Конспект урока по ИЗО «Хохломская роспись» 5 класс

  1. ФИО автора материала: Щерба Ольга Васильевна

  2. Место работы: МБОУ СОШ № 9 г. Холмска Сахалинской обл.

  3. Должность автора: учитель ИЗО и черчения



Тема урока: «Хохломская роспись ».
ЦЕЛЬ: Ознакомление учащихся с хохломской росписью и приемами ее выполнения.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.
3. Освоить основные виды хохломского орнамента: осочка, травка, завиток, смородинка.
4.Формировать навыки работы с художественными материалами.
Тип урока: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: прямоугольный лист для совместной отработки с детьми элементов Хохломы (осочки, травинки, завитка, смородинки), презентация, гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетка, клей.
Для детей : альбом, отдельный альбомный лист, ватные палочки, краски, тонкие кисти, баночка с водой, салфетки.
Оформление : таблица с примерами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия с хохломской росписью, фрагмент росписи узора.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.

2. С помощью детей выходим на тему урока.
3. Беседа о хохломском промысле и основных элементах росписи, подготовка и процесс росписи изделия, презентация.
4. Постановка художественной цели.
5. Практическая работа. Выполнение, совместно с учителем, элементов росписи: осочки, травки, завитка, смородинки.

6. Самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, коллективная)

7. Подведение итогов урока. Выставка и обсуждение выполненных работ.
8. Рефлексия.

9. Итог урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА .

(Перед началом урока детям раздаются по 1 элементу бумажного изделия, разрезанного по принципу пазлов, каждой группе свое изделие). Приложение 1.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте, друзья, готовы ли вы начать урок?   Прежде, чем приступим к уроку давайте «разбудим» несколько красок, смочив их водой: красную, зеленую и желтую. Пусть они «просыпаются», а мы начинаем урок.

2. Определение темы.

—  Посмотрите, пожалуйста, на предметы у меня в руках. (В руках изделия Хохломы.)

— Они красивые?

— Что их украшает?

— Кто-то из вас знает название узоров?

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Предполагаемый ответ детей).

Совершенно верно, тема урока…(открываю тему на доске).

3. Беседа.

— Сегодня мы познакомимся с одной из красивейших росписей народного промысла по дереву – хохломской. Такая посуда может стать украшением любого праздничного стола и интерьера дома.
Давайте ВСЕ посмотрим презентацию, но перед этим КАЖДЫЙ ряд получит свое задание:

первый ряд —   какие предметы быта и домашней утвари расписываются.

второй ряд – какие цвета применяются в росписи;

третий – как называются элементы росписи.

Будьте внимательны!!!

(Чтение литературного отрывка, показ презентации).

Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая (Слайд№2)

Хохлома!

Ребята, какие эмоции вызывает слово ХОХЛОМА? (Предполагаемые ответы детей).

Странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!)

(Слайд 3)

-Хохлома – старинное Заволжское село. Центр искусства хохломской росписи, возникшей в первой половине 17 века. Сюда привозились для продажи из окрестных деревень деревянные изделия: посуду, домашнюю утварь: (Слайд4) Это были подносы, солонки, кружки, ковши, миски , ложки, разделочные доски.

Товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с названием села — Хохлома.

(Слайд 5) Элементы росписи состоят из растительных форм: ягода, завитки, травка, листья.

(Слайд 6) Основные цвета, используемые в росписи: красный, черный , желтый и немного зеленого.

(Слайд 7) Композиция рисунка в хохломской росписи изображается: «в круге» и «в полосе».

Ну, а теперь, ребята, давайте проверим варианты ваших ответов.

 (Слайд 8) Ответы детей.

первый ряд —  подносы, солонки, кружки, ковши, обеденные миски, ложки, разделочные доски.

второй рядкрасный, черный , желтый, зеленый.

третий смородинка, рябинка, завитки, травка, листья.

Молодцы, друзья, вы замечательно справились с заданием.

Знаете ли вы   процесс изготовления таких чудесных предметов? (Ответы детей.)

Если – да, то поэтапно озвучивают.

Если нет — давайте посмотрим и узнаем (Слайд 9)

 (Слайд 10) ВИДЕОРОЛИК – 2минуты. (Ребята просматривают, я комментирую этапы росписи).
ТЕХНОЛОГИЯ подготовки, поэтапность росписи изделия.

  • Просушенное деревянное изделие покрывали жидким слоем глины «вапы», которая закрывала поры дерева

  • Грунтовали олифой

  • Снова просушивали и повторяли этот процесс 3-4 раза.

  • «Лужение». Изделие грунтовали алюминиевой пудрой так, что оно становилось похожим на металлическое и блестело как серебряное.

