Конспект урока на тему: «Знакомство с натюрмортом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно – речевому направлению развития детей

второй категории № 8 «Звездочка»








Конспект урока

на тему: «Знакомство с натюрмортом»






подготовила

старший воспитатель

Худякова Наталья Сергеевна





























станица Егорлыкская

2013год

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, познавательно-исследовательская деятельность детей, подведение итогов, мотивация на предстоящую деятельность.


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка».


Цель деятельности педагога:

Содействовать обогащению разностороннего запаса художественных впечатлений, представлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой и национальной культуре.


Задачи:

— содействовать развитию индивидуальных предпочтений ребёнка к произведениям искусства, иллюстрациям, проявлению самостоятельности, индивидуальных способностей в процессе создания художественных образов (например, в со­здании красивого натюрморта);

— уточнить и закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);

— вызвать у детей активный интерес и желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композиций;

-поддерживать желание детей высказывать свои эстетические оценки и суждения по поводу увиденного;

-дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте;


Оборудование и материалы: рисунки детей: пейзажи, натюрморты, портреты, репродукция картины Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт», корзина с фруктами и овощами, предметы красивой посуды.


Ход занятия.

(В зал входит воспитатель в костюме Незнайки.)

Воспитатель: Я — Незнайка–шалунишка,

Знаменитый коротышка.

Мальчик в шляпе голубой,

Любопытный и смешной,

Очень я люблю мечтать,

Сочинять и рисовать!

(Сл. Татьяна Керстен)

Дети: …Незнайка.

Незнайка (воспитатель): — Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! А ещё Тюбик говорил, что искусство, где художники видят, слышат и чувствуют красоту, рассказывая нам о ней с помощью кистей и красок на холсте и бумаге, называется … живописью.

Я даже у нашего художника Тюбика попросил папку для своих рисунков, а наш поэт Цветик написал стихи к ним (показывает стихи).

Только вот я так к вам спешил, что всё рассыпал…. Теперь всё перепуталось! А я ведь хотел из этих рисунков книгу сделать….

А теперь попробуй, разберись тут!

— Ребята, может быть вы, мне поможете?

Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему "Расписные ткани"

Дети: Да

(Незнайка раскладывает рисунки на столе)

Незнайка: — Сейчас я прочту вам стихотворение (Сл. А. Кушнер), а вы попробуйте отгадать, к каким рисункам оно подходит:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Если принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька — твой сосед,

Обязательно картина

Называется ……(портрет)

(Дети находят портреты, а Незнайка складывает их в папку)

Незнайка: Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…(пейзаж).

(Дети находят пейзажи, а Незнайка складывает их в папку)

Незнайка: А вот про эти рисунки Цветик мне написал загадки.

1) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).

2) Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой, кто же я такой? (огурец).

3) Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко).

(Незнайка читает загадки, а дети находят рисунки-отгадки)

Незнайка: Правда, они красиво нарисованы?

Но мне больше всего нравится вот эта картина (показывает репродукцию картины Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт»)

Незнайка: А вам нравится? Ребята, а что вы видите на этой картине?

Дети: На ней изображены тыква, груши, яблоки, гранат, посуда и т.д.

Незнайка: Да, обычные предметы, а почему же рисунок получился такой красивый!

(Дети затрудняются ответить)

Незнайка: Наверное, потому, что художник Илья Иванович Машков их правильно поставил.

Незнайка: Ребята, а вы знаете, как называется эта картина?

Дети: Нет! (Да)

Незнайка: Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

­Знай, что это…( натюрморт).

Незнайка: Картина так и называется – «Натюрморт».

Незнайка: Тюбик говорит, что в натюрморте есть главные предметы и те, которые их украшают и дополняют.

Какой предмет главный на картине И.И. Машкова «Натюрморт»?

Дети: кофейник….. стакан…., фрукты…

Незнайка: А я думаю, раз в центре, стоит белый кофейник. – значит он главный. Рядом, стакан с ягодным морсом или соком

На тарелке — спелые красные с желтыми боками яблоки и груши.
Вокруг, лежат большая айва, хурма, разрезанный гранат. Это всё дополняет картину.

Художник изобразил фрукты на фоне тёмной стены на столе с белой скатертью. Это украшает картину.

Смотришь на этот фруктовый мир и чувствуешь, что хочется всё это непременно попробовать.

