1
Данная рабочая программа МХК (факультативного курса) для обучающихся 5 класса общеобразовательного учреждения, разработана на основе авторской программы Г.И. Даниловой, рекомендованной Министерством образования и науки Р.Ф. в соответствии с Федеральными государственными стандартами образования и основной образовательной программой муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Покоснинская средняя общеобразовательная школа».
Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.
Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.
Задачи курса:
*способствовать воспитанию художественного вкуса
*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства
*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства
*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы организации учебного процесса:
а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично — поисковый;
б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).
Методы и приемы обучения: словесный ( беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).
Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию изучения курса учащийся:
должен знать:
*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация,и др.
*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров
*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры
*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней
должен уметь:
*выделять главную мысль изучаемого литературного текста
*давать характеристику героя
*формулировать собственную оценку изучаемого произведения
должен владеть навыками:
*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий
*монологического связного воспроизведения информаци
*презентации собственных суждений, сообщений
*сценической, выставочной, игровой деятельности
*толерантного восприятия различных точек зрения
владеть образовательными ключевыми компетенциями:
*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами
*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение
*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных
Учебно-тематический план.
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ 35часов.
Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности — залог «вечной» жизни ее сюжетов и образов. Проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. Мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры. Диалог героев мифологии с человеком нового времени
1. Сотворение мира. 1 час
Раздел 1. Сюжеты и образы античной мифологии.
Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».
Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».
Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного греческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.
2. Бог-громовержец Зевс. 2 часа
Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.
Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».
Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.
Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное воплощение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».
3. Окружение Зевса. 2 часа
Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Ганимеда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормящий Зевсова орла».
Крылатая богиня Ника Самофракийская, художественные достоинства скульптурного образа. Стихотворение Н. Гумилева «Самофракийская победа».
Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия.
Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».
Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тициана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Европы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радостное, счастливое похищение прекрасной Европы в картине В. Серова.
Юпитер и Леда, Ио, Каллисто в картинах Корреджо, Леонардо да Винчи, Ф. Буше. «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра и Я. Тинторетто «Происхождение Млечного Пути» (по выбору). Интерпретация мифов о возлюбленных Зевса в стихотворении Г. Гейне «Мифология».
4. Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий». 2 часа
Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.
Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам наказанного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».
Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победитель тирании, олицетворение художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете и Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический манифест творческой личности, утверждающий себя в реальном мире, «смиривший высокомерие» богов. Прометей Байрона — «титан, воитель и борец», не покорившийся Зевсу, «символ свободы», «величья образец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.
Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Листа. Внимание композитора к драматизму личных переживаний героя. Сравнительный анализ стихотворения И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору).
5. Посейдон — владыка морей. 2часа.
Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.
Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.
Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. Образ «владыки морей» в художественном фильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).
Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».
6. Бог огня Гефест. 1 час
Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Гефеста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».
Посещение кузницы вулкана Афродитой в картинах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отражение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».
7. Афина — богиня мудрости и справедливой
войны. 2 часа
Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе.
Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитектурном ансамбле Парфенона и их судьба в истории искусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.
Афина Паллада (Воительница), покровительствующая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Палладе и Марсе в поэме «Илиада».
Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реальности жизни.
Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдержанной богини Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афины в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).
Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.
8. Лики Аполлона.2 часа
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.
Миф о победе над Пифоном и его ироническое отражение в «Эпиграмме» А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий ящерицу»). Аполлон как воплощение красоты всех олимпийских богов. Душевный порыв, величие, мужественность и гордость в скульптуре Леохара. Созерцательность и лиричность настроения, непринужденность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.
Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.
Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материнской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданныи в нем протест героини против воли всесильных богов.
Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегорическое противопоставление интеллектуального начала (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художественное воплощение сюжета в картинах Тициана «Наказание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).
Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихотворении Л. Мея «Дафна».
9. Аполлон и музы Парнаса. 2 часа
Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».
Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой». Образное воплощение темы творческого вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.
Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Происхождение муз, их отличительные атрибуты в скульптурных изображениях из собрания Эрмитажа.
«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантастически-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фреска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаменитых греческих, римских и современных поэтов. Поэтическое воплощение художественного идеала Рафаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения. Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музыку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заключительный танец Аполлона и Терпсихоры, прославляющий красоту и великую силу искусства.
10. Орфей и Эвридика. 1 час
Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоциональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).
«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Суровая драматическая сила и нежная лирика, власть любви и искусства, торжествующие над смертью.
Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты к Орфею» (по выбору).
11. Диана — покровительница охоты. 1 час
Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».
Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвращение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрасных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини. Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.
Художественное воплощение мифа о любви к юноше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Эндимион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.
12. Арес — неукротимый бог войны. 1 час
Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).
Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений античной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.
Широкое распространение культа Марса в римской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля — места военных смотров и маневров в Риме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».
Скульптурный портрет императора Августа из прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечатленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинственную живость потешных марсовых полей»).Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Метаморфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Помпеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сердец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).
13. Триумф Диониса. 1 час
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса.
Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Изображение шаловливого малыша, тянущегося ручонкой к кисти винограда, как символическое воплощение сущности бога виноградарства и виноделия. Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Нежное и бережное воспитание Силеном забавного и веселого малыша.
Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтической сцены, удачно выбранная композиция.
Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кортеж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров.
14. У истоков театрального искусства.
1 час
Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отражение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона.
Дифирамбы — песнопения в честь Диониса — пролог к истории греческого театра. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры Греции и организация в них театральных спектаклей.
Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада», художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного порыва. Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир».
Дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха», музыкальное решение образа.
15. Афродита — богиня любви. 2 часа
Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская». Нежность и целомудренная красота, запечатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версии. «Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тончайших нюансов возвышенного и светлого чувства.
«Рождение Венеры» С. Боттичелли. Целомудрие и поэтичность образа, его одухотворенная красота и нежность. Сочетание обаяния античной богини с мечтательностью Мадонны.
Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Картина Тициана «Любовь небесная и земная», отразившая две сущности богини любви, способной губить и возрождать человека к жизни.
Сюжеты «Спящая Венера» (Джорджоне, Э. Мане), «Венера перед зеркалом» (Тициан, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ж. Д. Энгр), «Туалет Венеры» (Тициан, Я. Тин-торетто, П. Рубенс, Ф. Буше), «Купание Венеры» (П. Рубенс, А. ван Дейк) в произведениях мировой живописи (по выбору).
Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви.
Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, греческая вазопись, рельефы саркофагов — по выбору).Чтение фрагментов из «Метаморфоз» Овидия («Адонис», «Смерть Адониса»). Возвращение к мифу в эпоху Возрождения (картины Джорджоне, Тициана, П. Веронезе). Сцена трогательного и нежного расставания влюбленных, сложность и противоречивость чувств героев. Скульптура Дж. Мацуоллы «Гибель Адониса». Стремительный порыв последнего движения, неотвратимость приближающейся смерти, символически воплощенной в выросших цветах анемонов.
16. Нарцисс и Эхо. 1 час
Венера, покровительствующая влюбленным и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.
Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символическое воплощение сцены гибели Нарцисса и призрачность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление героя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарованный своим отражением в зеркале ручья. Картина С. Дали «Метаморфозы Нарцисса», условный характер воплощения мифологического сюжета.
17. В сетях Эрота. 1 час
Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа.
Эрот — хитроумный малыш, помыкающий своей матерью. Сюжет воспитания и наказания Амура Афродитой. «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана, «Венера и Купидон» Лукаса Кранаха Младшего и «Венера, утешающая Амура» Ф. Буше (по выбору).
Традиционные атрибуты и окружение Амура. Картины Караваджо «Амур-победитель», Пармиджанино «Амур с луком» и П. Рубенса «Амур, вырезающий лук» (по выбору). Общность и различие в трактовках образа. Образ Амура, запечатленный в скульптурных образах Донателло («Амур — Атис»), А. Кановы («Амур») и Э. Фальконе («Грозящий Амур») (по выбору).
Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки. Бесполезность любых попыток человека и богов вступить с ним в состязание или противиться его воле.
18. Амур и Психея. 1 час
Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи.
Скульптурная группа «Амур и Психея» А. Кановы. Целомудрие любви, нежность, изящество и грация юных героев. А. А. Бестужев-Марлинский о скульптурной группе А. Кановы («Фрегат «Надежда»).
Символическое изображение души Психеи в виде бабочки. Поэтическое изображение внутреннего мира Психеи в стихотворении В. Я. Брюсова «Психея». Почему так недружелюбно она была принята на божественном Олимпе? Почему, оказавшись «на пиру богов», она вспоминает о «днях земных утех»?
Особенности разработки сюжета об Амуре и Психее в русской народной сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
19. Богиня цветов Флора. 1 час
Флора (греч. — Хлорида) — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов.Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлори-дой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии — празднества в ее честь.
Особенности изображения Флоры в произведениях искусства. Высокий женский идеал и чистая юная радость в картине Тициана «Флора». Образ жены художника в картине Рембрандта «Флора».
Воплощение сюжета «Царство Флоры» в картине Н. Пуссена. Поэтическая аллегория происхождения цветов, ее глубокий символический смысл.
Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия («Фасты»). Отражение сюжета в картине
С. Боттичелли «Весна». Аллегорическое превращение силой любви нимфы Хлорис в богиню цветения Флору.
20.Контрольно-обобщающий урок по теме Античная мифология.
Раздел 2. Мифология древних славян.
Судьба язьгаеской славянской мифологии в истории русской духовной культуры, ее связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской мифологии. Пантеон славянских языческих богов.
21. Перун — бог грома и молнии. 1 час
Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния (тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца — Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером.
Многочисленные упоминания о Перуне в летописи Нестора «Повесть временных лет». Почему даже после принятия христианства наши предки продолжали поклоняться Перуну? Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада» и стихотворение В. Хлебникова «Перуну» (по выбору). Характерные особенности изображения языческого божества. Перун — верховный бог, повелевающий грозами, громами и молнией в поэме Хераскова. Перун как воплощение свободной стихии в стихотворении В. Хлебникова.
Сходство между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и народным богатырем Ильей Муромцем (святость жизни, воинские доблести, общность атрибутов, сказания о битвах с демонами, врагами).
22. Велес. 1 час
Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.
Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху в культ святого Власия. Знакомство с иконой новгородской школы «Св. Власий и Спиридоний». Почему на иконах святой Власий чаще всего изображался на коне в окружении лошадей, коров и овец? Смысл поучительного отношения к последнему снопу убранного с полей урожая.
Чтение фрагментов «Велесовой книги». Рассказ об исторической судьбе книги, знакомство с основными мифологическими персонажами.
23. Даждьбог. 1 час.
Дажьбог — один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Что объединяет греческого бога Гелиоса с восточнославянским Дажьбогом?
Народные легенды о Дажьбоге и их глубокий символический смысл. Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Фрагмент из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни», рассказывающий о наказании солнцем тех, кто не очень почтительно относится к нему.Образ Дажьбога как олицетворение правды и истины, запечатленный в русских народных пословицах. Какие качества нашли отражение в загадках и народных приметах о солнышке? Отражение культа Дажьбога в народных обрядах и праздниках..
24. Световид. 1 час. Световид — верховный бог западных славян, хранитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Четыре лица Световида и его главные атрибуты, запечатленные в Збручском идоле.
Световид как прорицатель народной судьбы. Что объединяет славянское божество Световида с греческим богом Аполлоном?
Святки — символические игры в честь Световида. Смысл подношений в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев.
25. Макошь. 1 час
Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия — обязательный атрибут ее изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.
Особенности изображения богини в произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и праздниках. Связь с фольклорным образом Матери Сырой Земли. Легенда о Матери Сырой Земле в изложении П. И. Мельникова-Печерского («В лесах») и ее поучительный смысл.
Христианское переосмысление языческой богини в Параскеву Пятницу, покровительницу хозяйства и торговли. Характерные особенности изображения Параскевы Пятницы в древнерусских иконах. Почему во многих городах Руси (Новгороде, Чернигове, Москве) возводимые в ее честь церкви носили название Параскевы Пятницы на Торгу?
26. Лада. 1 час
Лада (Ладо) — богиня любви, красоты и очарования. Ее общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона (по поэме М. Хераскова «Владимириада»).
Отражение культа богини в произведениях устного народного творчества (обрядовых песнях с закликанием весны). Русская народная песня «А мы просо сеяли, сеяли…». Сходство героини народной сказки о Марье Моревне с Ладой.
Версии происхождения имени. Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе.
Лада и ее дочь Лель — воспламеняющая любовь. Поэтическое воплощение образа в стихотворении А. Н. Толстого «Лель». Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и художественном фильме «Снегурочка» режиссера П. Кадочникова.
27. Купало, Ярило, Кострома. 1 час
Купало, Ярило и Кострома — персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен.
Разделение функций между божествами. Купало — бог плодородия, символ летнего солнцестояния, покровитель земледельцев, собирающих урожай. Ярило — символ вызревания новых зерен на колосьях. Кострома — символ плодородия земли, воплощение растительных сил. Их близкое родство с богом-громовержцем Перуном.
Отражение языческих божеств в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических образов русалок в стихотворениях «Русалка» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и в картине И. Н. Крамского«Русалка». Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня.
Сближение языческого праздника Ивана Купалы с христианским праздником Иванова дня (рождества Иоанна Крестителя). Отражение праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и в стихотворении С. Есенина «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (по выбору )
28.Контрольно-обобщающий урок по теме Мифология древних славян.
Перечень учебно-методического обеспечения
предмета «Мировая художественная культура. 5 класс»
Оборудование
мультимедийный проектор;
доска с магнитной поверхностью.
Дидактический материал
Наборы открыток по изобразительному искусству;
карточки по всем изучаемым темам;
тесты, задания и кроссворды по античной и древнерусской мифологии.
Список литературы
(основной и дополнительной)
Литература, использованная при разработке программы
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;
Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;
М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.
Мифология. Энциклопедия. — М.: Белфакс, 2002.
Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.
Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., — М., 1990.
Античность как тип культуры. — М., 1988.
Сквозь века. — М., 1986.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. — М.,1980.
История философии: Запад — Россия — Восток. — М., 1995.
Мифология древнего мира. — М: Белфакс, 2002.
Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. — М.: Русское слово, 1997.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. — М., 1987.
В.Калашников. Боги древних славян. — М.: Белый город, 2003.
Д.Гаврилов, А.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.: Рефл-Бук, 2002.
А.Платов. Славянские руны. — М.: Гелиос, 2001.
Песни, сказки, частушки. — Саратов, 1969.
Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.
А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.
А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. — М., 1992.
Литература, рекомендованная для обучающихся
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы контроля знаний обучающихся
В педагогической практике преподавания предмета МХК существуют различные формы контроля знаний обучающихся:
высказывания учеников
составление сравнительных таблиц;
собственное литературное, художественное творчество.
Информационное обеспечение
Краткая характеристика электронных УМК, используемых на уроках.
Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования Российской Федерации, 2003. Содержит более 400 иллюстраций, словарь терминов, биографии художников, краткие характеристики картин.
Мировая художественная культура. 2СD. От наскальных рисунков до киноискусства. ЗАО «Новый диск», 2003. Мультимедийное учебное пособие предназначено для учащихся общеобразовательной школы, а также для учащихся образовательных учреждений гуманитарного профиля. В курсе делается акцент на процесс исторического становления и развития русской культуры в контексте её взаимодействия с культурами других народов мира
3.Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века.
Иллюстрированное приложение к учебному изданию Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. «Мировая художественная культура» (Очерки истории), ООО «Питер Пресс», 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков | Раздел/ Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Образовательный продукт | Виды контроля | ||
Универсальные учебные действия | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | ||||||
| 1 | Введение. Сотворение мира. | 1 | Умение работать с литературой | Зарождение мифов. Понятие Космоса. Хаос как источник жизни на земле. | | Стартовая диагностика |
Раздел1.Сюжеты и образы античной мифологии. 26 | |||||||
| 2 | Бог-громовержец Зевс. | 2 | Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры | Рождение Зевса, его атрибуты. Поэма Геосида «Теогония». Н.Пуссен Детство Юпитера. | Доклады (по выбору) | Опрос |
| 3 | Окружение Зевса. | 2 | Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников | Исполнители воли Зевса. Миф о Филемоне и Бавкиде. Овидий «Метаморфозы». | Рассказ о своем знаке Зодиака | Опрос |
. | 4 | Прометей-сквозь тысячелетия вперед смотрящий. | 2 | Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах | Титан духа и воли. Басни Эзопа о Прометее. Бетховен, Лист, Шуберт. | Картина, поделка на тему «мой Прометей» | Выставка |
| 5 | Посейдон -владыка морей. | 2 | Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности | Атрибуты и свита Посейдона. Скульпуры Бернини, Растрелли. Айвазовский «Посейдон несущийся по морю». | Рисунок на тему «Вулкан – огненная стихия» | Просмотр |
| 6 | Бог огня Гефест | 2 | Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения | Гефест. Миф о его рождении в интерпретации Гомера. Веласкес «Кузница Вулкана». | | |
| 7 | Афина – богиня мудрости и справедливой войны. | 2 | Совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Культ Афины в Древней Греции. Овидий «Метаморфозы». Миф об Арахне. Веласкес «Пряхи». | Рисунок к мифу об Афине | Просмотр |
| 8 | Лики Аполлона. | 2 | Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации | Миф о рождении Аполлона, как воплощения красоты. Состязание Аполлона и Марсия. Скульпура Бернини «Аполлон и Дафна». | Подготовка тезисов «мифическая неизвестность» | Зачет |
| 9 | Аполлон и музы Парнаса. | 1 | Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников | Место обитания Аполлона и муз. 9 муз: Каллиопа, Эвтерпа. Эрато, Мельпомена, Талия. Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния. | Терпсихора, рисунок музы танцев | Просмотр |
| 10 | Орфей и Эвридика. | 1 | Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче | Могучая сила искусства и всепобеждающая сила любви. Миф о рождении музыки. Опера, балет. | Рисунок, открытка, коллаж. Изобразить свое видение мифа об Арфее | Выставка |
| 11 | Диана (Артемида)-покровительница охоты. | 1 | Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой | Культ Артемиды в Греции. Храм в Эфесе. (Семь чудес света). | Сочинение «тайна созвездия Большой медведицы» | Зачет |
| 12 | Арес (Марс) –неукротимый бог войны. | 1 | Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру | Война-смысл существования Ареса. Характер, атрибуты, символы, окружение бога. | | |
| 13 | Триумф Диониса. | 1 | Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации | Покровитель виноградарства и виноделия. Вакханалия. Рубенс. | Сочинение по картине Микеланджело «Вакх» | Зачет |
| 14 | У истоков театрального искусства. | 1 | Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе | Рождение греческого театра. Роль маски в древнегреческом театре. | Таблица | Зачет |
| 15 | Афродита-богиня любви. | 1
| Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе | Миф о рождении Афродиты. Пигмалион и Галатея. Миф об Адонисе. | Конспект | Зачет |
| 16 | Нарцисс и Эхо. | 1 | Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче | Миф о Нарциссе и Эхо. Кара Афродиты. Брюллов, Пуссен, Караваджо. | Описание картины К.Брюллова «Нарцисс» | Зачет |
| 17 | В сетях Эрота. | 1 | Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений | Эрот-сын Афродиты. Ф.Буше «Венера, обезоруживающая Купидона». | Конспект | Зачет |
| 18 | Амур и Психея. | 1 | Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике | Скульптура А.Канова «Амур и Психея». Задание Венеры. «Душа», «бабочка» | Кроссворд | Зачет |
| 19 | Богиня цветов Флора | 1 | Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи | Хлорида. Картина С.Боттичелли «Весна». Д. Тьеполо «Триумф Зефира и Флоры». | Викторина | Опрос |
| 20 | Контрольно-обобщающий урок по теме Античная мифология. | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями | Итоговый контроль знаний. | Тест | Промежуточный контроль |
Раздел 2. Мифология древних славян. 8 часов. | |||||||
| 21 | Перун-бог грома и молнии | 1 | Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности | Культ громовержца. Сварог и Лада (родители Перуна) Атрибуты и орудия Перуна. Перунов цвет. | Список символов и атрибутов бога Перуна | Опрос |
| 22 | Велес. | 1 | Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное | Священная «Велесова книга». Скотий бог-хозяин дикой природы. Бог удачи. Податель богатств. | Композиция «народные гулянья» | Просмотр |
| 23 | Даждьбог. | 1 | Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации | Бог солнца, податель тепла и света. Дающий бог. Повелитель и распорядитель земных благ. | Проект | Защита проекта |
| 24 | Световид. | 1 | Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой | Бог Белого света. Оракул. Святки-игры в честь Световида. | Доклад | Опрос |
| 25 | Макошь. | 1 | Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности | Небесная Богиня Судьбы. Богиня плодородия, колдовства. Параскева Пятница-покровительница хозяек и жен. | Пословицы про пятницу, о земле и т.д. | Опрос |
| 26 | Лада. | 1 | Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой | Лада-славянская Венера. Островский «Снегурочка». Обряд завивания березы. | Мини-сочинение «современность и Лада» | Зачет |
| 27 | Купало, Ярило, Кострома. | 1 | Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике | Персонажи весенних и летних праздников. Месть богов. Цветок Иван-да –Марья. | Проект | Защита проекта |
| 28 | Контрольно-обобщающий урок по теме Мифология древних славян. | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями | Итоговый контроль знаний. | Тест | Итоговый контроль |
4