Синикова Екатерина Николаевна – учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории, Русинова Татьяна Михайловна – учитель начальных классов первой квалификационной категории
КГУ «Средняя школа №5» г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область
Конспект бинарного урока литературного чтения и ИЗО
в рамках городского семинара
«Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения в условиях модернизации казахстанского образования»
Тема. Развитие речи. Сочинение. Зимняя сказка.
Цель: развитие личности ребенка при составлении текста сказки, опираясь на художественные тексты, виды изо искусства, музыки, личные наблюдения.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с построением литературного произведения – экспозицией, завязкой, развитием действий, кульминацией, развязкой. Закреплять знания детей о сказке, как о жанре, уметь различать виды и жанры изо искусства, знать другие искусства.
Развивать речь, логическое мышление, навыки выразительного чтения и оформления работ, внимание к образным средствам языка и изобразительного искусства, воображение, творчество.
Воспитание чувства прекрасного.
Оборудование: отрывки из литературных произведений о зиме, репродукции картин художников, аудио записи музыкальных произведений, бумажные снежинки для сюрпризного момента, выставка детских работ с уроков ИЗО, фломастеры, клей, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага.
Организационный момент.
Учитель литературы
Звучит песенка «Зимняя сказка» (2 куплет)
— Говорят, если день начать с улыбки, то он пройдет хорошо. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего рабочего настроения.
Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить работу в группе. Ответ на ваш вопрос будет буквой в слове темы нашего урока.
Повтори правила работы в паре, в группе (карточка).
Выполни задание в паре.
Пары 1 группы. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.
Карточка 1.
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
« О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными. (Айболит. Чуковский.)
Пары 2 группа. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.
Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются.
( Снегурочка. Русская народная сказка)
Пары 3 группы. В каком произведении и какой персонаж поет эту песенку Назови автора.
Я по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!
(Колобок.Русская народная сказка.)
Пары 4 группы. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.
Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась к ней волшебной палочкой, и тыква мигом превратилась в золочёную карету. Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня .И вот вместо шести мышей появилась превосходная упряжка из шести лошадей мышиной масти в яблоко.
Найди пары с таким же заданием и организуйте группу. Проверьте друг друга и выберите правильный ответ.
Узнай тему урока. Первая буква имени персонажа является частью слова темы урока.
Открываем слово СКАЗКА
Учитель ИЗО
— А как вы думаете, какая это будет сказка? Зимняя.
— Давайте посмотрим, в нашем слове все буквы выполнены по-разному. Какие материалы использованы для их изображения? Карандаши, краски, бумага, пластилин, соленое тесто, паетки и др.
— А какие виды искусства здесь представлены? Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ.
— А есть ли эти виды искусства в ваших работах?
— Встаньте, кто работал в живописи…, в графике…, в скульптуре…, в архитектуре…,в ДПИ….. Дети по очереди встают.
— Картины каких художников помогли вам создать свои работы? Репродукции картин этих художников вы видели на прошлых уроках. Они помогли нам создать свои образы о ЗИМЕ. Васнецов, Юоон, Муха, Пластов Суриков и др….
— Вам понравились выполнять такие работы? Сегодня вы сможете применить на уроке все навыки по оформлению работ в ИЗО искусстве.
Учитель литературы
Назови сказочных героев зимних сказок на отгаданную букву: А, С, К, З.
И сегодня на уроке каждый сам попробует придумать свою сказку.
-Вспомним, что такое сказка?
-Какие бывают сказки?
-Чем отличается сказка от других литературных произведений?
— Назови композицию (структуру) сказки.
Изучая тему круговорот воды в природе по познанию мира, мы коллективно составили сказку «Путешествие капельки». В классе есть дети, которые написали сценарий и поставили спектакль. Посмотрим?
Вы знаете, сказку мы составили во вторник, у детей было мало времени на подготовку, будем доброжелательными зрителями.
СКАЗКА-СПЕКТАКЛЬ
(Где-то далеко-далеко в море плескаются, резвятся Капельки, играют в волнах моря)
— Ой как холодно.
— Я замерзла.
— Поднимимся на поверхность, ближе к солнышку и погреемся.
(Выходит Солнце и направляет свои лучи к Капелькам. Капельки тянуться к Солнцу, превращаются в пар. Солнце поднимает их в несет вверх в облака)
(Появляется Мороз)
-Кто Вы?
-Я –Волшебник-Мороз. Я Мороз-Красный нос. Наряжаю все в ярко-белый цвет. А хотите я превращу вас в настоящих красавиц.
Капельки:
-Как интересно.
-Как загадочно.
-Мы согласны.
Мороз:
-Эх, вы, легкие паринки, превратитесь вы в снежинки, украшайте лес зимы, ныряжайте землю вы.
(Капельки становятся снежинками. Кружаться, порхают, танцуют.)
Ветер:
-Летите на землю. Там вас все увидят. Будут радоваться вам. Играть с вами. Любоваться вами.
