Конспект урока по ИЗО «Искусство Гжели» 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

(МБОУ «СОШ №26»)

г. Новокузнецк Кемеровской области







Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе

по теме

«Искусство Гжели»

(по программе Б.М. Неменского)







Автор:

Губанова Ольга Владимировна

учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ №26»









Новокузнецк,2014г.


Содержание



I Введение…………………………………………………..

1

II Материал по ФГОС…………………………………….

2-4

III Разработка урока. Презентация проекта…………..

5-24

IVЗаключение………………………………………………

25

V Список литературы…………………………………….

26





























  1. Введение



Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто, логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основе элементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо владеет кистью, до сих пор не научился правильно брать краску или тем, кто ленится.

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапредметные и предметные, наглядный материал, использованное оборудование, прописан ход урока, где в соответствии с этапом урока расписана деятельность учителя и учеников, а также полученный результат. В приложениях — стихотворения о Гжели, презентация проекта, что может быть интересно преподавателям при проведении открытых уроков и их оформлении.

Презентация подготовлена для урока ИЗО 5 класса «Искусство Гжели» по программе Б.М. Неменского. Гжельская цветная майолика и сине-белая керамика поражают разнообразием назначения, форм, мотивов и особенностей кистевой росписи.

Все керамические изделия уникальны, т. к. традиционно роспись выполняется мастерами вручную.

Кувшины, кумганы, квасники, вазы, блюда, часы и подсвечники, статуэтки, столовые и чайные сервизы поражают воображение фантазией и мастерством народных умельцев, вдохновляют учащихся при выполнении практической части задания по созданию узоров по мотивам
















II Материал по ФГОС

C:UsersЛюдмилаDesktopсеминар изо 14.12.11для недели по ИЗОРисунок1.emf









Современный урок изобразительного искусства


Признаки современного урока:


  • художественность как принцип организации;

  • активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся;

  • развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемые образы;

  • акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся;

  • сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;

  • свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;

  • диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;

  • художественное пространство осуществления урока и современные средства оборудования;

  • функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного заинтересованного диалога.


Реализация признаков современного урока:


  1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

  2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

  3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

  4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

  5. Организация урока динамична и вариативна.

  6. На уроке используются современные педагогические технологии.




Формы классно-урочного обучения

  • Урок-игра

  • Урок-путешествие

  • Урок-диспут

  • Урок-экскурсия

  • Урок-конференция

  • Урок-пленэр


Типы уроков


  • Постижения новых УУД

  • Формирование и закрепление способов деятельности

  • Контроля и коррекции

  • Обобщения и систематизации

  • Комбинированный

  • Практического применения


Деятельностный подход на уроке


  1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели

  2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

  3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)

  4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу

  5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач  


Структура  урока «открытия нового знания»


  1. Этап самоопределения к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

  1. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

  2. Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

Построения проекта выхода из затруднения

  1. Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

  2. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: Усвоение нового способа действий

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний



































III Разработка урока. Презентация проекта.


Класс: 5


Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.


Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.


Тема урока: Искусство Гжели.


Тип урока: Урок комплексного использования знаний


Цели урока:


-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы:

освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.


Задачи урока:


  1. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,

  2. Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.

  3. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

  4. оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.












Результаты обучения:


Личностные:

  • осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества,

  • развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.


Метапредметные:

  • учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты,

  • анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.


Предметные:

  • понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка,

  • создать художественный образ волшебной жар-птицы.


Наглядный и дидактический материалы:


Индивидуальный:

учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой — 5 класс,

презентация «Какого цвета жар-птица?»


Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».


Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. (Приложение 3).


Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»


ИКТ-оборудование: общеклассное: компьютер, мультимедиа

Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А3, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой.

Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты каждого этапа (выводы по этапам)

1.Орга-низа-цион-ный этап

1-2 мин

Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих


Приветствие учителя

Проверка организации рабочего места


Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствует 2 учащихся по болезни

2. Ак-туализация и мотива-ция

5-6 мин

Актуализация знаний, введение в тему урока.

1.Вводная беседа

Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете?

В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей?

Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать?

Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения.

Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета?

Где мы сталкиваемся с синей птицей?

Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы.

Что же тогда главное в декоративном искусстве?

Сегодня мы будем изображать волшебную Жар-птицу по мотивам Гжели.

2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.

-Чему мы должны сегодня научиться?

— Вам понятна тема и цели?

Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

Отвечают на вопросы:



Желтая, золотая, яркая…

Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица…

В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния









-Да, нет…


-В сказке Метерлинка «Синяя птица»






















-Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта.





-Познакомиться с искусством Гжели.

-Да

-Узнать о Гжели,

Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи….

Удалось заинтересовать, даже немного поспорили,

На следующий год сделаю такой урок как обобщение четверти, чтобы ребята смогли выбрать сами, по мотивам какого промысла изобразить Жар-птицу. Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели.

Удивилась, что ребята довольно хорошо знают русские сказки, многое узнала от них сама.

Начинаю понимать, что взаимодействие «Учитель-ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я у них.


3. Изу-чение и закреп-ление первич-ных знаний

5-7 мин

1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации:

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.

-Правда, очень красиво!?

Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение)

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.

-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?

Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц

-А какие цвета используют художники?

Особенностью Гжельской росписи является использова-ние 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет – кобальт).

-Какие бывают изделия?








— А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает?







Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой:

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России – Гжель,

Где поселилось вдохновенье.

Здесь каждый – мастер и творец…»

Итак – в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству.

Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?















-Да…








-На керамике, фарфоре, фаянсе





-Синий кобальт










-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…

-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную.













Подготовка к упражнению

Большинство дома подбирали материал. Учащиеся активно, достаточно быстро и четко отвечали на вопросы.

Стихотворения не читали (врем. рамки), включила во время практической работы песню Надежды Филатовой «Незабудковая гжель»

Не стала вдаваться в процесс производства гжельский изделий, чтобы не прегружать детей.


4. Отра-ботка навыков

6-10 мин

1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы хохломской росписи»

Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.

2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;

-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки

-Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями».

3.Какие элементы используют народные мастера?

Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся

Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом.




-Линии, сеточки, усики, мазок с тенями…

Дала возможность отдохнуть и перек-лючить внимание – мы посмотрели за окно, солнечный день, сказала о том, что природа будет каждый день менять-ся, а у них есть воз-можность быть к ней ближе, больше гулять и наблюдать за цветением деревь-ев, изменениями каждый день. Затем перешла к тому, что народные умельцы всему учи-лись у природы. С упражне-ниями справились не все, пришлось объяснить несколько вариантов работы, 5 учащихся не сумели освоить технику двойного кистевого мазка сразу, четверым удалось помочь, Ботнарь Влад стал рисовать в 2 приема – голубым, затем синим цветом.

5. При-менение новых знаний

20 мин

1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света:

Душу, гжельскою белой глиною,
Вдруг поманит судьба-кудесница…
И взмахнёт кистью с краской синею,
И распишет всё тонкой линией…
И всё сбудется… и всё слепится…
…В нужном времени… в нужном месте ли –
Пусть Душа вдруг не закачается…
Пусть на белом, небес известием,
Синей птицы счастливой песнею –
Роспись гжельская проявляется!

Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества.

Верьте в себя! И у Вас все получится.

2.Практическая работа.

Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества.

Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети…

Во время практической работы — целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа).

























-Работают самостоятельно.

Вся наглядность убирается.


Времени урока нам катастрофически не хватает, творчество нельзя втиснуть во временные рамки.

Ребята нарисовали интересные образы птиц, но им захотелось большего – вписать их в композиции цветов, а на это недостаточно. времени урока.

Т.к. сразу делала выставку к Пасхе – представила то, что получилось. Работали с удоволь-ствием. Вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут хотят больше, но пока не могут так – развитие рефлексии. Я вижу урок в этом году совсем иначе, чем раньше, и это мне тоже нравится. Я сама нарисовала смайлик и поселила волшебную птицу в свое сердце.

Торможу себя, т.к. многие ребята еще не готовы перестроить свою деятельность на более творческую, испытывают затруднения.

