Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому направлению развития детей
второй категории № 8 «Звездочка»
Конспект урока
на тему: «Знакомство с натюрмортом»
подготовила
старший воспитатель
Худякова Наталья Сергеевна
станица Егорлыкская
2013год
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, познавательно-исследовательская деятельность детей, подведение итогов, мотивация на предстоящую деятельность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка».
Цель деятельности педагога:
Содействовать обогащению разностороннего запаса художественных впечатлений, представлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой и национальной культуре.
Задачи:
— содействовать развитию индивидуальных предпочтений ребёнка к произведениям искусства, иллюстрациям, проявлению самостоятельности, индивидуальных способностей в процессе создания художественных образов (например, в создании красивого натюрморта);
— уточнить и закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);
— вызвать у детей активный интерес и желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композиций;
-поддерживать желание детей высказывать свои эстетические оценки и суждения по поводу увиденного;
-дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте;
Оборудование и материалы: рисунки детей: пейзажи, натюрморты, портреты, репродукция картины Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт», корзина с фруктами и овощами, предметы красивой посуды.
Ход занятия.
(В зал входит воспитатель в костюме Незнайки.)
Воспитатель: Я — Незнайка–шалунишка,
Знаменитый коротышка.
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной,
Очень я люблю мечтать,
Сочинять и рисовать!
(Сл. Татьяна Керстен)
Дети: …Незнайка.
Незнайка (воспитатель): — Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! А ещё Тюбик говорил, что искусство, где художники видят, слышат и чувствуют красоту, рассказывая нам о ней с помощью кистей и красок на холсте и бумаге, называется … живописью.
Я даже у нашего художника Тюбика попросил папку для своих рисунков, а наш поэт Цветик написал стихи к ним (показывает стихи).
Только вот я так к вам спешил, что всё рассыпал…. Теперь всё перепуталось! А я ведь хотел из этих рисунков книгу сделать….
А теперь попробуй, разберись тут!
— Ребята, может быть вы, мне поможете?
Дети: Да
(Незнайка раскладывает рисунки на столе)
Незнайка: — Сейчас я прочту вам стихотворение (Сл. А. Кушнер), а вы попробуйте отгадать, к каким рисункам оно подходит:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Если принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька — твой сосед,
Обязательно картина
Называется ……(портрет)
(Дети находят портреты, а Незнайка складывает их в папку)
Незнайка: Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…(пейзаж).
(Дети находят пейзажи, а Незнайка складывает их в папку)
Незнайка: А вот про эти рисунки Цветик мне написал загадки.
1) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
2) Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой, кто же я такой? (огурец).
3) Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко).
(Незнайка читает загадки, а дети находят рисунки-отгадки)
Незнайка: Правда, они красиво нарисованы?
Но мне больше всего нравится вот эта картина (показывает репродукцию картины Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт»)
Незнайка: А вам нравится? Ребята, а что вы видите на этой картине?
Дети: На ней изображены тыква, груши, яблоки, гранат, посуда и т.д.
Незнайка: Да, обычные предметы, а почему же рисунок получился такой красивый!
(Дети затрудняются ответить)
Незнайка: Наверное, потому, что художник Илья Иванович Машков их правильно поставил.
Незнайка: Ребята, а вы знаете, как называется эта картина?
Дети: Нет! (Да)
Незнайка: Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это…( натюрморт).
Незнайка: Картина так и называется – «Натюрморт».
Незнайка: Тюбик говорит, что в натюрморте есть главные предметы и те, которые их украшают и дополняют.
Какой предмет главный на картине И.И. Машкова «Натюрморт»?
Дети: кофейник….. стакан…., фрукты…
Незнайка: А я думаю, раз в центре, стоит белый кофейник. – значит он главный. Рядом, стакан с ягодным морсом или соком
На тарелке — спелые красные с желтыми боками яблоки и груши.
Вокруг, лежат большая айва, хурма, разрезанный гранат. Это всё дополняет картину.
Художник изобразил фрукты на фоне тёмной стены на столе с белой скатертью. Это украшает картину.
Смотришь на этот фруктовый мир и чувствуешь, что хочется всё это непременно попробовать.
Сорванные овощи, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные будут жить вечно, радовать нас.