  • Тонкой кисточкой наносили узор криуль чёрной и красной краской, вся работа проводилась без предварительного рисунка. Затем наносились элементы росписи: кудрявая травка, осочка, усики, завитки, листья.

  • Покрывали лаком.

  • Ставили в печь для «каления» — сушки, чтобы изделие приобрело золотой цвет.

После просмотра видеоролика дети еще раз проговаривают, а я записываю на доске названия этапов технологической подготовки и росписи изделия («вапа», «лужение», «криуль», «каление»).



4. Постановка художественной цели.

Искусство Хохломы — это гордость нашей культуры, потому что узоры вобрали в себя всю красоту русской земли. И сегодня, мы с вами попробуем перевоплотиться в мастеров Хохломской росписи. Согласны?
— А если согласны, то за работу.
5. Практическая работа.

Для начала немного вместе потренируемся выполнять некоторые элементы росписи: осочку, травинки, завиток, смородинку. Внимательно смотрите и слушайте! В помощь нам будет висеть плакат.

Не забывайте, что элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку держим тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Кисть руки расслаблена, ею мы можем делать вращательные движения в любую сторону. Ничего специально вырисовывать не надо, рука все сделает сама.

Пробуем. ( Работаю на альбомным листом, висящем на доске. Последовательность выполнения элементов проговаривается).

  • Осочка — выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

  • Завиток – выполняется с легким нажимом в середине элемента;

  • Для смородинки используем печатку — ватную палочку.

  • ( Смородинку начинаем рисовать с травинки).

  • Травинка — это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками. Выполняется мазками с небольшим плавным утолщением.
    После высыхания красной краски ягоды «разживляем» желтым цветом).

6. Самостоятельная работа.

(На доске вывешен уже готовый фрагмент узора, состоящего из смородинки, осочки и завитка). Приложение 2.

Я взяла 4 рисунков разных деревянных изделий (Приложение 3) и разрезала каждый на 6 частей. Получились пазлы.

Вы распределены в группы по 6 человек. Каждая будет работать над одним предметом. Каким? Увидим позже, когда каждая команда составит и склеит свои пазлы в одно целое.

ЗАДАНИЕ:

Перед вами на доске фрагмент узора росписи. Определите композицию узора.

(Предполагаемый ответ детей: «Композиция рисунка для оформления выполняется «в полосе»). Полоса может располагаться вертикально или горизонтально.

Не забывайте! Работу будете начинать и заканчивать одновременно. Согласовываете в паре, с какой стороны будет каждый из вас располагать узор и приступаете к работе.

Время работы – 20 минут. Во время выполнения самостоятельной работы хожу по рядам, провожу индивидуальную помощь. На часто повторяющиеся ошибки обращаю внимание всего класса.

Окончание работы.

Ребята, каждая группа подходит к последним партам и собирает изделие . Приклеиваем пазлы к листу, лежащему на парте. Выберите стихотворение из лежащих на партах (Приложение 4), подходящее вашему изделию. Представитель каждого ряда закрепляет предмет на доске и зачитывает стихотворение. Обсуждение. (Оценка детей. Что получилось. Что не получилось. Какие трудности испытывали при выполнении работы).


7. Подведение итогов урока.

Все  молодцы,  хорошо  потрудились.   Вы  создали   красивые изделия . А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров хохломской росписи.

Чему научились? (Предполагаемые ответы детей). Составлению узора, элементам росписи, композиции рисунка (узор в полосе).

Скажите, ребята, что нового вы узнали на уроке? (Предполагаемые ответы детей).

Давайте проверим, как усвоена тема.

 (Слайд 11)

Какими цифрами обозначены изделия с изученной росписью? (1,2,6)

Как называется роспись? (Хохломская).

Может ли в современной жизни найти применение хохломская роспись? (Предполагаемые ответы детей). Давайте убедимся в этом (Слайд 12)

8. Запишите домашнее задание (стр.86-91). Прочтите текст, может — быть мы о чем-то не сказали? На этом наш урок завершен. Всем огромное спасибо. И пусть этот урок не заканчивается звонком. Пусть он останется надолго в вашей памяти и заставит вас понимать, замечать и ценить прекрасное.











ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Хохломская роспись».


  1. Щерба Ольга Васильевна.

  2. Учитель.

  3. Изобразительное искусство.

  4. 5 класс.

  5. Тема « Связь времен в народном искусстве», знакомство с промыслом включено в тему уроков № 16 « Роль народных художественных промыслов в современной жизни ».

  6. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса (2013г.) Под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. Авторы: Н.А.Горячева, О.В.Островская.

