Конспект урока на тему «Развитие речи. Сочинение. Зимняя сказка»

Синикова Екатерина Николаевна – учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории, Русинова Татьяна Михайловна – учитель начальных классов первой квалификационной категорииC:UsersУчительDesktopурок 22.01.2015P7310206.JPG

КГУ «Средняя школа №5» г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область



Конспект бинарного урока литературного чтения и ИЗО

в рамках городского семинара

«Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения в условиях модернизации казахстанского образования»


Тема. Развитие речи. Сочинение. Зимняя сказка.

Цель: развитие личности ребенка при составлении текста сказки, опираясь на художественные тексты, виды изо искусства, музыки, личные наблюдения.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с построением литературного произведения – экспозицией, завязкой, развитием действий, кульминацией, развязкой. Закреплять знания детей о сказке, как о жанре, уметь различать виды и жанры изо искусства, знать другие искусства.

  2. Развивать речь, логическое мышление, навыки выразительного чтения и оформления работ, внимание к образным средствам языка и изобразительного искусства, воображение, творчество.

  3. Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: отрывки из литературных произведений о зиме, репродукции картин художников, аудио записи музыкальных произведений, бумажные снежинки для сюрпризного момента, выставка детских работ с уроков ИЗО, фломастеры, клей, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага.

  1. Организационный момент.

Учитель литературы

Звучит песенка «Зимняя сказка» (2 куплет)

— Говорят, если день начать с улыбки, то он пройдет хорошо. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего рабочего настроения.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить работу в группе. Ответ на ваш вопрос будет буквой в слове темы нашего урока.

Повтори правила работы в паре, в группе (карточка).

Выполни задание в паре.

Пары 1 группы. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

Карточка 1.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

« О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными. (Айболит. Чуковский.)


Пары 2 группа. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. 

( Снегурочка. Русская народная сказка)


Пары 3 группы. В каком произведении и какой персонаж поет эту песенку Назови автора.

Я по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!

(Колобок.Русская народная сказка.)


Пары 4 группы. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась к ней волшебной палочкой, и тыква мигом превратилась в золочёную карету. Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня .И вот вместо шести мышей появилась превосходная упряжка из шести лошадей мышиной масти в яблоко.

Найди пары с таким же заданием и организуйте группу. Проверьте друг друга и выберите правильный ответ.

Узнай тему урока. Первая буква имени персонажа является частью слова темы урока.

Открываем слово СКАЗКА

Учитель ИЗО

— А как вы думаете, какая это будет сказка? Зимняя.

— Давайте посмотрим, в нашем слове все буквы выполнены по-разному. Какие материалы использованы для их изображения? Карандаши, краски, бумага, пластилин, соленое тесто, паетки и др.

А какие виды искусства здесь представлены? Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ.

— А есть ли эти виды искусства в ваших работах?

— Встаньте, кто работал в живописи…, в графике…, в скульптуре…, в архитектуре…,в ДПИ….. Дети по очереди встают.

— Картины каких художников помогли вам создать свои работы? Репродукции картин этих художников вы видели на прошлых уроках. Они помогли нам создать свои образы о ЗИМЕ. Васнецов, Юоон, Муха, Пластов Суриков и др….

— Вам понравились выполнять такие работы? Сегодня вы сможете применить на уроке все навыки по оформлению работ в ИЗО искусстве.

Учитель литературы

Назови сказочных героев зимних сказок на отгаданную букву: А, С, К, З.

И сегодня на уроке каждый сам попробует придумать свою сказку.

-Вспомним, что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

-Чем отличается сказка от других литературных произведений?

— Назови композицию (структуру) сказки.

Изучая тему круговорот воды в природе по познанию мира, мы коллективно составили сказку «Путешествие капельки». В классе есть дети, которые написали сценарий и поставили спектакль. Посмотрим?

Вы знаете, сказку мы составили во вторник, у детей было мало времени на подготовку, будем доброжелательными зрителями.

СКАЗКА-СПЕКТАКЛЬ

(Где-то далеко-далеко в море плескаются, резвятся Капельки, играют в волнах моря)

— Ой как холодно.

— Я замерзла.

— Поднимимся на поверхность, ближе к солнышку и погреемся.

(Выходит Солнце и направляет свои лучи к Капелькам. Капельки тянуться к Солнцу, превращаются в пар. Солнце поднимает их в несет вверх в облака)

(Появляется Мороз)

-Кто Вы?

-Я –Волшебник-Мороз. Я Мороз-Красный нос. Наряжаю все в ярко-белый цвет. А хотите я превращу вас в настоящих красавиц.

Капельки:

-Как интересно.

-Как загадочно.

-Мы согласны.

Мороз:

-Эх, вы, легкие паринки, превратитесь вы в снежинки, украшайте лес зимы, ныряжайте землю вы.

(Капельки становятся снежинками. Кружаться, порхают, танцуют.)

Ветер:

-Летите на землю. Там вас все увидят. Будут радоваться вам. Играть с вами. Любоваться вами.

(Снежинки опустились на землю)

Автор:

А на следующее утро ярко засветило зимнее морозное солнце. Пришли люди. Увидели порхающие в воздухе снежинки, стали рассматривать их, говорить им красивые слова.

