Программное содержание: учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка; совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы; осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет); закреплять умение подбирать цвета, рисовать кончиком кисти мелкие детали рисунка.
Обогащать словарь детей. Развивать мелкие мышцы рук. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Материал:
Половина альбомного листа с нарисованным контуром щенка (на каждого ребёнка), гуашь коричневого, красного, оранжевого, черного цвета, по 2 кисточки (жесткая, мягкая), небольшой лист бумаги (палитра) на каждого ребёнка для проверки тычка и правильности выбранного цвета, стаканы с водой, подставки для кистей, тканевые салфетки, две бумажные конуры (оранжевого и коричневого цвета) для дидактической игры «Каждой собачке – свой домик».
Демонстрационный материал:
Контур щенка на листе бумаги, мягкая игрушка – собачка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, открыток, картин с изображением собак, игры с игрушкой собаки, чтение рассказов Е. Чарушина «Про Томку», наблюдение за собакой на прогулке.
Ход занятия
Воспитатель: — Дети, я знаю, что вы у меня добрые, хорошие, любите домашних животных. Сегодня я вам кого-то в гости принесла… Отгадайте-ка загадку:
Ростом с кошку, хвост колечком,
Смело прыгает с крылечка.
Всех он лижет, непоседа,
И резвится до обеда.
А устанет только он,
Сразу тянет его в сон.
О ком эта загадка? (о щенке).
(Воспитатель достает из корзинки собачку).
— Посмотрите, какой чудесный щенок к нам в гости пришёл. Давайте его рассмотрим. Где у щенка уши? Лапки? Хвостик?
Погладим щеночка…
Воспитатель: — Что-то щенок наш грустный.
(Щенок что-то «Шепчет» на ухо воспитателю).
Воспитатель: — Ай-ай-ай! Он говорит, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Дети, нам надо щенку помочь, нарисовать друзей. Поможем? (Да).
Я вас научу, как можно нарисовать красивых щенков методом тычка. Подойдите ко мне. А ты, щеночек, посиди с нами, посмотри, как наши дети умеют красиво рисовать.
(Дети подходят к мольберту, становятся полукругом).
Воспитатель: — Мягкой кистью вы рисовать умеете, а сегодня будете учиться рисовать жёсткой кистью. Попробуйте пальчиком, какая кисточка жёсткая…
Воспитатель (показывает): — Набираю на кисточку краску и рисую тычком: сначала раскрашу мордочку, затем – туловище, лапки, хвостик. Промою кисточку в воде, осушу о салфетку и поставлю в стаканчик.
Теперь возьму мягкую кисточку, которой нарисую носик, глазки и язычок (показ).
Посмотрите, какая собачка получилась!
Скажите, какой кисточкой вы будете рисовать шёрстку щенка? (жёсткой)
А носик, глазки, язычок? (мягкой).
А теперь садитесь за столы. Сейчас мы проведём небольшую разминку. Возьмите в руки жёсткую кисточку. Начинаем:
Держим кисточку вот так: (Рука на локте. Кисточку держать выше
ее металлической части).
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо – влево, вверх и вниз (Движения кистью руки по тексту).
Побежала наша кисть.
А потом, потом, потом (Круговые движения кистью руки).
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идёт тычок. (Дети выполняют тычки на столе сухой
кистью).
Воспитатель: — Дети, подумайте, какого цвета будет шёрстка ваших щенков (уточнить, что оранжевых щенков можно назвать рыжими).
Теперь приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
Физкультминутка.
Дружные щенята весело бегут,
Голосочком звонким весело поют:
«Гав – гав – гав!»
А потом передние поднимают лапки,
Ну а лапки задние ставят все на пятки.
Кто на пяточки не смог,
Ставит лапки на носок.
А затем все парами разбежались дружно,
Взялись крепко за руки –
Покружиться нужно!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Дидактическая игра «Посадим щенка в домик».
Воспитатель: — Дети, возьмите в руки свои работы и подойдите ко мне. Перед вами домики для щенков. Нам нужно коричневых щенков посадить в коричневый домик, а оранжевых – в оранжевый домик. (Дети кладут своих щенков к домикам соответствующего цвета).
Воспитатель (обращается к игрушке – щенку): — Посмотри, щенок, как наши дети справились с заданием! Они старались, работали аккуратно. Какие у них получились замечательные собачки: пушистые, весёлые! Теперь у тебя много – много друзей!
(Собачка что-то шепчет на ухо воспитателю).
Воспитатель: — Дети, щенок вам говорит «большое спасибо!»