Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида N61 «Аленушка»
Конспект урока ИЗО
«Волшебные цветы и ягоды»
подготовила воспитатель
Коновалова Лилия Атласовна
г. Набережные Челны
2012г.
Цель: Продолжать развивать декоративное творчество детей, закреплять умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
Учить составлять узор из различных элементов хохломской росписи (ветка, ягоды, листья, завитки, «травка», кайма),
Сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи,
Использовать приемы рисования всей кистью, концом кисти, тычком, примакивания,
Развивать у детей творческое воображение, фантазию.
Материалы к занятию:
Демонстрационные: предметы, украшенные хохломской росписью,
Раздаточные: шаблоны в форме посуды (тарелки, ковши, чашки), краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Методические приемы:
Работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа, художественное слово, вопросы, анализ.
Ход занятия:
Воспитатель:
— Ребята, сегодня мы с вами на выставке изделий народных мастеров. Посмотрите, сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами. Они радуют нас своей красотой. Назовите, что это за изделия?
Ответ: это посуда – тарелки, кувшины, подносы, чашки.
— А почему эти красивые предметы называют хохломскими?
Ответ: Потому что такая посуда была изготовлена в селе Хохлома.
— А почему эти изделия назвали «золотой хохломой», ведь они сделаны из дерева, а не из золота?
Ответ: У одних изделий золотой фон, а у других – золотые листья, цветы, ягоды.
— Правильно, дети. Послушайте очень красивую легенду:
«Говорят, что давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-Птица. Он и ее угостил. Жар-Птица задела золотым крылом чашу с кашей, и чаша стала золотой».
Давайте рассмотрим и выделим элементы хохломского узора:
Ответ: разные ягоды, листья, цветы, завитки, «травка».
— А какими ягодами любят украшать изделия художники Хохломы?
Ответ: На посуде можно увидеть изображения кистей смородины, гроздья рябины, ягоды земляники, малины.
— Послушайте стихотворение:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
сладким цветом налилась.
(Л.Кузьмина)
Назовите цветосочетания хохломской росписи.
Ответ: три главных цвета – красный, черный, золотой и дополнительно – зеленый и желтый.
— А теперь, ребята, представьте, что вы – мастера хохломской росписи.
И получили заказ для выставки расписать изделия. Выберите по своему желанию определенную форму посуды и придумайте красивый узор для ее украшения.
Но сначала нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз-два-три, выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок прилетал, стебелечки качал,
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись,
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай!
Практическая часть (дети выполняют задание).
— А теперь принесите свои рисунки на выставку и расскажите о них.
Молодцы, ребята, вы все постарались и ваши работы будут долго нас радовать своей красотой.
Список использованной литературы:
А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей, — Москва; «Баласс», 2001.
Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», — Москва; «Владос», 2003.