Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Кочевского района Пермского края
Конспект урока изобразительного искусства
«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир».
Подготовила
учитель начальных классов
Ратегова Зинаида Алексеевна
с. Кочево
2014
Цель:
Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.
Задачи:
Научить изображать образ избы.
Учить правильно, располагать объекты в пространстве.
Обогатить словарный и понятийный запас детей.
Воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
Оборудование:
для учителя: презентация ««Русские избы».
для учащихся: акварельные краски, альбомы.
Музыкальный ряд: записи русских народных песен, инструментальных мелодий.
Ход урока:
I. Организационная часть:
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний:
Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.
Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали ее.
В старину деревни имели определённый строй, и несли опыт вековых традиций.
Всем ли понятно слово “гармония”?
Гармония ( от греч. — связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.
В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.
III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»
Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?
Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.
Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества.
Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ((от слов «истьба», «истопа» — теплое место).
Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж — подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.
Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы?
2. Работа с учебником. Характеристика совместно с учащимися обязательных элементов избы: сруб, двускатная крыша, лобовая доска, причелины, наличники на окнах, полотенце.
Физкультминутка.
IV. Практическая часть
Задание: Работа над образом традиционного русского дома – избы.
Показ приёмов работы (на доске) акварельными красками, широкие горизонтальные мазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.
Самостоятельная работа учащихся сопровождается музыкальным рядом.
V. Итог. Выставка работ. Оценка.
Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:
1. Что вам хотелось показать в своей работе?
2. Что означает слово гармония?
3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?
5. Что означает слово сруб?
Список использованной литературы
1. Изобразительное искусство, 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2010. – 251 с.
2. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л.А. Неменская под редакцией Б.М. Неменского – 3-е изд.- – М.: Просвещение.2013. – 159 с.