Снежинки старались понравиться.



У вас на партах в группах лежит текст составленной нами сказки. У каждой группы задание:

Найди в сказке экспозицию
Найди в сказке завязку

Найдите развитее действий

Найдите кульминацию

Сказка.

Путешествие Капельки в природе.

Эта звёздочка резная  на пальто и на платке! 
Вся сквозная вырезная, а возьмёшь вода в руке!

Я жила в море маленькой капелькой. 
Нам маленьким капелькам становилось всё холоднее, но всё равно нам было весело в море и, чтобы не замёрзнуть, мы играли в волнах, плескались.

Но вот однажды солнышко протянуло к нам свои лучики. Оно, наверное, хотело нас погреть. Солнышко подхватило меня и понесло вверх. Я оказалась в облаках, которые плыли по лазурному небу. 

Вдруг я увидела, что к нам кто-то приближается. 
Я спросила: — «Кто Вы?»
И в ответ услышала: — «Я – Волшебник – Мороз. Я украшаю природу, наряжаю деревья, поля и леса в белый праздничный наряд Хотите, я и вас превращу в настоящих красавиц? Вами будут все любоваться!»
Это было так интересно и загадочно. И мы – капельки согласились. 

Тряхнул Мороз своей бородой, взмахнул своими руками, произнёс какие-то волшебные слова. И мы увидели, что превратились в белые лёгкие пушистые снежинки. Нам было так интересно, весело! Мы кружились, летали, порхали, танцевали. На нас дул ветер, отчего нам становилось ещё веселее. 
А Мороз нам шептал:- Летите на землю! Там вас все увидят, и будут радоваться вам, играть с вами и любоваться.

И мы прилетели к вам на землю и очень рады этому. 
Мы увидели, как радовались взрослые и дети, увидев в воздухе порхающие, кружащиеся снежинки. А на следующее утро ярко засветило зимнее морозное солнышко. Мы видели, как пришли ребята на экскурсию, ловили снежинки и рассматривали нас. Ребята говорили много красивых слов о снежинках. А мы очень старались понравиться. 

А какую часть мы не назвали? – (развязка)

Найдите и прочитайте развязку. (Чтение.)

Мы с вами назвали структурные компоненты любого литературного произведения. Чем отличается структура сказки? – Есть зачин, концовка. Какой зачин мы придумали к нашей сказке? А какую концовку вы придумали? Какие ещё в сказке бывают зачины? А концовки?

Что использует писатель, для того чтобы читатель мог образно представить все, что происходит в сказке?

У вас на столе лежит оценочный лист, он же является памяткой для составления своей сказки.

Теперь каждый сам попробует придумать сказку на зимнюю тему. И не просто придумать, а построить её по всем правилам построения литературного произведения , т.е. сконструировать.

А что значит сконструировать? – (из разных частей собрать целое.)


НАПИСАНИЕ СКАЗКИ. 7 минут

По оценочному листу выберите лучшую работу в вашей группе. 5 минуты.


Учитель ИЗО

— А теперь эту выбранную работу оформите, используя свои умения и материалы, которые есть у вас на парте. 3 минуты.


Учитель литературы


— А теперь подумайте, как вы эту работу представите. Какая группа готова?

Одна группа представляет свою сказку, а все остальные слушают и оценивают.

СЛУШАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ,

Какая группа готова оценить работу ребят?

У вас на столах лежат снежинки, каждая группа может подарить только одну снежинку, и объяснить за что.

Дети вручают снежинки.


— У нас есть большие снежинки, ею вы можете выразить свою зрительскую симпатию. Работа какой группы и сказка какой группы вам понравилась больше всего, той группе подари снежинку зрительских симпатий.

Поднимите снежинки и мы увидим какая группа сегодня на уроке работала лучше всех.


— Вы оценивали работу ребят, а теперь оцени свою работу. Отметь, что ты знаешь и что умеешь.

Сделай вывод: у вас на партах есть стикер. Напиши на нем своё имя и размести его на лестнице успеха.

.

Сказка делает нашу жизнь очень красивой, чистой, волшебной, помогает верить в лучшее, мечтать, совершать добрые поступки. Ведь сказка-ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!


Учитель ИЗО

Сказка помогает увидеть прекрасное в самом обычном и совершать в своей жизни и в жизни родных – чудеса. Пусть в вашей жизни будет побольше сказочных дней.


Спасибо всем за урок. Нам было работать с вами приятно. А вам?

ПРИЛОЖЕНИЕ


Карточка №1

Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора. И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

« О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными.


Карточка №2

Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. 


Карточка №3

В каком произведении и какой персонаж поет эту песенку Назови автора.

Я по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!


Карточка №4

Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась к ней волшебной палочкой, и тыква мигом превратилась в золочёную карету. Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня .И вот вместо шести мышей появилась превосходная упряжка из шести лошадей мышиной масти в яблоко.




C:UsersУчительDesktopурок 22.01.2015P7310201.JPGD:100D5100DSC_0030.JPGC:UsersУчительDesktopурок 22.01.2015P7310199.JPG D:100D5100DSC_0043.JPG

C:UsersУчительDesktopурок 22.01.2015P7300191.JPG

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Рельеф Северной Америки"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: