Программные задачи:
1)Образовательные: учить способом рисования ладошками и пальчиками передавать в рисунке образы веселых гусей из русской народной песенки «Жили у бабуси…»; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; продолжать знакомить детей с произведениями русского фольклора.
2)Развивающие: развивать интерес к нетрадиционной технике рисования, развивать моторику рук, развивать умение создавать простые изображения.
3)Воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русского народного творчества; воспитывать умение сопереживать героям русской народной песенки «Жили у бабуси…».
Предварительная работа: чтение и прослушивание русской народной песенки «Жили у бабуси…», подвижная игра «Гуси – гуси…», беседа, разгадывание загадок о домашних птицах, рассматривание картинок с домашними птицами.
Материал.
Демонстрационный: платок, гуси, демонстрационная доска, тонированный лист бумаги, тарелочки с белой и серой краской, тазик с водой, салфетка.
Раздаточный: светлые тонированные листы бумаги, тарелочки с белой и серой краской, емкость с водой, тряпочки, краска красного и черного цветов.
Ход занятия:
1)Формирование замысла
Обыгрывание русской народной песенки «Жили у бабуси…».
Речь воспитателя.
— Ладушки, а что умеют ваши ручки.
Ответы детей.
-А еще ваши ладошки умеют хлопать.
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Звонко бьют ладошки
Отдохнем немножко.
Проходим на стульчики.
— А еще ваши ручки умеют в кого-нибудь превращаться. Ведь так? Ваши ручки настоящие артистки. Превращается рука и в котенка, и в щенка. А сегодня наши ручки превращаются в гусей.
— А давайте-ка я спою вам песенку, а ваши гуси-ладошки потанцуют. Только давайте договоримся. Если я пою про серого гуся, вы показываете мне правую руку, а если про белого – левую.
-Правая рука – это какой гусь?
Дети: серый.
— А какой гусь еще остался?
Дети: белый.
— А белый гусь это у нас какая ручка?
Дети: левая.
— Верно.
Жили у бабуси
(педагог надевает на голову платок)
Два веселых гуся:
Один серый,
(дети показывают правую ладонь)
Другой белый,
(дети показывают левую ладонь)
Два веселых гуся.
(крутят кистями рук)
Вытянули шею,
У кого длиннее-
(сгибают и разгибают большие пальцы на руках)
Один серый,
Другой белый,
(поочередно показывают руки)
У кого длиннее.
(повторяют движение большими пальцами)
Мыли гуси лапки
В луже у канавки-
(покачивают кистями рук вверх-вниз)
Один серый,
Другой белый
Спрятались в канавке.
(поочередно прячут руки за спину)
Вот кричит бабуся
«Ой, пропали гуси-
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!»
(качают головой)
Вопросы к детям:
— Понравилась ли вам песенка?
— Кто жил у бабуси?
— Какие гуси веселые или грустные?
— Один какого цвета?
— А другой?
— Обрадовалась или огорчилась бабуся, когда гуси спрятались в канавке?
Воспитатель: Давайте нарисуем для бабуси веселых гусей и подарим ей свои рисунки, чтобы порадовать ее. А помогут нам нарисовать наши ладошки и пальчики.
2)Объяснение воспитателя
Рассматривание образца.
Проходим к столам.
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят широкие мисочки с разведенной водой гуашью. Скажите, какого цвета гуашь в мисочках?
Дети: Белая и серая.
Воспитатель: Вы правильно ответили.
Затем воспитатель уточняет последовательность рисования:
— Для того, чтобы изобразить гусей, сначала окунем в мисочку белого цвета всю ладонь и делаем отпечаток внутренней стороной ладони (пальцы плотно прижать друг к другу, большой смотрит строго вверх) на бумаге. Потом в серую. Помоем и вытрем наши ладошки. Нарисуем пальчиком каждому гусю красной краской клюв и черный глаз.
3)Реализация замысла.
Рисование. «Два веселых гуся»
Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная работа.
Воспитатель предлагает детям положить обе ладошки (без краски) на лист бумаги так, чтобы пальчики не выходили за край листа. Только потом аккуратно опустить ладошки сначала в серую краску, а потом в белую и прижать их к листу бумаги.
— Как здорово получилось. Посмотрите на, что похожи отпечатки?
Дети: На гусей.
Воспитатель: Чего не хватает у гусей?
Дети: Клюва, глаза.
Воспитатель: Правильно. Пусть наши отпечатки высохнут, а мы пока помоем ручки и поиграем.
ГУСИ… физминутка для самых маленьких
Гуси серые летели,
(махи руками)
На лужайку тихо сели.
(присесть)
Гуси крылья распрямили,
(наклон туловища вперёд, с выпрямленными за спиной руками)
Лапки в лужице помыли,
(руки на пояс, поочерёдно выставляют ножки вперёд)
Пёрышки почистили –
(«чистят» подбородком плечики)
Быть хотим мы чистыми!
(кивки головой)
Воспитатель: Посмотрите, наши отпечатки высохли. Теперь, что мы нарисуем?
Дети: Клюв, глаз.
Воспитатель: Клюв нарисуем каким цветом?
Дети: красным цветом. А глаз черным.
Дети рисуют клюв указательным пальцем, а затем глаз.
Педагог хвалит детей, аккуратно нарисовавших глаза и клювы.
4)Рефлексия.
Воспитатель: было у бабуси два гуся, а теперь сколько стало?
Дети: много.
Педагог надевает на голову платок и от имени бабуси благодарит детей за рисунки.
— Теперь у меня целая стая гусей. Спасибо вам девочки и мальчики.
5) Заключительная часть
— Какие веселые гуси получились! А почему они молчат? Как ваши гуси разговаривают – «Га-га-га!»