(Снежинки опустились на землю)
Автор:
А на следующее утро ярко засветило зимнее морозное солнце. Пришли люди. Увидели порхающие в воздухе снежинки, стали рассматривать их, говорить им красивые слова.
Снежинки старались понравиться.
У вас на партах в группах лежит текст составленной нами сказки. У каждой группы задание:
Найди в сказке экспозицию
Найди в сказке завязку
Найдите развитее действий
Найдите кульминацию
Сказка.
Путешествие Капельки в природе.
Эта звёздочка резная на пальто и на платке!
Вся сквозная вырезная, а возьмёшь вода в руке!
Я жила в море маленькой капелькой.
Нам маленьким капелькам становилось всё холоднее, но всё равно нам было весело в море и, чтобы не замёрзнуть, мы играли в волнах, плескались.
Но вот однажды солнышко протянуло к нам свои лучики. Оно, наверное, хотело нас погреть. Солнышко подхватило меня и понесло вверх. Я оказалась в облаках, которые плыли по лазурному небу.
Вдруг я увидела, что к нам кто-то приближается.
Я спросила: — «Кто Вы?»
И в ответ услышала: — «Я – Волшебник – Мороз. Я украшаю природу, наряжаю деревья, поля и леса в белый праздничный наряд Хотите, я и вас превращу в настоящих красавиц? Вами будут все любоваться!»
Это было так интересно и загадочно. И мы – капельки согласились.
Тряхнул Мороз своей бородой, взмахнул своими руками, произнёс какие-то волшебные слова. И мы увидели, что превратились в белые лёгкие пушистые снежинки. Нам было так интересно, весело! Мы кружились, летали, порхали, танцевали. На нас дул ветер, отчего нам становилось ещё веселее.
А Мороз нам шептал:- Летите на землю! Там вас все увидят, и будут радоваться вам, играть с вами и любоваться.
И мы прилетели к вам на землю и очень рады этому.
Мы увидели, как радовались взрослые и дети, увидев в воздухе порхающие, кружащиеся снежинки. А на следующее утро ярко засветило зимнее морозное солнышко. Мы видели, как пришли ребята на экскурсию, ловили снежинки и рассматривали нас. Ребята говорили много красивых слов о снежинках. А мы очень старались понравиться.
А какую часть мы не назвали? – (развязка)
Найдите и прочитайте развязку. (Чтение.)
Мы с вами назвали структурные компоненты любого литературного произведения. Чем отличается структура сказки? – Есть зачин, концовка. Какой зачин мы придумали к нашей сказке? А какую концовку вы придумали? Какие ещё в сказке бывают зачины? А концовки?
Что использует писатель, для того чтобы читатель мог образно представить все, что происходит в сказке?
У вас на столе лежит оценочный лист, он же является памяткой для составления своей сказки.
Теперь каждый сам попробует придумать сказку на зимнюю тему. И не просто придумать, а построить её по всем правилам построения литературного произведения , т.е. сконструировать.
А что значит сконструировать? – (из разных частей собрать целое.)
НАПИСАНИЕ СКАЗКИ. 7 минут
По оценочному листу выберите лучшую работу в вашей группе. 5 минуты.
Учитель ИЗО
— А теперь эту выбранную работу оформите, используя свои умения и материалы, которые есть у вас на парте. 3 минуты.
Учитель литературы
— А теперь подумайте, как вы эту работу представите. Какая группа готова?
Одна группа представляет свою сказку, а все остальные слушают и оценивают.
СЛУШАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ,
Какая группа готова оценить работу ребят?
У вас на столах лежат снежинки, каждая группа может подарить только одну снежинку, и объяснить за что.
Дети вручают снежинки.
— У нас есть большие снежинки, ею вы можете выразить свою зрительскую симпатию. Работа какой группы и сказка какой группы вам понравилась больше всего, той группе подари снежинку зрительских симпатий.
Поднимите снежинки и мы увидим какая группа сегодня на уроке работала лучше всех.
— Вы оценивали работу ребят, а теперь оцени свою работу. Отметь, что ты знаешь и что умеешь.
Сделай вывод: у вас на партах есть стикер. Напиши на нем своё имя и размести его на лестнице успеха.
….
Сказка делает нашу жизнь очень красивой, чистой, волшебной, помогает верить в лучшее, мечтать, совершать добрые поступки. Ведь сказка-ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!
Учитель ИЗО
Сказка помогает увидеть прекрасное в самом обычном и совершать в своей жизни и в жизни родных – чудеса. Пусть в вашей жизни будет побольше сказочных дней.
Спасибо всем за урок. Нам было работать с вами приятно. А вам?
Карточка №1
Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора. И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
« О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными.
Карточка №2
Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются.
Карточка №3
В каком произведении и какой персонаж поет эту песенку Назови автора.
Я по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!
Карточка №4
Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.
Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась к ней волшебной палочкой, и тыква мигом превратилась в золочёную карету. Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня .И вот вместо шести мышей появилась превосходная упряжка из шести лошадей мышиной масти в яблоко.