«Синее море»
«Рисование в нетрадиционных техниках»
в старшей группе
подготовил и провел
воспитатель МБДОУ № 16:
Ворушило Наталия Сергеевна
Цель: развивать у детей познавательный интерес, творческие способности.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира; совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционных техниках: рисования ладошкой, пальцем, тычком. Обогащать творческий опыт путем совмещения нескольких средств изображения моря и его обитателей.
Развивающие: Развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог,морской конек); развивать воображение, желание создать композиции, дополнить ее деталями.
Воспитательные: Воспитывать целеустремленность; осуществлять эстетическое воспитание;
самостоятельность, воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Интеграция образовательных областей: «Художественное — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-музыкальная, продуктивная, игровая.
Материалы и оборудование:
ватман,
трафареты морских обитателей,
фото с изображением обитателей подводного мира,
декорации морского дна,
магнитофон, звукозапись «шум моря»;
гуашь синяя, зеленая, красная, желтая;
губки в поддонах на каждого ребенка,
тычки,
влажные салфетки,
зубные щетки,
зеркала,
емкости с водой,
мультемидийная презентация.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о море и его обитателях с последующим обсуждением;
Чтение И. Токмаковой «Голубая страна», «Где спит рыбка»;
Лепка «Рыбки плавают в воде»;
Рисование «Осьминожки из ладошки»;
Дидактические игры: «Как их назвать? » (морские обитатели, «Парные картинки», «Театр теней»;
Подвижные игры: «Море волнуется — раз! », «Рыбаки и рыбки».
Ход:
1. Организационный момент.
Предлагаю детям встать в круг.
Воспитатель: Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький росток,
Здравствуй, милый мой дружок!
И можем «Здравствуйте» сказать! Исәмәсез!
Дети: Здравствуйте! Исәмәсез!
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю, которая произошла с нашим знакомым мышонком. Послушайте ее:
«Однажды утром мышонок, проснулся от шума дождя и выглянул в окно. Радуги на небе не было и он сильно растроился. Так как привык просыпаться, и видеть ее в своем окне. И вдруг он услышал голос
— Ты меня не видишь, потому что сегодня нет солнца. Но ты и сам можешь сделать радугу, даже дома. Возьми небольшое зеркало, опусти его в воду, наклони и направь на него свет. Отразившийся луч покажет на стене или на белом потолке, маленькую, но настоящую радугу».
Воспитатель: Ребята, а вы хотите создать сами радугу? (да).
Тогда пройдем в нашу мини – лабороторию и все вмести проведем опыт (Провожу опыт).
Появляется радуга на мольберте.
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу радугу. Сколько цветов в радуге? (семь: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җидә). Назовите их (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
А сейчас послушайте продолжение истории.
(Звучит аудиозапись «Шум моря») *
— «Что же это за шум? » — подумал мышонок.
Воспитатель: Давайте ему подскажем, откуда может доноситься такой шум?
Шириною, широко,
Глубиною глубоко,/
День и ночь
О берег бьется
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна —
И горька и солона … (море)
Дети: Это шум моря, море плещется.
Воспитатель: Правильно. Слышите, как шумит море, как волны бьются о скалы. Посмотрите, что это? (раковины). В раковине тоже можно услышать шум моря. Давайте послушаем!
( Раздаю детям раковины, они подносят к уху и слушают «Шум моря»)
«И вот тогда мышонок побежал на шум, и увидел удивительно голубое море. Он очень захотел посмотреть, что находится на дне моря, и он сунул нос прямо в воду. Мышонок увидел удивительный подводный мир».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что под водой увидел мышонок? Какие морские жители живут в море?
Дети: Рыбы, медузы, крабы, акулы, осьминоги и т.д.
Воспитатель: — Правильно. Мышонку очень понравились морские жители, и он загрустил, что никогда не сможет увидеть их поближе, так как не умеет плавать и нырять.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы для мышонка подводное царство нарисуем?
Дети: — Давайте.
Воспитатель: — Но прежде, рассмотрим морских обитателей. Садитесь в подводную лодку и поплыли. Закройте глаза.
-1-2-3 все замрем!
В мир подводный попадем.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
Вот мы и на дне морском. Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это?
(Показ слайдов с сопровождением художественного слова).
Хвостик он загнул крючком,
Его зовут … (морским коньком)
Раз у зверя восемь ног —
Это точно… (осьминог)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток … (рыбки)
На дне морском живет она
И всем твердит упрямо,
Что будто бы она туда,
На дно, с небес упала… (морская звезда)
В зеленоватой тишине
Танцуют ленточки на дне
Собравшись в пышные кусты,
Щекочут рыбам животы… (водоросли)
Воспитатель: Вот такие морские жители живут в море.