6. Реф-лексия

5 мин

Итог урока.

1. Общая оценка работы класса

Чему Вы научились?



Кто почувствовали вдохновение?

Понравился урок? (смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)



2. Выставка работ учащихся.

Какая работа понравилась и почему?

3. Уборка рабочих мест.

Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.

Домашнее задание:

Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта:

«Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет»

4.С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте:

«Природа нежным

трепетом полна,
И птицы вьются

в синеве небес,
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес!

Воистину воскрес!

Спасибо за урок.




-Основным мотивам и приемам гжельской росписи.

-Поднимают руку..

Получилось красиво, мало времени.

Хочется доделать композицию….

Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе…

Понравилась эта работа, т.к…..


Наводят порядок.










Записывают в дневники.

Урок достиг цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились не всем – смайлики радостные кроме 3 учащихся, 2 чел. – Акиньшина Настя и Ясная Лиза – с трудом отрываются от работы, только вошли во вкус, у Ботнаря Влада не получаются такие мазки, хотя испробовали все варианты – придет после уроков. Ему всегда сложно даются работы красками, связанные с украшением.

Поздравила ребят с наступающей Пасхой, очень рада, что тоже получила после выходных несколько открыток, написанных

по мотивам гжели.



















Приложение

Презентация проекта

IV Заключение


Общая оценка работы класса


Чему Вы научились?

Кто почувствовали вдохновение?

Понравился урок? (смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)


Выставка работ учащихся.

Какая работа понравилась и почему?


Заключительное слово.

Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.


Домашнее задание:


Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре, подумать, что означают строки поэта:

«Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет»


С наступающей Пасхой – поздравление для Вас на доске – читайте:


«Природа нежным

трепетом полна,
И птицы вьются в синеве небес,
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес!

Воистину воскрес!

Спасибо за урок.






V Список литературы


  1. Арбат Ю.А. Фарфоровый городок. Из истории завода Гарднер — ныне Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках. – М.: «Моск. рабочий», 2007, 248 с.

  2. Бржезицкая Аста Давыдовна. Выставка произведений. Москва. 1983. Расписной фарфор. Скульптура. Каталог выставки. – М.: «Сов. художник», 2003, 24 с.

  3. Бубнова Е.А. Старый русский фаянс. – М.: «Искусство», 2003. – 187 с.Врубель М.А. Выставка майоликовых работ и театральных экспонатов. Абрамцево. 1956-1957. К 100-летию со дня рождения. Каталог. Сост. и предисл. Онуфриева С.А. – М.: Просвещение, 2007, 53 с.

  4. Гамелкин С.В. и Калитин М.Г. Гжель и гжельцы. На родине русского фарфора. — «Моск. рабочий», 2004. – 129 с.

  5. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели XVIIIXX веков. — «Художник России», 2006. – 212 с.

  6. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С.   Гжель. Керамика 18-19 веков, керамика 20 века.  М., Планета, 1982г.
    Попова О.С.
      Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково.  М., КОИЗ, 1957г.
    Мусина Р.Р.
      Искусство Гжели.   М,, Знание, 1985г.

  7. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С., Астраханцева Т.Л. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: Издательство: Планета, 2006. — 184 с.

  8. Искусство Гжели. Альбом. Авт. и сост. Якимчук Н.А. – М.: «Сов. Россия», 2005. — 167с.

  9. Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: «Знание», 2005. – 48 с.

  10. Н. А. Горяева. Методическое пособие. К учебнику. «Декоративноприкладное искусство в жизни человека». 5 класс. Под редакцией Б. М. Неменского.

  11. Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. О Виноградове Д.И. – СПб.: Питер, 2004. — 102с.

  12. Никифорова Л.Р. Создатель русского фарфора. Жизнь и деятельность Д.И.Виноградова. – М.: Изд. Гос. Эрм., 1962, 35с.

  13. Салтыков А. Гжельская керамика. — Гос. ист. муз. – 2005. — 38с.

  14. Фарфор Гжели. Каталог выставки. Сост. и ред. Розанов В.Г. – М.: «Сов. художник», 2006. – 21 с.

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Зимний пейзаж в живописи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: