Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект урока ИЗО на тему
«Художественное творчество»
подготовила
Баташева Вера Вячеславовна,
музыкальный руководитель
г. Чебоксары, 2013 год
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Учить различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по характеру произведения.
Учить передавать характер музыкального образа в движениях и оркестровке.
Закреплять умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы музыки и живописи.
Формировать способность к осознанному и эмоциональному восприятию образного содержания музыкального произведения.
Развивающие задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений.
Развивать умение различать средства музыкальной выразительности:
регистр, динамика, тембр.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к произведениям классической музыки.
Музыкальный репертуар:
П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» — «Танец Феи Драже»;
П.И. Чайковский. «Детский альбом» — пьеса «Баба Яга»
Е.Ф. Филиппова, Ю. Полухин «Чудо — сказки» — песня.
Пособия:
Музыкальные инструменты: ложки, треугольники, барабаны, колокольчики, бубны.
разноцветные шарфы.
разноцветные накидки.
портрет П.И. Чайковского.
иллюстрации Бабы Яги.
Методические приемы:
Самостоятельная импровизация детьми музыкального фрагмента.
Оркестровка музыкального произведения.
Выбор детьми музыкальных инструментов, соответствующих характеру музыки.
Просмотр фрагмента балета «Щелкунчик».
Поощрение.
Содержание деятельности:
Музыкальный руководитель. — Ребята, вы любите сказки? А сказки бывают разные – веселые и поучительные, добрые, волшебные. Давайте мы с вами вспомним нашу песню о сказках.
Песня «Чудо — сказки» музыка Е. Филипповой
Музыкальный руководитель. — Ребята, музыка тоже может рассказать нам сказку: о прекрасной фее или злом колдуне, о страшном гноме и жар – птице, но ее язык особенный, она рассказывает не словами, а звуками.
Эти звуки могут быть ласковыми и таинственными, веселыми и грозными, тревожными. Сегодня с помощью музыки я хочу сочинить свою сказку. Вы, ребята, мне поможете?
В одном сказочном Королевстве Сластей, где можно встретить человечков из сахара и шоколада, проплыть по апельсиновому ручейку, побывать в гостях у пряничных гномиков, жила – была конфетная фея по имени Драже. Давайте послушаем музыку, которая нам расскажет об этой фее.
Воспитатель. Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.
Звучит тема Феи Драже из балета «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель.- Ребята, расскажите о музыке, которая нам поведала о Фее Драже.
Дети. — Музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная.Музыкальный руководитель.- А как выдумаете, как выглядит Фея Драже?
Дети.- Фея – маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос у нее тоненький, она постоянно разбрасывает свои сладости.
Музыкальный руководитель. — Почему вы так решили?
Дети. — Потому, что музыка звучала высоко, легко, вся переливалась, как будто рассыпались горошины драже.
Музыкальный руководитель. — Верно, музыка звучала в высоком регистре, легко, изящно.Но вот сама Фея появилась не сразу – во вступлении слышно, как открываются двери сказочного дворца и рассыпаются разноцветные горошины. Давайте мы вместе с вами подумаем, какие музыкальные инструменты из предложенных вам здесь, могут подчеркнуть эту сказочную картину.
Воспитатель. — Ребята, давайте вспомним, как называются музыкальные инструменты, которые вы видите перед собой. (Дети называют музыкальные инструменты).
Дети. — Эту музыку можно украсить звучанием музыкального треугольника и колокольчика, потому, что у этих инструментов серебристый звук.
Дети оркеструют фрагмент темы Феи Драже.
Музыкальный руководитель.- Звучание ваших инструментов было легким, и все вокруг засверкало, заискрилось разноцветными красками. У меня для вас есть подарок от Феи – эти разноцветные шарфы. С помощью волшебных шарфов девочки превратятся в добрых фей, а мальчики будут придворными музыкантами. Давайте перенесемся в это сказочное Королевство Сластей.
Девочки импровизируют танец, а мальчики оркеструют музыку.
Музыкальный руководитель.- Вы были изящными и восхитительными феями, а мальчики помогли вам создать этот сказочный образ. А сейчас я хочу предложить вам посмотреть фрагмент балета, в котором звучит эта музыка. Давайте вспомним, что такое балет?
Дети. — Балет – это музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют.
Музыкальный руководитель. — А как называют актрису, которая исполняет роль в балете?
Дети. — Балерина. (Показ иллюстрации балерины)
Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» — Танец Феи Драже.
Музыкальный руководитель.- Мы посмотрели фрагмент балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Вспомните, ребята, кто написал этот балет?
Дети.- Композитор П. И.Чайковский.
Музыкальный руководитель. — А наша сказка продолжается. Недалеко от Королевства Сластей в темном, дремучем лесу жила Баба Яга. Она очень завидовала Феи Драже и злилась на нее. А вот и сама Баба Яга к нам пожаловала.
Воспитатель. Надо музыку послушать,
Чтобы что-то в ней услышать,
А для этого, ребята,
Тише, тише, тише, тише.
Звучит пьеса «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Какой вы представляете Бабу Ягу, послушав эту музыку.
Дети. Она страшная, сердитая, злая.
Музыкальный руководитель. Действительно, музыка звучит тревожно, сердито, она колючая, быстрая. Это Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку. Затем она садится в ступу и взлетает над дремучим лесом.
Воспитатель. — Давайте посмотрим на изображение Бабы Яги и подумаем, какое изображение схоже с прозвучавшей музыкой.
Просмотр иллюстраций с изображением Бабы Яги.
Музыкальный руководитель. — Эту музыку тоже написал композитор П.И.Чайковский, ее звуки помогли нам представить образ Бабы Яги.
Сказка наша продолжается. Задумала Баба Яга похитить все краски в Королевстве Сластей. Долго она колдовала, и вот исчезли все краски: Королевство стало серым, хмурым, унылым, а Фея Драже выглядела грустной и печальной. Ребята, давайте поможем жителям королевства. Как вы думаете, какие краски необходимо вернуть в Королевство Сластей, чтобы оно опять засверкало?
Дети.- Розовый, желтый, сиреневый, красный, голубой.
Музыкальный руководитель. -предлагает детям раскрасить листы бумаги красками Волшебного королевства. Дети рисуют, в это время звучит музыка из балета. Воспитатель помогает детям.
Музыкальный руководитель.- Произошло чудо: краски вернулись в Королевство Сластей, а Фея снова стала веселой и радостной. А вот и она сама пришла к нам, чтобы поблагодарить вас за помощь. (Воспитатель вносит куклу и коробку с конфетами)
Воспитатель.- Фея вам очень благодарна за помощь и принесла вам из своего королевства угощение.
Музыкальный руководитель.- Сегодня на занятии с помощью музыки мы с вами придумали сказку. А дома каждый из вас сам может придумать сказку, используя знакомые произведения, которые мы слушали с вами на занятиях.
Использованная литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса. М. « Мозаика- Синтез», 2010г.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года
№ 655.
3. И.В. Груздева, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей.-Ростов н/Д: Феникс, 2010.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий. – М.: 5 за знания, 2006.
5. Кошмина И.В., Ильина Ю. В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-пресс,2006.
6. Радынова О.П. музыкальные шедевры: Сказка в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.