Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 13»
Города Ржева Тверской области.
Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме:
« Особенности древнегреческой керамики».
Подготовила:
Еремеева Елена Владимировна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Особенности Древнегреческой керамики.
Данный урок проводится в 5 классе в III четверти параллельной с изучением раздела «Древняя Греция» на уроках истории.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в Древней Греции.
2.Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.
3.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
4.Формировать навыки работы с художественным материалом (гуашь).
5.Развивать творческую активность.
Оборудование и материалы:
1.Плакаты – таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз ,древнегреческого орнамента и сюжетов.
2.Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных сосудов.
3.Художественные материалы.
4.Силуэтные заготовки древнегреческих ваз.
Ход урока.
Звучит мелодия «Сиртаки».
Учитель: Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
( с детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы
А посмотрите теперь каково
Было гончарное их мастерство!
— Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров, прикоснемся к тайнам греческих мастеров.
— Назовите самый известный греческий город.(ответы детей)
— Конечно же, это Афины. Чем они знамениты? (ответы детей)
— Сегодня нас интересует один из районов города — Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали искусные гончары, произошло слово «керамика». Что оно означает? (ответы детей)
-Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само
гончарное искусство.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.
Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда.
Изящные гидрии – кувшин для ношения воды с горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, третьей вертикальной, чтобы
снимать с головы.
Объемистые кратеры с широким горлом — для вина смешанного с водой, обычного напитка греков.
Плоские с ножкой и двумя ручками, килики – чаши для питья.
Высокие, удлиненные лекифы – для душистого масла ,и еще многие другие.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размер, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину — сюжетную роспись.
Орнаментом украшали ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые — пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным — давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр.
Любили греки изображать волну (рис.8), бутон лотоса (рис.9).
Главная часть сосуд, его тулово, занимает картина, сюжетная роспись ,на которой изображались мифологические сцены .По ним мы можем составить представление о том ,как выглядели древние греки ,об их одежде ,обычаях. В росписях прославляли то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
Физкультминутка.( упражнения для снятия утомления с мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания)
— Покровительницей гончарного дела была богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.
Ученик: Внемли молитвам Афина
Десницею печь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу
Горшки и бутылки, и миски.
Чтоб обожглись хорошенько
И прибыли дали довольно.
Учитель: В мастерской ремесленника изготавливались вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара. Посмотрите, по форме они похожи, а чем отличаются друг от друга? (ответы детей)
— У этой вазы фон оранжево-красны, а фигуры черные. Этот стиль называют чернофигурным. В основе рисунка силуэт .На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывали по лаковой поверхности .Тело женских фигур окрашивали в белый цвет.
— Позже, чернофигурную роспись заменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями ,это позволяет прорабатывать мускулатуру ,передавать тонкие складки одежды ,волнистые локоны .Голову человека изображали в профиль.
— А теперь представьте себя в роли древнегреческих художников. Таблица с видами орнамента на доске .Варианты сюжетной росписи тоже .Вы можете изобразить сцену из любого мифа или нарисовать бога ,богиню с их отличительными символами.
Изображая людей, передавая движение ,пользуйтесь привычной для вас последовательностью .Сразу кистью, соблюдая пропорции, рисуем как бы скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем и одевая .На последнем этапе прорисовываем тонкими линиями детали, складки одежды, мускулатуру, волосы и т.д.
(В течение 25 минут дети выполняют творческое задание и рассказывают о своей работе по желанию.)
Рефлексия :
— Что больше всего понравилось на уроке, запомнилось?
— Чему вы научились на уроке?
Литература
1.Герои Древнего мира (Пересказ К. Сторр; перевод с англ.) – М.,1993
2.Герои Эллады: Из мифов Древней Греции (Пересказ В. Смирновой) – М.,1988
3.Конышева И. Наш рукотворный мир: Учебник по трудовому воспитанию. – М.,2001
4.Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.,1980
5.Уколова В. ,Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. – М.,2001