После мультимедиа
Воспитатель: Отдохнем, превратимся в морских обитателей и покажем, какие они. Звучит веселая тихая музыка.
Физминутка:
1. РЫБКИ:
В соленой голубой водице
Чешуей златой играя,
Плавничками машет стая.
Дети двигаются по всей предлагаемой площади «моря», изображая плывущих рыб.
2 .ВОДОРОСЛИ:
Мы растем в воде морской,
Тянемся к свету дружной семьей.
Присесть, сгруппироваться, руки соединить ладонями перед грудью. Медленно подняться, изображая рост и покачивание.
3. ОСЬМИНОГ:
А вот на дне тих и строг
Притаился осьминог.
Присесть, изобразить движение щупалец; кисти рук приставить к глазам как бинокль.
4. МОРСКИЕ КОНЬКИ:
Морские коньки-
Большие озорники.
Друг за другом они
Встали кругом.
Прямой галоп по кругу, руки произвольно.
5. Ночь пришла,
Тишину принесла.
Все нырнули дружно вниз,
На дно морское спать ложись.
Дети произвольно изображают сон.
Раз, два, раз, два,
Рисовать пора.
Воспитатель: Подходите к столу. Посмотрите, у нас есть, краски, но нет кисточек и карандашей. С помощью чего же мы можем рисовать? Сегодня мы будем рисовать их необычными способами.
Этапы выполнения работы:
Дети подходят к лежащим на столе ватманам.
1. Воспитатель: Волны по морю идут, а до берега дойдут, тут и пропадут,
Волны мы нарисуем с помощью губки. Волна поднимается то вверх — то вниз. Покажем рукой. Вот так. (Показывают).
Произвольно распределяются по секторам и под звуки моря закрашивают свой сектор губкой и голубой гуашью.
2. Воспитатель: Посмотрите, ребята вот появились и первые обитатели моря. Кто это?
Дети: Это рыбки. (Когда дети закрашивают море краской, проявляется контур рыбок, нарисованный воском).
3. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что необходимо рыбкам, чтобы в воде, они чувствовали себя комфортно и могли нормально жить? Что им надо для дыхания и для питания?
Дети: Им необходимы морские водоросли для кислорода и для питания.
Воспитатель: Краски нарисованного моря высохли, нарисуем водоросли с помощью зубной щетки. (Дети обмакивают зубную щетку в зеленую гуашь и изображают морские водоросли).
4. Воспитатель: А теперь поселем в море остальных морских обитателей: морского конька, морскую звезду, осьминога. Для этого нам понадобится трафареты с морскими обитателями и тычек из ваты, ватная палочка. Кладем трафарет на свободное место и с помощью тычка закрашиваем изображение.
5. Воспитатель: Теперь нарисуем осьминога, а помогут нам наши ручки. Прижимая ладошки к пропитанным губкам, лежащим в мыльницах. Примакивают их к ватману – получается осьминог. Закончив рисовать, дети вытирают руки влажными салфетками.
Предлагаю подойти к нарисованному морю и посмотреть на него.
Воспитатель: Полюбуйтесь на наше подводное царство. Вот такой подарок мы сделали для Мышонка, теперь он не будет грустить, а будет любоваться морем.
— Ребята, а сейчас посмотрим на наши работы.
— Скажите, какая работа вам больше нравиться?
— Получилось ли у нас море с морскими обитателями?
— Как вы считаете, что было самым трудным?
— Что было легким?
— Все справились с заданием?
Воспитатель: Мне понравились обе работы. Молодцы, справились с заданием. А все, потому что вы все были внимательными, все старались, аккуратно работали.
Воспитатель: А теперь пришла пора домой возвращаться. Закрываем глаза.
Раз, два, раз, два,
Нам домой пора.
Оценка. Воспитатель подводит итог занятия:
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
— Где мы с вами сегодня побывали?
-Понравилось ли вам наше подводное царство?
— Что вам больше всего понравилось?
— Вы хотели бы еще отправиться в такое путешествие?
— Как вы думаете, вы сделали для мышонка доброе дело? Почему?
Сюрпризный момент.
— Вы знаете, говорят, находясь на морском дне, нужно крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси» и тогда обязательно должно случиться чудо.
— Попробуем? (пока дети произносят фразу, воспитатель на стол выставляет шкатулку).
— Посмотрите вокруг, случилось ли чудо?
— Давайте возьмем эту шкатулку с собой в группу и поставим ее на полочку красоты, где мы еще долго-долго будем любоваться.
— А сейчас нам пора возвращаться в группу
Прощание.
— Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
— До свидания. Сал булыгыз.