Незнайка: Я очень-очень в живописи натюрморты люблю, потому что они бывают красивые, вкусные, сладкие … ой, как я их люблю, что даже сам постарался нарисовать! Посмотрите, а нет ли среди рисунков ещё натюрмортов? (Дети находят ещё один натюрморт)
Незнайка: Разве это натюрморт? Почему вы так считаете? (ответы детей)
Правильно! В натюрморте могут быть нарисованы цветы, но какие?
Дети: Уже сорванные, срезанные и поставленные в воду!
Незнайка: Могут быть и овощи, фрукты … но какие?
Дети: Собранные и красиво разложенные на столе, тарелке, салфетке!
Незнайка: Ребята, а вы знаете, что прежде чем нарисовать натюрморт, надо хорошенько подумать, как красиво расположить предметы, чтобы все они были видны и украшали друг друга, т.е. его надо «сочинить». Тюбик говорит «придумать композицию». Я уже научился, а вы хотите научиться?
Дети: Да!
Незнайка: Прежде чем учиться, надо хорошенько отдохнуть, уж я- то точно это знаю. А лучше всего отдыхать с песенкой.
(Музыкальная разминка «В траве сидел кузнечик»)
Незнайка: Отдохнули?
Дети: Отдохнули!
Незнайка: Готовы учиться?
Дети: Готовы!
(Незнайка подводит детей к столу с фруктами и овощами)
Незнайка: Посмотрите, сколько разных предметов у нас на столе. Можно ли это назвать натюрмортом?
Дети: Да!
Незнайка: А какой же предмет здесь главный? И разве они все дружат друг с другом? Нет, это не натюрморт! Просто разные предметы…
(Дети высказывают своё мнение и пытаются доказать его правильность)
Незнайка: Итак, мы увидели, что это не натюрморт. А хотите научиться составлять красивые натюрморты?
Дети: Да!
(Незнайка подводит детей к пустому столику)
Незнайка: Я вам сейчас покажу, как правильно «сочинить» натюрморт.
Тюбик говорит, что сначала надо выбрать главный предмет для натюрморта. Я возьму вот этот кувшин, он мне нравится, он будет главный (ставит на стол), он высокий, большой, глиняный. Справа положу красное яблоко и жёлтую, спелую грушу, а сюда положу кисть винограда – это будут дополняющие предметы. Ну, вот я и «сочинил» мой натюрморт!
А теперь ваша очередь.
Незнайка: У меня есть волшебная палитра, которая поможет нам разделиться на группы. (Дети выбирают понравившуюся краску и по цвету объединяются в группы по 3 человека).
Незнайка: Приступайте к работе!
(Звучит негромкая фоновая музыка. Дети выполняют задание, а Незнайка ходит от стола к столу и помогает).
Незнайка: А теперь давайте отойдём подальше, чтобы всем было видно, и полюбуемся… Какие замечательные натюрморты получились! Вам нравится? А какой больше всех нравится? Почему? А какой предмет в вашем натюрморте главный? А какие предметы его дополняют? Все ли предметы дружат? Расскажи о том, как ты делал?
Ребенок: Я взяла вазу, в неё поставила красивые цветы, справа положила огурец и помидор, а слева сливу и лимон. Мне очень понравился натюрморт.
Ребёнок: Я составил натюрморт. Я взял красивую вазу с фруктами, справа положил веточку рябины. Слева кувшин с морсом.
Незнайка: А как можно назвать ваш натюрморт?
(Дети предлагают варианты — Незнайка подписывает)
Незнайка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне всё собрать правильно. И составили такие красивые натюрморты. Мне осталось их нарисовать и моя книга будет готова! А назову я её — «Незнайкина живопись»! А может быть кто-нибудь из вас тоже хочет нарисовать натюрморт? А где же нам взять краски, альбомы, кисточки? В группе у вас есть? Тогда пойдемте, вы мне дадите один листочек? (дети уходят в группу).
Использованная литература:
Н.М. Крылова «Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности», Пермь «Книжный мир» 2005г.;
Александр Кушнер. Велосипед. Детская литература, 1979г;
Ягодовская, Анна Тимофеевна, «О натюрморте», М.: Советский художник, 1965