Конспект урока
изобразительного искусства в 6 классе
«Творчество И.Е.Репина»
Цель: расширить кругозор учащихся
Задачи: 1. познакомиться с творчеством художника, его краткой биографией, выяснить, что повлияло на становление личности, выбор жанра и тем работы, расширить кругозор детей, учить понимать замысел автора картины;
2. воспитывать через картины Репина гражданскую позицию, уважение к людям любого труда, умение сочувствовать, сопереживать;
3. развивать воображение, художественный вкус.
Ход урока
Организационный момент.
2. Сообщение темы.
На доске эпиграф урока:
«И при гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения».
— Эти слова принадлежат великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину, обладателю гениального таланта и трудоспособности.
3. Беседа и просмотр презентации.
Слайд 1
— Родился И.Е.Репин ещё при крепостном праве – 24 июля 1844 года. Отец его был билетный солдат, т.е. крестьянин, который вытянул несчастливый билет в рекрутчину.
Слайд 2
В детстве Репин наблюдал и чужих людей на семейном постоялом дворе, и тяжёлую работу отца, и вольных лошадей, жизнь природы. Он впитывал все чёрточки окружающего мира: цветение садов, пение соловьёв, радостное кваканье лягушек, любовался на звёзды.
Мать Репина звали Татьяной Степановной, она знала грамоту, что в те времена было редкостью, слыла умной женщиной, при своём доме завела школу для крестьянских ребятишек, учила их читать и писать. Репин любил свою матушку преданно. Она первой поняла призвание своего сына.
Впервые краски Илья Ефимович увидел в руках у своего двоюродного брата и так в них влюбился, что брат подарил их Илюньке. Мальчик рисовал целыми днями, позабыв про всё на свете.
Когда отец возвращался домой, он рассказывал о том, что видел, каких людей встречал. Илюнька слушал и не пропускал ни единого слова, ни единой подробности.
Мечта стать художником запала в сердце мальчика. В 12 лет он скопировал на железе икону Александра Невского и стал самостоятельным мастером-иконописцем. Иногда приезжали подрядчики и звали его работать в их храмах.
Слайд 3
Однажды подросток Илья Репин дал согласие одному из подрядчиков, который обещал работу на всю зиму, а платить должен был по 25 рублей в месяц. Это были большие деньги, на них и собрался Репин ехать в Петербург – учиться на художника.
Слайд 4
В ноябре 1863 года Репин приехал в Петербург и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников. И радость! В первом же конкурсе рисовальной школы он получил первый номер!
Судьба подарила Репину дружбу с Иваном Крамским. Он был для юноши кумиром. (При просмотре слайда учитель нажимает на слово «передвижников, компьютер отсылает к документу «Передвижники». Один из учеников читает статью. После прочтения документ закрывается, дети возвращаются к просмотру слайдов.)
…Вскоре Репин поступил в Академию художеств. «За долгие года мечтаний, стремлений и отчаяния я, наконец, попал в желанную среду и мог учиться обожаемым предметам…» (Из воспоминаний Репина).
Слайд 5
Заканчивая Академию, будущий художник принял участие в обязательной программе на большую золотую медаль. Предлагалась тема: воскрешение Христом дочери Иаира.
Звучит сообщение, заранее подготовленное одним из учеников. Текст сообщения можно найти, нажав на название картины.
Слайд 6
— В картинах И.Е.Репина отразились разные стороны жизни тогдашней России, проявилось мастерство Репина-реалиста, тонкого психолога и наблюдателя, его умение с глубоким чувством передать драматизм ситуации.
Звучит второе сообщение о картине «Бурлаки на Волге». Текст сообщения скрывается под названием картины.
Слайд 7
— В «Бурлаках на Волге» Репин не только заставляет нас почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой
артели. Он раскрывает характер каждого бурлака, ту духовную силу, которая поддерживает этих изможденных людей.
Слайд 8
— К картине было сделано множество эскизов. (Учитель нажимает на слово «эскизы». Компьютер отсылает в Словарь. Один из учащихся читает определение слова «эскиз». После прочтения документ закрывается).
Слайд 9
— … и этюдов. (Так же нажатием на слово отправляемся в словарь. Документ закрывается).
Слайды 10, 11
— Энциклопедией жизни тогдашнего общества называли
современники одно из лучших полотен Репина — «Крестный ход в Курской губернии». (Учитель нажимает на название картины. Один из учащихся читает отрывок из статьи энциклопедии. Эту статью также можно подготовить в виде сообщения).
Слайды 12, 13, 14
Сообщение ученика «Тема революции». (Текст сообщения скрыт под названием картины «Арест пропагандиста» в 12 слайде).
Слайд 15
Интересны исторические картины Репина. Незабываемое впечатление производит страшное, обезображенное ужасом лицо царя Ивана в картине
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В тот день от удара отца царевич погиб.
Сообщение ученика по картине. (Текст сообщения скрыт под её названием).
Слайды 16, 17, 18
— Совсем другая по характеру картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это большое полотно, над которым Репин работал более 12 лет, — гимн смелым, сильным, свободным людям, оно дышит жизнеутверждающим весельем и юмором. Все персонажи в картине — красочные, колоритные фигуры, у каждого свой характер, своя манера держаться. Попробуйте по внешности и мимике определить характер героев картины.
Слайды 19, 20, 21
— Последняя крупная работа художника — великолепный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного Совета». Для этой картины Репин сделал с натуры несколько десятков этюдов с царских чиновников, членов Государственного Совета. Каждый этюд, написанный за 2—3 сеанса, может считаться законченным портретом, так он выразителен и впечатляющ.
Слайд 22
— Репин был великим мастером портрета. Кроме портретных этюдов, связанных с большими полотнами, он написал целый ряд портретов выдающихся людей своего времени. Все привлекало художника в его модели — выразительность лица, позы, темперамент, одежда… Каждый портрет отличается жизненной полнотой и многогранностью характеристики.
Слайды 23, 24, 25
Просмотр слайдов. Дети читают фамилии под портретами. Учитель поясняет, кто эти люди. Если есть необходимость, можно нажать на фамилию и получить краткую справку.
Слайд 26
— Талант И.Е.Репина проявился не только в живописи, но и в скульптуре.
Слайды 27, 28, 29
— И.Е.Репин воспитал множество талантливых учеников. Но самыми главными его учениками были его дети: дочери Вера и Надя, сын Юра. Его жена В.А.Репина тоже была художницей.
Слайды 30
С начала ХХ века Репин практически отходит от преподавания
в своей Мастерской в Академии художеств, переселяется в небольшой посёлок, модный среди интеллигенции курорт Куокалла, где собирались знаменитые художники, поэты, литераторы, актёры начала века.
Не имея возможности вернуться после отделения Финляндии в советскую Россию, Репин безвыездно живёт в доме на берегу Балтийского моря до своей кончины в 1930 году.
Слайд 31
После советско-финской войны в 1939 году Куокалла стала советской территорией, была переименована в посёлок Репино, где в 40-е годы был организован музей имени И.Е.Репина.
Слайд 32
Много времени прошло с тех пор, когда были написаны произведения И. Е. Репина. Но каждый раз, проходя по залам музеев, мы вновь и вновь
задумываемся над судьбами героев его картин, восхищаемся совершенством
репинской живописи.
Картины И.Е.Репина хранятся во многих музеях нашей страны, среди них Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. А также в Национальной галерее в Праге, В Национальном художественном музее в Стокгольме и др.
Дочь основателя Третьяковской галереи П.М.Третьякова, А.П.Боткина-Третьякова вспоминала:
«В глазах моего отца, Павла Михайловича Третьякова, он был самым большим русским художником».
4. Закрепление и проверка полученных знаний.
Желающим предлагается написать отзыв о творчестве или одной картине художника. (Это задание может быть предложено на дом). Более сильным ученикам предлагается решить тест, слабым – кроссворд. (Самостоятельная работа на компьютере).
5. Подведение итогов урока.
— В каком жанре работал И.Е.Репин?
— Как вы считаете, что повлияло на творчество художника?
— Почему его назвали «самым большим русским художником»?
— Какие его картины на вас произвели большее впечатление? Чем?