МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект урока ИЗО
«Какого цвета весна»
подготовила: воспитатель
Наталья Владимировна Ефремова
станица Ленинградская
2012 год
Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.
Оборудование: по 2 альбомных листа бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, увеличенный фрагмент картины с изображением одного грача для проведения физминутки.
Словарная работа: прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи суетятся, перекликаются, небо лёгкое, с голубыми окнами-просветами, нежные, размытые цвета, бледно-голубой, беловато-серый, светло-коричневый.
Ход занятия: читаю детям стихотворение Я. Година “Берёзка”:
После долгой зимней стужи
На снегу синеют лужи,
И берёзка ожила
От весеннего тепла.
— Кто узнал эту картину? (Как она называется, и какой художник её написал?)
— А посмотрите, как оживил художник свои берёзки на картине? (Он поселил на них грачей)
— Какие признаки весны запечатлел Саврасов на своей картине? (Ответы детей). Обратить особое внимание детей на цветовое решение картины.
— Какие основные цвета использовал художник? (Синий, белый, коричневый, зелёный)
— Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине? (Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые…)
Рассказ воспитателя: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно-голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые берёзки тянутся к свету.
— Если бы мы сейчас вдруг оказались там возле этих берёз, что бы мы услышали? (Закройте глаза и представьте себе, что мы там)
— Что вы слышите? (Гомон птиц, грачи суетятся, перекликаются, как бы переговариваются между собой, советуются, как строить гнёзд) Представьте, что вы грачи.
Физминутка: “Грачи”
Как-то ранней весной
На опушке лесной
Появилась стая птиц
Не скворцов и не синиц,
А большие грачи
Цвета черного, как ночь.
Все расселись по берёзкам:
Прррыг – скок, крррак-крррак,
Гнёзда вьют и все поют:
Крррак – крррак, кррррак-крррак!
(Выполняют движения, соответствующие словам)
— А сейчас мы с вами тоже станем художниками и попробуем нарисовать, какого цвета ранняя весна. Посмотрите, что я приготовила для рисования и вспомните, как называется техника рисования, в которой мы сейчас будем рисовать? (Монотипия)
— А для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? (Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом)
— А какие в нижней части листа – там, где земля? (Черный, коричневый, белый, зелёный)
Дети выполняют задание, соединяют листы разукрашенными сторонами вместе, разглаживают их и смотрят, что получилось.
— Какие новые оттенки у вас получились при смешивании красок? (Ответы детей)
Теперь мы положим наши рисунки сушиться, а на следующем занятии дорисуем наши картинки на тему весны.
Список использованной литературы
1. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. ( Большое искусство- маленьким): З- 713 Учебно- наглядное пособие / Авт.-сост. Н.А. Курачкина СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2000. — 40. + цв.вкл. 32 с. -( Библиотека программы «Детство»).
2. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии.- М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. — 192., илл.
3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. — 208 с., переиздание.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей с 2-7 лет «Цветные ладошки». — М: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.- 144 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
5. Солоп Т.Ф.Страна рисования . — РИФ «ЛИЦЕЙ», 344092, Ростов- на- Дону, пр. Королёва,7/19. ЛР № 062697 Министерства печати и информации России.1996.
6. Медрано М. Весёлый художник. — ООО «ДжИ Фабри Эдишинз»,ЗАО «Издательский дом «Бурда» 2011.
7. Ендрихинская Р.Ф. Загадки, пословицы, поговорки, приметы к урокам природоведения. Выпуск 2: Учебное пособие.- Армавир: АГПИ,1995.- 48 с.