  7. Цель урока: ознакомление учащихся с хохломской росписью и приемами ее выполнения.

  8. Задачи:

  • Развить творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

  • Воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру.

  • Освоить основные виды хохломского орнамента: осочка, травка, завиток,

  • смородинка.

  • Формировать навыки работы с художественными материалами.


  1. Тип урока: комбинированный, форма урока: мини-проект.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре, коллективная.

  3. Техническое оборудование: компьютер, диапроектор, презентация.


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: прямоугольный лист для совместной отработки с детьми элементов Хохломы (осочки, травинки, завитка, смородинки), презентация, гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетка, клей.
Для детей : альбом, отдельный альбомный лист, ватные палочки, краски, тонкие кисти, баночка с водой, салфетки.
Оформление: таблица с примерами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия с хохломской росписью, фрагмент росписи узора.


  1. Инновационная технология: проектная.

  2. Структура урока (см. на новой странице)










Этап урока

Название используемых

электронных

образовательных ресурсов,

интерактивного оборудования

Деятельность

учителя

(с указанием

действий с ИД, ЭОР)

Деятельность

ученика

Время

( в

мин.)

1

Организационный момент.


Организация внимания детей, настрой на урок.

Самопроверка

готовности к уроку,

подготовка красок к работе

1

2

Определение темы.

Готовые изделия расположены на демонстрационном столе

Демонстрация изделий с хохломской росписью;

детям задаются вопросы, ответы на которые помогают самостоятельно назвать тему урока.

Знакомство с изделиями хохломской росписи; ответы на вопросы учителя, определение темы урока

1

3

Беседа.

Презентация «Хохлома»


ЭОР Технология и этапы росписи:

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000659-1000-4ddd-5cfb-3e004753f868/podnos—okonchatelnyj_variant_3.swf


В процессе просмотра презентации ведется рассказ о хохломском промысле, основных элементах росписи. При просмотре видеоролика даются комментарии о технологической подготовке и этапах росписи изделий.

Вопросы каждому ряду.

Для закрепления просмотренного видеоролика, записываю этапы технологической подготовки и этапы росписи изделий.



Прослушивание

рассказа учителя, просмотр презентации и видеоролика, выбор информации для ответов на предложенные вопросы учителя

10

4

Постановка художественной цели.

На доске таблица с элементами хохломской росписи

Учимся правильно создавать элементы хохломской росписи





0,5

5

Практическая работа.


Работа на альбомном листе, висящем на доске, с использованием таблицы узоров хохломской росписи. Последовательность выполнения элементов росписи, технические приемы и постановка руки при работе проговаривается.

Выполняется контроль за работой учеников.

Совместно с учителем выполняют тренировочные упражнения рисунков элементов хохломской росписи.

10

6

Самостоятельная работа (создание проекта и защита проекта).

Заранее подготовлены пазлы изделий на бумажных носителях:

Изделие 1

Изделие 2

Изделие 3

Распределение по группам. Постановка задачи и цели работы. Озвучивание времени на отведенную работу. Во время выполнения самостоятельной работы прохожу между рядами, провожу индивидуальную помощь; на часто повторяющиеся ошибки обращаю внимание всего класса. Обсуждение.

Самостоятельная работа детей (индивидуальная, парная, коллективная).

Составление группами общего изделия. Защита проекта у доски. Обсуждение.


18

7

Рефлексия

На доске готовые изделия

Предлагаю проанализировать свою деятельность

Самостоятельная оценка работ детьми (что получилось или не получилось, трудности при выполнении работы).

2

8

Подведение итогов урока.

Презентация «Хохлома» слайды № 12 — 14

Проверка усвоения темы с использованием презентации.

Постановка проблемного вопроса перед детьми «Может ли в современной жизни найти применение хохломская роспись?»


Ответы детей по пройденной теме.

1,5

8

Домашнее задание


Заключительное слово. Озвучивание домашнего задания.

Запись домашнего задания в дневники.

1












ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Распределение учеников по группам.





Расположение столов для составления проектов каждой группы ( 1 группа работает за одной из своих парт).



1 группа (6 человек) 2 группа (6 человек) 3 группа (6 человек) 4 группа (6 человек) ПРИЛОЖЕНИЕ 2




ПРИЛОЖЕНИЕ 3






ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Все то , что сделано руками
И сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.



Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное.
Мы рисовали Хохлому,
Красоту невиданную.
Сколько здесь прекрасных чаш –
Это Вам подарок наш!



Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая , лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.




А вот поднос.
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.




Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся
Попробуй, сумей-ка…




Свежие документы:  Конспект урока "Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: