Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка» МБДОУ Детский сад № 159
подготовили
музыкальный руководитель
Попова Светлана Владимировна
воспитатель
Чецкая Елена Сергеевна
Архангельск 2014
Цель:
Знакомство детей с игрушкой – Матрешкой через музыку, художественное творчество, с историей ее возникновения на Руси.
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
Закреплять хороводные движения, и элементы движений русского
народного танца.
Продолжать учить детей на слух определять звучание музыкальных инструментов.
Развивать творческие способности детей.
Учить детей украшать плоскостную матрешку в технике «пластилиновой»
мозаики.
Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.
Воспитывать любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Оборудование:
Музыкальные инструменты (ложки, бубен, румба, колокольчик, треугольник, маракасы, трещотка);
Матрешка (пятиместная);
Плоскостные матрешки по количеству детей;
Пластилин;
Сундучок;
Платочки и фартуки по количеству детей;
Экран, ноутбук, мульти-медиа;
Презентация «Матрешки».
Музыкальный материал:
Русская народная мелодия «Коробейники»;
Фонограмма песни «Голубой вагон» музыка В.Шаинского;
Попевка «Лесенка» музыка Е.Тиличеевой;
Русская народная мелодия «Как на тоненький ледок» в обработке Т.Попатенко;
Песня «Матрешки» музыка В. Оншина;
Русские народные мелодии в записи.
Содержание деятельности.
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии «Коробейники» дети входят в зал и рассаживаются на стулья.
Музыкальный руководитель:
Мы ребят опять позвали посидеть всем вместе в зале.
Как ведется с давних пор, заведем свой разговор.
Я на ярмарку ходила, и игрушки там купила.
Диво дивное я нынче принесла.
Диво чудесное, расписное, а ну, отгадайте, что это такое?
Загадка про матрешку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…
Дети: Матрёшка.
Музыкальный руководитель: Правильно, матрёшка!
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
А. Рождественская.
Музыкальный руководитель: Нужно матрёшку достать и подружек показать.
Достает матрешку из сундучка раскрывает ее. Она оказывается пустой.
Музыкальный руководитель:
Все подружки потерялись и куда-то разбежались.
Я предлагаю вам сесть в поезд и отправиться на поиски матрешек.
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Все готовы в путь дорогу?
Дети: Да.
Под песню «Голубой вагон» музыка В.Шаинского дети выполняют
музыкально-ритмические упражнения.
2 блок. Познавательно-развлекательный.
Музыкальный руководитель:
Внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Песенная».
На этой станции все поют.
Помогите матрешке подняться по лесенке.
Попевка «Лесенка» музыка Е.Тиличеевой.
(Дети от воспитателя получают Матрешку)
Музыкальный руководитель: А теперь отправляемся дальше
(звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)
Внимание! Наш поезд прибыл на станцию « Музыкальные инструменты»
Чтобы нам получить матрешку нужно угадать музыкальный инструмент, который спрятался в сундучке.
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю»
Цель игры: Развивать тембровый слух.
(Предлагается послушать: бубен, румбу, ложки, колокольчик, трещотку,
треугольник, маракасы).
Музыкальный руководитель: дети, у вас в руках музыкальные инструменты. Давайте сыграем и споем русскую народную песню «Как на тоненький ледок»
Хоровод «Как на тоненький ледок» русская народная песня,
обработка Т.Попатенко.
(на припев играют на музыкальных инструментах)
Музыкальный руководитель:
Молодцы, вот и еще одна матрешка возвращается к нам.
Нам пора отправляться дальше.
(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)
Музыкальный руководитель:
Внимание-внимание! Наш поезд прибыл на станцию «Игровая».
Хочешь поиграть немножко?
Нарядись тогда матрешкой!
Игра «Нарядись матрешкой»
( дети надевают косынку и фартучек)
Воспитатель: Получайте матрешку.
Музыкальный руководитель: Внимание! Прошу пассажиров занять свои места. Поезд отправляется дальше.
(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)
Музыкальный руководитель:
Мы прибыли на станцию «Танцевальная»
Все матрешки хороши, попляшите от души.
Танец «Матрешки» музыка В.Оншина
Музыкальный руководитель: Молодцы, получайте еще одну матрешку.
Отправляемся дальше (звучит фонограмма) Следующая станция «Матрешкино». Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?
1 ребёнок: Матрёшка на окошке в ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.
2 ребёнок: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво: очень ярко и красиво.
3 ребёнок: Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
В. Берестова
Воспитатель: А теперь получайте последнюю матрешку.
Ах, матрёшечка – матрёшка. Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки в детском садике играть!
(складывают все матрешки в одну большую)
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России давно, более 100 лет назад.
(Слайд 2 презентации « Матрёшка»)
Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца Фукурума, что означает веселый складной старичок. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.
(Слайд 3 презентации « Матрёшка»)
Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в то время.
Наиболее известны три вида матрёшек. Давайте внимательно рассмотрим их.
(Слайд 4 презентации «Матрёшка»)
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.
Какими цветами расписана матрешка?
Дети: Жёлтым, зелёным, малиновым.
(Слайд 5 презентации «Матрёшка»)
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой.
А на голове у матрешки…
Дети: Платок.
Воспитатель: А поверх сарафана…
Дети: Фартук.
(Слайд 6 презентации «Матрёшка»)
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и платочка с узелком. На голове полушалок с цветами. У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах.
Воспитатель: Название, каких матрешек вы запомнили?
Чем одна матрёшка отличается от другой?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами украсим матрешек в технике «пластилиновая мозаика».
Садитесь за столы.
3 блок. Продуктивный.
Дети садятся за столы, на которых лежат картонные заготовки матрёшек и пластилин.
Воспитатель: наши матрешки будут плоскостными и мы украсим их цветными пластилиновыми шариками. Посмотрите как.
(Слайд 7 презентации «Матрешка»).
Во время работы звучат русские народные мелодии.
Воспитатель: какие замечательные матрешки у вас получились они все разные и красивые. Воспитатель хвалит детей. А сейчас нам пора отправляться на станцию «Детский сад». Доброго пути!
(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»).
Использованная литература
Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» Издательство. Музыка. 1968год стр. 100
Давыдова Г.Н. Детский дизайн. — М.: Скрипторий, 2003. — 52 с.
Интернет-ресурсы:
www.risunoc.com/2013/08/russkaja-matrjeshka-istorija-sozdanija.html
art.forblabla.com/blog/…/Russkie-matreshki—istoriya-sozdaniya
matryona-msk.narod.ru/about.htm