Тема урока. Моя любимая игрушка.
Цели: учить воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве,
дать элементарные сведения о декоративно-прикладном искусстве.
Оборудование: цветной альбом «Дымка», предметы декоративно-
прикладного искусства, декоративный натюрморт, игрушки:
водоноска, барышня с зонтиком, кони.
Ход урока.
1. Вводная часть.
Сегодня мы будем говорить о предметах декоративно-прикладного искусства.
Слово «декор» в переводе с французского обозначает «украшение». Само слово говорит о том, что все декоративные предметы служат для украшения нашего быта и созданы народом.
Какие предметы декоративно-прикладного искусства вы знаете?
(Расписная посуда, ковры, салфетки, вышивка, панно, народные игрушки.)
Главным условием декоративно-прикладного творчества является то, что узоры этих предметов упрощены. Им придается определенный стиль. Реальные формы перерабатываются – стилизуются. Посмотрите, например, на эту вышивку. Перенося куклу на ткань, мастер передает только ее форму.
Этот натюрморт тоже декоративный. Какие признаки говорят об этом?
(Упрощены все предметы: ваза и блюдце представлены лишь формой; абрикосы показаны схематично и только в одном цвете; ваза и блюдце украшены ярким орнаментом).
Все эти сведения понадобятся нам для того, чтобы лучше понять красоту предметов, которые создавал и создает народ.
Сегодня мы с вами поговорим об игрушке, которую ласково и нежно называют – дымка.
Но прежде я вам расскажу, как красиво создают эту игрушку. Ее называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
И так каждый год. Много, много лет. Сто. Сто пятьдесят. А может, и более того. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, — художественные мастерские дымковской игрушки.
Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками, коробки с яйцами. Молоко. Вот почти и все, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, увидевший глиняный коников, сказочных, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, козу и семерых козлят. А то и дрессировщицу с собачками, веселую карусель.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется все просто, но очень красиво. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – оказалось это юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик приделала и… поставила фигурку сушиться.
Стоит водоноска сохнет. А мастерица новую водоноску лепит. Глядишь – совсем другая: кокошник по-иному, на юбочке передник с оборками, а коромысло не на двух плечах, а на одном.
На лавке уже много глиняных влажных водоносок сохнет. Ждут обжигания в печи. Из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие.
Потто разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок!
Но, оказывается, еще не все закончено. Предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтобы лепесточки не улетели.
Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барыням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки…
И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь это все из глины, на которой ничего, кроме крапивы, не растет.
Такие игрушки служили и сейчас служат для украшения нашего жилья. И мы любуемся ими, как любуемся букетом полевых цветов.
Посмотрите на эту игрушку и скажите, какие цвета использует мастер, чтобы создать радостное настроение?
2. Упражнения.
Сегодня мы с вами уже говорили о стилизации в декоративном искусстве. Назовите эти элементы в этой игрушке.
Давайте попробуем на отдельных листочках превратить настоящий цветок в декоративный.
3. Физминутка.
4. Практическая часть.
Сегодня мы с вами тоже будем мастерами дымковской игрушки. Сегодня мы попробуем с вами создать узор для росписи игрушки. Посмотрите, все фабричные игрушки похожи по форме, но отличаются узорами. Поэтому и вы должны создать свой узор, не похожий на другие.
(Самостоятельная работа.)
5. Заключительная часть.
(Анализ работ. Выставка детских работ.)