Сорванные овощи, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные будут жить вечно, радовать нас.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Я помню! Я горжусь!"

Незнайка: Я очень-очень в живописи натюрморты люблю, потому что они бывают красивые, вкусные, сладкие … ой, как я их люблю, что даже сам постарался нарисовать! Посмотрите, а нет ли среди рисунков ещё натюрмортов? (Дети находят ещё один натюрморт)

Незнайка: Разве это натюрморт? Почему вы так считаете? (ответы детей)

Правильно! В натюрморте мо­гут быть нарисованы цветы, но какие?

Дети: Уже сорванные, срезанные и поставленные в воду!

Незнайка: Могут быть и овощи, фрукты … но какие?

Дети: Собранные и красиво разложенные на столе, тарелке, салфетке!

Незнайка: Ребята, а вы знаете, что прежде чем нарисовать натюрморт, надо хорошенько подумать, как красиво расположить предметы, чтобы все они были видны и украшали друг друга, т.е. его надо «сочинить». Тюбик говорит «придумать композицию». Я уже научился, а вы хотите научиться?

Дети: Да!

Незнайка: Прежде чем учиться, надо хорошенько отдохнуть, уж я- то точно это знаю. А лучше всего отдыхать с песенкой.

(Музыкальная разминка «В траве сидел кузнечик»)

Незнайка: Отдохнули?

Дети: Отдохнули!

Незнайка: Готовы учиться?

Дети: Готовы!

(Незнайка подводит детей к столу с фруктами и овощами)

Незнайка: Посмотрите, сколько разных предметов у нас на столе. Можно ли это назвать натюрмортом?

Дети: Да!

Незнайка: А какой же предмет здесь главный? И разве они все дружат друг с другом? Нет, это не натюрморт! Просто разные предметы…

(Дети высказывают своё мнение и пытаются доказать его правильность)

Незнайка: Итак, мы увидели, что это не натюрморт. А хотите научиться составлять красивые натюрморты?

Дети: Да!

(Незнайка подводит детей к пустому столику)

Незнайка: Я вам сейчас покажу, как правильно «сочинить» натюрморт.

Тюбик говорит, что сначала надо выбрать главный предмет для натюрморта. Я возьму вот этот кувшин, он мне нравится, он будет главный (ставит на стол), он высокий, большой, глиняный. Справа положу красное яблоко и жёлтую, спелую грушу, а сюда положу кисть винограда – это будут дополняющие предметы. Ну, вот я и «сочинил» мой натюрморт!

А теперь ваша очередь.

Незнайка: У меня есть волшебная палитра, которая поможет нам разделиться на группы. (Дети выбирают понравившуюся краску и по цвету объединяются в группы по 3 человека).

Незнайка: Приступайте к работе!

(Звучит негромкая фоновая музыка. Дети выполняют задание, а Незнайка ходит от стола к столу и помогает).

Незнайка: А теперь давайте отойдём подальше, чтобы всем было видно, и полюбуемся… Какие замечательные натюрморты получились! Вам нравится? А какой больше всех нравится? Почему? А какой предмет в вашем натюрморте главный? А какие предметы его дополняют? Все ли предметы дружат? Расскажи о том, как ты делал?

Свежие документы:  Аналитическая карта урока ИЗО 6 класс

Ребенок: Я взяла вазу, в неё поставила красивые цветы, справа положила огурец и помидор, а слева сливу и лимон. Мне очень понравился натюрморт.

Ребёнок: Я составил натюрморт. Я взял красивую вазу с фруктами, справа положил веточку рябины. Слева кувшин с морсом.

Незнайка: А как можно назвать ваш натюрморт?

(Дети предлагают варианты — Незнайка подписывает)

Незнайка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне всё собрать правильно. И составили такие красивые натюрморты. Мне осталось их нарисовать и моя книга будет готова! А назову я её — «Незнайкина живопись»! А может быть кто-нибудь из вас тоже хочет нарисовать натюрморт? А где же нам взять краски, альбомы, кисточки? В группе у вас есть? Тогда пойдемте, вы мне дадите один листочек? (дети уходят в группу).



























Использованная литература:

  1. Н.М. Крылова «Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности», Пермь «Книжный мир» 2005г.;

  2. Александр Кушнер. Велосипед. Детская литература, 1979г;

  3. Ягодовская, Анна Тимофеевна, «О натюрморте», М.: Советский художник, 1965


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: