Конспект урока ИЗО «Матрешки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка» МБДОУ Детский сад № 159






Конспект урока ИЗО «Матрешки»



















подготовили

музыкальный руководитель

Попова Светлана Владимировна

воспитатель

Чецкая Елена Сергеевна

Архангельск 2014

Цель:
Знакомство детей с игрушкой – Матрешкой через музыку, художественное творчество, с историей ее возникновения на Руси.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей матрёшки.

  • Развивать интерес детей к народному творчеству.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

  • Закреплять хороводные движения, и элементы движений русского

народного танца.

  • Продолжать учить детей на слух определять звучание музыкальных инструментов.

  • Развивать творческие способности детей. 

  • Учить детей украшать плоскостную матрешку в технике «пластилиновой»

мозаики.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • Закреплять умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.


Оборудование:

  • Музыкальные инструменты (ложки, бубен, румба, колокольчик, треугольник, маракасы, трещотка);

  • Матрешка (пятиместная);

  • Плоскостные матрешки по количеству детей;

  • Пластилин;

  • Сундучок;

  • Платочки и фартуки по количеству детей;

  • Экран, ноутбук, мульти-медиа;

  • Презентация «Матрешки».


Музыкальный материал:

  • Русская народная мелодия «Коробейники»;

  • Фонограмма песни «Голубой вагон» музыка В.Шаинского;

  • Попевка «Лесенка» музыка Е.Тиличеевой;

  • Русская народная мелодия «Как на тоненький ледок» в обработке Т.Попатенко;

  • Песня «Матрешки» музыка В. Оншина;

  • Русские народные мелодии в записи.



Содержание деятельности.


1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии «Коробейники» дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

Музыкальный руководитель:

Мы ребят опять позвали посидеть всем вместе в зале.

Как ведется с давних пор, заведем свой разговор.

Я на ярмарку ходила, и игрушки там купила.

Диво дивное я нынче принесла.

Диво чудесное, расписное, а ну, отгадайте, что это такое?

Загадка про матрешку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…

Дети: Матрёшка.

Музыкальный руководитель: Правильно, матрёшка!

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. 

А. Рождественская.

Музыкальный руководитель: Нужно матрёшку достать и подружек показать.

Достает матрешку из сундучка раскрывает ее. Она оказывается пустой.
Музыкальный руководитель
:

Все подружки потерялись и куда-то разбежались.

Я предлагаю вам сесть в поезд и отправиться на поиски матрешек.

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Все готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Под песню «Голубой вагон» музыка В.Шаинского дети выполняют
музыкально-ритмические упражнения.


2 блок. Познавательно-развлекательный.

Музыкальный руководитель:

Внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Песенная».

На этой станции все поют.

Помогите матрешке подняться по лесенке.

Попевка «Лесенка» музыка Е.Тиличеевой.

(Дети от воспитателя получают Матрешку)

Музыкальный руководитель: А теперь отправляемся дальше

(звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)

Внимание! Наш поезд прибыл на станцию « Музыкальные инструменты»

Чтобы нам получить матрешку нужно угадать музыкальный инструмент, который спрятался в сундучке.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

Цель игры: Развивать тембровый слух.
(
Предлагается послушать: бубен, румбу, ложки, колокольчик, трещотку,

треугольник, маракасы).

Музыкальный руководитель: дети, у вас в руках музыкальные инструменты. Давайте сыграем и споем русскую народную песню «Как на тоненький ледок»
Хоровод «Как на тоненький ледок» русская народная песня,

обработка Т.Попатенко.

(на припев играют на музыкальных инструментах)

Музыкальный руководитель:

Молодцы, вот и еще одна матрешка возвращается к нам.

Нам пора отправляться дальше.

(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)

Музыкальный руководитель:

Внимание-внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Игровая».

Хочешь поиграть немножко?

Нарядись тогда матрешкой!

Игра «Нарядись матрешкой»

( дети надевают косынку и фартучек)

Воспитатель: Получайте матрешку.

Музыкальный руководитель: Внимание! Прошу пассажиров занять свои места. Поезд отправляется дальше.

(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)

Музыкальный руководитель:

Мы прибыли на станцию «Танцевальная»

Все матрешки хороши, попляшите от души.

Танец «Матрешки» музыка В.Оншина

Музыкальный руководитель: Молодцы,  получайте еще одну матрешку.

Отправляемся дальше (звучит фонограмма) Следующая станция «Матрешкино». Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок: Матрёшка на окошке в ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

2 ребёнок: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво: очень ярко и красиво.

3 ребёнок: Они игрушки знатные, складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

В. Берестова

Воспитатель: А теперь получайте последнюю матрешку.

Ах, матрёшечка – матрёшка. Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки в детском садике играть!

(складывают все матрешки в одну большую)

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России давно, более 100 лет назад.

(Слайд 2 презентации « Матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца Фукурума, что означает веселый складной старичок. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.

(Слайд 3 презентации « Матрёшка»)

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в то время.

Наиболее известны три вида матрёшек. Давайте внимательно рассмотрим их.
(Слайд 4 презентации «Матрёшка»)

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.

Какими цветами расписана матрешка?

 Дети: Жёлтым, зелёным, малиновым.

(Слайд 5 презентации «Матрёшка»)

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой.

А на голове у матрешки…

Дети: Платок.

Воспитатель:  А поверх сарафана…

Дети: Фартук.

(Слайд 6 презентации «Матрёшка»)

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и платочка с узелком. На голове полушалок с цветами. У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах.

Воспитатель: Название, каких матрешек вы запомнили?

Чем одна матрёшка отличается от другой?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами украсим матрешек в технике «пластилиновая мозаика».

Садитесь за столы.


3 блок. Продуктивный.

Дети садятся за столы, на которых лежат картонные заготовки матрёшек и пластилин.

Воспитатель: наши матрешки будут плоскостными и мы украсим их цветными пластилиновыми шариками. Посмотрите как.

(Слайд 7 презентации «Матрешка»).

Во время работы звучат русские народные мелодии.


Воспитатель: какие замечательные матрешки у вас получились они все разные и красивые. Воспитатель хвалит детей. А сейчас нам пора отправляться на станцию «Детский сад». Доброго пути!

(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»).







































Использованная литература

  1. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» Издательство. Музыка. 1968год стр. 100

  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. — М.: Скрипторий, 2003. — 52 с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.risunoc.com/2013/08/russkaja-matrjeshka-istorija-sozdanija.html

  2. art.forblabla.com/blog/…/Russkie-matreshki—istoriya-sozdaniya

  3. matryona-msk.narod.ru/about.htm


Свежие документы:  РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ РЕА-ЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: